система подогрева воздуха в агрегатах с газотурбинным двигателем
| Классы МПК: | F02C7/08 подогрев впускаемого воздуха перед сгоранием, например выхлопными газами |
| Автор(ы): | Карандашов Б.М., Калегин А.А. |
| Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" |
| Приоритеты: |
подача заявки:
1999-03-24 публикация патента:
20.08.2003 |
Система подогрева воздуха в агрегатах с газотурбинным двигателем может быть использована при создании газоперекачивающих агрегатов и газотурбинных электростанций, имеющих противообледенительную систему в воздухоочистительном устройстве. Система подогрева воздуха включает выхлопную трубу от газотурбинного двигателя и газовоздушный теплообменник с коллектором, размещенным в выхлопной трубе этого двигателя. Коллектор выполнен в виде расширяющегося участка выхлопной трубы. Воздуховоды теплообменника пропущены в зоне расширяющегося участка выхлопной трубы. Изобретение позволяет существенно уменьшить гидравлическое сопротивление трака выхлопа газотурбинного двигателя и, соответственно, увеличить КПД газотурбинного двигателя. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
Система подогрева воздуха, включающая выхлопную трубу от газотурбинного двигателя и газовоздушный теплообменник с коллектором, размещенным в выхлопной трубе этого двигателя, отличающаяся тем, что коллектор выполнен в виде расширяющегося участка выхлопной трубы, а воздуховоды теплообменника пропущены в зоне расширяющегося участка выхлопной трубы.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при создании газоперекачивающих агрегатов (ГПА) и газотурбинных электростанций (ГТЭС), имеющих противообледенительную систему в воздухоочистительном устройстве. Условия размещения и эксплуатации ГПА (ГТЭС), особенно в труднодоступных районах страны, предъявляют к ним ряд жестких требований: блочно-комплектное исполнение, высокий КПД, минимальные габариты, транспортабельность блоков, возможность утилизации тепла и др. Предлагаемое изобретение направлено на усовершенствование одной из систем ГПА (ГТЭС) - системы подогрева воздуха, поступающего в газотурбинный двигатель (ГТД). Из книги А. И. Апанасенко, Н.К. Кривщич, Н.Д. Федоренко. Монтаж, испытания и эксплуатация газоперекачивающих агрегатов в блочно-контейнерном исполнении. Л.: Недра, 1991, стр.97 известна система подогрева воздуха. Система включает вентиляционную магистраль, подведенную к отсеку ГТД, воздуховоды, проложенные от отсека ГТД к входу системы воздухоочистки, выпускной патрубок в отсеке, заслонки, установленные на входных отверстиях выпускного патрубка и воздуховодов. Известна система подогрева воздуха в газотурбинном двигателе, основанная на том, что в выхлопной трубе его размещены коллекторы газовоздушного теплообменника, который установлен в тракте воздуха, что позволяет осуществить подогрев воздуха за счет теплоты выхлопных газов (см. Патент РФ 2069779, F 02 С 7/08, 1996) - прототип. Недостатком прототипа является то, что коллекторы, выполненные в оребренном кожухе, находятся в тракте выхлопа газотурбинной установки, увеличивая тем самым его гидравлическое сопротивление, снижая тем самым общий КПД газотурбинной установки. Технической задачей настоящего изобретения является устранение указанного недостатка. Технический результат достигается тем, что в системе подогрева воздуха, включающей выхлопную трубу от газотурбинного двигателя и газовоздушный теплообменник с коллектором, размещенным в выхлопной трубе этого двигателя, коллектор выполнен в виде расширяющегося участка выхлопной трубы, а воздуховоды теплообменника пропущены в зонах расширения выхлопной трубы. На фиг.1, 2 изображена схема воздушной магистрали с заявляемой системой подогрева воздуха в агрегатах с газотурбинным двигателем. На схеме показаны:- вентиляционная магистраль 1,
- отсек ГТД 2,
- выпускной патрубок в отсеке 3,
- воздуховод 4, проложенный от отсека ГТД к входу в систему воздухоочистки,
- выхлопная труба ГТД 5,
- коллектор теплообменника 6,
- патрубок 7, подводящий подогретый воздух к ГТД от системы воздухоочистки,
- заслонки 8 и 9, регулирующие подвод и отвод воздуха к системе воздухоочистки,
- патрубок 10, отводящий выхлопной газ от ГТД к выхлопной трубе,
- система воздухоочистки 11,
- газовоздушный теплообменник 12,
- зона расширяющегося участка выхлопной трубы 13. Система подогрева воздуха работает следующим образом. Через вентиляционную магистраль 1 холодный (атмосферный) воздух засасывается в отсек ГТД 2 и охлаждает его. Подогретый воздух из отсека ГТД поступает в воздуховоды (при открытой заслонке 8) и по ним поступает в коллектор 6 теплообменника А, где отбирает теплоту у выхлопных газов ГТД. Проходя участок газоводов, размещенный в теплообменнике в зоне расширяющегося участка выхлопной трубы 13 воздух нагревается до необходимой температуры. Далее горячий воздух направляется по воздуховодам к системе воздухоочистки. При необходимости отключения подогрева заслонка 8 закрывается, а заслонка 9 открывается, при задействовании подогрева воздуха заслонки открываются и закрываются в обратном порядке. Использование предложенного технического решения позволяет существенно уменьшить гидравлическое сопротивление тракта выхлопа ГТД, тем самым оптимизировать режим работы ГТД и, соответственно, увеличить КПД ГТД и всего ГПА (ГТЭС) в целом.
Класс F02C7/08 подогрев впускаемого воздуха перед сгоранием, например выхлопными газами
