способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона проведения испытаний

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное унитарное предприятие Тушинское машиностроительное конструкторское бюро "Союз" - дочернее предприятие Федерального государственного унитарного предприятия Российской самолётостроительной корпорации "МиГ"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-12-27
публикация патента:

Способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний включает в себя заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха. В конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180oC, дают дополнительную наработку и дополнительные выходы на режим максимальной тяги при температуре tвx, количество которых рассчитывают исходя из защищаемых изобретением соотношений. Изобретение позволяет при минимальных временных и материальных затратах повысить достоверность результатов испытаний.

Формула изобретения

Способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний, включающий заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха (tН), отличающийся тем, что в конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180oС, и дают дополнительную наработку способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066доп часов, а затем делают nдоп дополнительных выходов на режим максимальной тяги при температуре tвх, исходя из следующих соотношений:

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

где способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - запасы прочности на заданный ресурс наиболее повреждаемой детали ГТД при действующей в период испытания температуре атмосферного воздуха tН и при стандартной температуре tН=+15oС;

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - напряжения в наиболее повреждаемой детали ГТД на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель tвx;

С, m - постоянные материала наиболее повреждаемой детали;

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

C = способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066mдл1способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P1,

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл1, способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл2 - пределы длительной прочности материала наиболее повреждаемой детали при времени до разрушения способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P1 и способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P2 и температуры детали (Т) на режиме максимальной тяги при tвx;

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - циклическая повреждаемость детали за заданный ресурс при действующей в период испытания температуре tН и при принятой стандартной величине tН=+15oC;

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - циклическая повреждаемость за один выход на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель (tвx).

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно авиадвигателестроения.

Известен способ испытаний газотурбинного двигателя с учетом сезона проведения испытаний, включающий заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха (Кузнецов Н.Д., Цейтлин В.И. Эквивалентные испытания газотурбинных двигателей. - М. : Машиностроение, с. 176-191).

Однако существующий способ не учитывает влияния температуры атмосферного воздуха на повреждаемость деталей ГТД, что значительно снижает достоверность полученных результатов. В связи со значительным ростом ресурсов не только двигателей гражданской, но и военной авиации испытания на заданный ресурс становятся очень длительными и проводятся при различных значениях tH, а следовательно, при различных температурах газа (Тг). Это в свою очередь приводит к изменению напряженного состояния деталей газогенератора двигателя в зависимости от Н как на стационарных, так и на переменных режимах. В сезоны, когда температура ниже принятой стандартной величины +15oС (особенно в зимний период), испытания проводятся в более легких условиях, чем при tH = +15oС (условия МСА).

Компенсация недостающей повреждаемости увеличением числа циклов и времени работы на стационарном режиме при существующей в период испытания температуре tH<+15С требует значительного увеличения газовой наработки двигателя и календарных сроков испытания. Обеспечение же в любое время года стандартной температуры на входе в двигатель (+15oС) связано с созданием специальных устройств, создающих столь низкий подогрев воздуха, что является чрезвычайно дорогостоящим.

Задачей настоящего изобретения является повышение достоверности результатов испытания деталей и узлов ГТД на заданный ресурс, связанное с учетом влияния отклонений температуры атмосферного воздуха ниже стандартной величины (+15oС) на повреждаемость деталей, при минимальных временных и материальных затратах.

Поставленная задача решается за счет того, что в известном способе испытаний газотурбинного двигателя (ГТД) с учетом сезона проведения испытаний, включающем заданную в техническом задании на двигатель наработку на стационарном режиме максимальной тяги и переменные режимы с выходом на указанный режим максимальной тяги при существующей в период испытаний температуре атмосферного воздуха, в конечной стадии испытаний двигатель выводят на режим максимальной тяги, повышают температуру воздуха на входе в двигатель до величины tвx, превышающей наружную температуру на 50-180o, и дают дополнительную наработку способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066доп ч, часов, а затем делают nдоп дополнительных выходов на режим максимальной тяги при температуре tвх исходя из следующих соотношений:

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

где способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - запасы прочности за заданный ресурс наиболее повреждаемой детали ГТД при действующей в период испытания температуре атмосферного воздуха tH и при стандартной температуре tH = +15oС,

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - напряжения в наиболее повреждаемой детали ГТД на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель tвх,

С, m - постоянные материала наиболее повреждаемой детали,

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

C = способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066mдл1способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P1,

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл1, способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл2 - пределы длительной прочности материала наиболее повреждаемой детали при времени до разрушения способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P1 и способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P2 и температуре детали (Т) на режиме максимальной тяги при tвх,

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - циклическая повреждаемость детали за заданный ресурс при действующей в период испытания температуре tН и при принятой стандартной величине tH = +15oС,

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 - циклическая повреждаемость за один выход на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе в двигатель (tвx).

