подшипник скольжения
Классы МПК: | F16C33/08 крепление вкладышей, втулок или антифрикционного покрытия к корпусу подшипника F16C33/20 поверхности скольжения, выполненные в основном из пластмасс |
Автор(ы): | Богачев А.П., Отмахов Д.В. |
Патентообладатель(и): | Хабаровский государственный технический университет |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-07-23 публикация патента:
20.07.2003 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения машин и механизмов. Подшипник скольжения включает втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста. Оставшийся после размещения на внутренней поверхности втулки полимерной пленки оставшийся в канавках объем заполняется полимерной композицией. При этом антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом в виде плоской пружины широкой части ласточкиного хвоста. Технический результат - повышение долговечности подшипника скольжения. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2
Формула изобретения
1. Подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста и заполнения оставшегося объема канавок полимерной композицией, отличающийся тем, что антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом широкой части ласточкиного хвоста. 2. Подшипник скольжения по п.1, отличающийся тем, что упругий элемент выполнен в виде плоской пружины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в различных узлах трения. Известен подшипник скольжения, содержащий втулку, на внутренней поверхности которой нанесена антифрикционная полимерная пленка (А.В. Чичинадзе. Полимеры в узлах трения машин и приборов. М.: Машиностроение, 1980, с. 40-41). Недостатком этого подшипника скольжения является то, что получение антифрикционной полимерной пленки производят путем напыления, из-за чего прочность сцепления пленки со втулкой невысока, поэтому снижается надежность работы подшипника. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаемому результату является подшипник скольжения, включающий втулку, на внутренней поверхности которой закреплена антифрикционная полимерная пленка за счет размещения ее участков в кольцевых канавках с профилем в виде ласточкиного хвоста и заполнения оставшегося объема канавок полимерной композицией (патент РФ 2167348. Способ изготовления антифрикционных изделий, БИ 14, 2001). Однако в связи с тем, что при длительной эксплуатации полимерная композиция теряет прочностные свойства, узел крепления антифрикционной полимерной пленки разрушается, особенно при динамических нагрузках и температурных колебаниях. Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение долговечности подшипника скольжения. Решение указанной задачи достигается тем, что согласно изобретению антифрикционная полимерная пленка в кольцевых канавках дополнительно зафиксирована путем обжатия упругим элементом широкой части ласточкиного хвоста. Кроме того, упругий элемент выполнен в виде плоской пружины. Дополнительная фиксация антифрикционной полимерной пленки упругим элементом повышает надежность крепления пленки независимо от старения полимерной композиции при длительной эксплуатации. Использование в качестве упругого элемента плоской пружины повышает долговечность узла крепления антифрикционной полимерной пленки в канавке за счет надежного обжатия пленки и обеспечивает необходимое усилие для крепления пленки к несущей поверхности даже после разрушения полимерной композиции (например, при динамических нагрузках и температурных колебаниях). Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображен общий вид подшипника скольжения с разрезом. На фиг.2 приведен узел I на фиг. 1 - вид конструкции крепления антифрикционной полимерной пленки на втулке. Подшипник скольжения включает втулку 1 и антифрикционную полимерную пленку 2, например, из фторопласта с наполнителем из дисульфида молибдена или графита. На внутренней поверхности втулки 1 нарезаны кольцевые канавки 3 с профилем в виде ласточкиного хвоста, в которых размещена антифрикционная полимерная пленка 2. Оставшаяся часть объема канавки 3 заполнена отвержденной полимерной композицией 4 (например, эпоксидной смолой с наполнителями в виде графита, дисульфида молибдена). В канавках 3 расположен упругий элемент в виде плоской пружины 5, которая обжимает антифрикционную полимерную пленку 2 в широкой части ласточкиного хвоста. Плоскую пружину 5 устанавливают в кольцевую канавку 3 перед заполнением ее полимерной композицией 4. При эксплуатации подшипника скольжения упругий элемент надежно удерживает антифрикционную полимерную пленку 2 в канавке 3 за счет создания армирующего эффекта для полимерной композиции и упругих свойств плоской пружины 5. Таким образом, повышается долговечность подшипника скольжения, так как исключается отслоение антифрикционной полимерной пленки от втулки, особенно при работе узлов трения с динамическими нагрузками и перепадами температур.Класс F16C33/08 крепление вкладышей, втулок или антифрикционного покрытия к корпусу подшипника
подшипник скольжения - патент 2465493 (27.10.2012) | |
подшипниковое устройство для вала - патент 2406889 (20.12.2010) | |
способ восстановления моторно-осевых подшипников локомотивов - патент 2386058 (10.04.2010) | |
способ изготовления антифрикционных изделий - патент 2293023 (10.02.2007) | |
подшипник скольжения - патент 2292492 (27.01.2007) | |
способ изготовления изделия с антифрикционным покрытием (варианты) - патент 2253767 (10.06.2005) | |
способ изготовления антифрикционных изделий - патент 2208725 (20.07.2003) | |
способ изготовления антифрикционных изделий - патент 2185533 (20.07.2002) | |
газостатический подшипник - патент 2167347 (20.05.2001) | |
антифрикционный материал - патент 2075660 (20.03.1997) |
Класс F16C33/20 поверхности скольжения, выполненные в основном из пластмасс