Температуру подогрева воздуха на входе в двигатель (tвх) целесообразно выбирать в диапазоне от 70oС до 200oС. Это связано с тем, что при tвx<70C повреждаемость становится соизмеримой с повреждаемостью при температуре +15oС, что потребует значительную по времени дополнительную наработку и большое число дополнительных выходов для компенсации недостающей повреждаемости. Следовательно, сроки испытания и материальные затраты существенно возрастут. Выбор верхней границы диапазона объясняется тем, что при эксплуатации реализуется температура воздуха на входе в двигатель не выше, чем 200oС. Поэтому превышение этой температуры свыше указанной величины не является целесообразным и может привести к дефектам деталей ГТД, несвойственным области применения.

Обоснование выбора указанных соотношений вытекает из следующих соображений. Повреждаемость на стационарном режиме - есть величина, обратная запасу прочности К, т. е. способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066. Дополнительная наработка с подогревом воздуха на входе в двигатель должна быть такая, чтобы повреждаемость за эту наработку способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 в сумме с повреждаемостью за период испытания при существующей температуре атмосферного воздуха способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 должна быть равной повреждаемости при стандартной температуре способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066. Исходя из теории линейного суммирования повреждений можно записать

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

Запас прочности (К) есть отношение длительной прочности материала (способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл) к действующим напряжениям (способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066), т.е. способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 а величина способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл определяется из зависимости способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066mдлспособ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл = C, (см. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин. - М.: Машиностроение, 1979, с. 21), где С и m - постоянные материала.

Подставив указанные зависимости в выражение (1), получим выражение дополнительной наработки для компенсации недостающей повреждаемости при испытаниях в более легких условиях при tН<+15С

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

Аналогично для переменных режимов. Повреждаемость за один цикл (способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066) - есть величина, обратная циклической долговечности (N), т.е. способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 Поэтому, взяв отношение разницы повреждаемостей при стандартной температуре +15oС и при температуре tH за заданный ресурс к повреждаемости за один цикл с выходом на режим максимальной тяги при подогреве воздуха tвx, получим число циклов, компенсирующих недостающую повреждаемость на переменных режимах

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

Величина циклической долговечности (N), необходимая для определения циклической повреждаемости (способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066), вычисляется по известной зависимости Мэнсона или по кривым малоцикловой усталости материала (см. Биргер И.А. и др. Расчет на прочность деталей машин. - М.: Машиностроение, 1979, с. 29).

Аналогичных решений, имеющих сходные с отличительными признаками заявленного изобретения, не обнаружено.

Пример конкретного выполнения

Были проведены испытания газотурбинного двигателя на ресурс 300 часов в зимний период при температуре атмосферного воздуха tH = -15oC. Для компенсации недостающей повреждаемости была дана дополнительная наработка (способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066доп) на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе tвx = 100oC и выполнены дополнительные переменные режимы (nдоп) с выходом на режим максимальной тяги при tвх = 100oС. Наиболее повреждаемой деталью испытываемого ГТД является рабочая лопатка турбины высокого давления. Запас прочности лопатки за указанный ресурс при tH = -15oС равен K-15 = 1,73, а при tH = +15oС равен K+15 = 1,71. Напряжения в лопатке на режиме максимальной тяги при подогреве воздуха на входе 100oС равны способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066 = 17,7 кг/мм2, а температура - Т = 966oС. Длительная прочность материала лопатки при температуре Т = 966oС и времени до разрушения способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P1 = 10 ч равна способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл1 = 35 кг/мм2, а при способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066P2 = 100 ч - способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066дл2 = 24 кг/мм2. Отсюда постоянные С и m равны

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

C = 356,1способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 221006610 = 2,6способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 22100661010.

Дополнительная наработка для компенсации недостающей повреждаемости равна

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

Циклическая повреждаемость за ресурс 300 часов при tH = +15oС равна способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066+15 = 0,42способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 221006610-4, а при tH = -15oС равна способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066-15 = 0,74способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 221006610-6. За один цикл с выходом на режим максимальной тяги при подогреве воздуха на входе tвx = 100oC повреждаемость равна способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066-15 = 0,69способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 221006610-6. Отсюда дополнительное количество переменных режимов (циклов) с выходом на режим максимальной тяги при tвx = 100oC равно

способ испытаний газотурбинных двигателей с учётом сезона   проведения испытаний, патент № 2210066

Технико-экономическая или иная эффективность

Использование предлагаемого способа позволяет при минимальных временных и материальных затратах повысить достоверность результатов испытания, связанную с учетом влияния отклонений температуры атмосферного воздуха в период испытаний ниже стандартной величины на повреждаемость деталей ГТД. Следует отметить, что подогрев воздуха на входе в двигатель осуществляется от устройств, которыми оборудованы все серийные и опытные испытательные станции, т.е. дополнительных затрат на их модернизацию не требуется.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
Наверх