арочный рельс

Классы МПК:B66C6/00 Балки и прочие опорные конструкции для подкрановых путей к кранам
B66C7/08 конструктивные особенности рельсов подкрановых путей или арматура рельсов
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Туманов Вячеслав Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-06
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту и к подкрановым конструкциям преимущественно при скоростном движении и интенсивной эксплуатации. Арочный рельс содержит главу и подошву. Арка рельса выполнена параболической в сечении, причем сечение главы рельса образовано двумя параболическими треугольниками, которые составляют с замком арки единое целое. Две подошвы рельса размещены симметрично относительно вертикальной оси снаружи арки и являются ее пятами. При этом сечение рельса относительно главной горизонтальной оси Х сбалансировано. Технический результат изобретения - повышение надежности, снижение материалоемкости и упрощение проката рельса. 3 табл., 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Арочный рельс, содержащий главу и подошву, отличающийся тем, что арка рельса выполнена параболической в сечении, причем сечение главы рельса образовано двумя параболическими треугольниками, составляющими с замком арки единое целое, а две подошвы размещены симметрично, относительно вертикальной оси снаружи арки, являясь ее пятами, при этом сечение рельса относительно главной горизонтальной оси Х сбалансировано.

Описание изобретения к патенту

Предполагаемое изобретение относится к железнодорожному транспорту и к подкрановым конструкциям преимущественно при скоростном движении и интенсивной эксплуатации.

За прототип примем обычный железнодорожный рельс [1, с.61; 2, с.510; 3, с.270] с соотношением высоты к ширине подошвы 1,12...1, 23.

У прототипа имеются следующие недостатки: плохая устойчивость рельса при действии боковых сил Т, так как высота рельса больше его ширины, отсутствие амортизирующей способности, сложность закрепления рельса к шпалам или основанию.

У всех применяемых в настоящее время железнодорожных и крановых рельсов центр тяжести не совпадает с серединой высоты сечения, поэтому моменты сопротивления верхний Wхв и нижний Wхн не равны между собой. У рельса Р50 разбаланс достигает 15%, а у кранового рельса КР60 -17%. Очевидно этот недостаток должен быть устранен, то есть сечение рельса должно быть сбалансировано.

Наиболее близким аналогом является патентный документ RU 99101612 А, 20.10.2000, в котором описан арочный рельс.

Технический результат изобретения - повышение надежности, снижение материалоемкости и упрощение проката рельса.

Он достигнут тем, что арка рельса выполнена параболической в сечении, причем сечение главы рельса образовано двумя параболическими треугольниками, составляющими с замком арки единое целое, а две подошвы размещены симметрично относительно вертикальной оси Y ветвей арки, являясь пятами ветвей, при этом сечение рельса относительно главной горизонтальной оси Х сбалансировано

Sхв=Sхн

где Sхв и Sхн - соответственно статические моменты верхней и нижней частей сечения относительно главной горизонтальной оси X.

Сбалансированность сечения обеспечивает равенство моментов сопротивления на верхней и нижней гранях сечения

Wхн=Wхв

Параболический треугольник - это площадь сечения, ограниченная по контуру двумя пересекающимися прямыми и третьей стороной, очерченной по параболе [Справочник проектировщика расчетно-теор. М.: 1960, с.104].

Запишем формулу (1) в следующем виде:

арочный рельс, патент № 2208570,

где А - площадь сечения арочного рельса;

S2арочный рельс, патент № 2208570 - статический момент двух параболических треугольников, образующих главу рельса;

арочный рельс, патент № 2208570 статический момент контура внешней арки;

арочный рельс, патент № 2208570 статический момент параболической полости;

Sn - статический момент двух свесов подошвы рельса.

арочный рельс, патент № 2208570

где h - высота рельса;

0,3hарочный рельс, патент № 2208570 - расстояние до центра тяжести параболического треугольника;

2h/5- расстояние до центра тяжести параболы;

2h0/5- расстояние до центра тяжести параболической полости;

арочный рельс, патент № 2208570 площадь контура внешней параболы, арочный рельс, патент № 2208570

арочный рельс, патент № 2208570 площадь параболической полости, арочный рельс, патент № 2208570

An - площадь двух свесов подошвы рельса;

tn - толщина свесов подошвы.

Введем следующие постоянные коэффициенты:

арочный рельс, патент № 2208570 ширины арки;

арочный рельс, патент № 2208570 пустотности по ширине;

арочный рельс, патент № 2208570 пустотности по высоте;

арочный рельс, патент № 2208570 пустотности по площади;

арочный рельс, патент № 2208570 = tn/h - толщины подошвы рельса,

где bг - ширина главы рельса;

b - ширина арки;

b0 - ширина полости;

h0 - высота полости.

Уравнение верхней поверхности арки есть парабола (фиг.1)

y=kхо 2, (3)

где k - коэффициент кривизны поверхности, кривизну поверхности следует назначить такой, чтобы реборда колеса не истирала ветвь арки, а взаимодействовала только с боковой поверхностью параболического треугольника, тогда кривизна арки будет равна

k = 4hарочный рельс, патент № 2208570/b2г (4)

где hарочный рельс, патент № 2208570 - высота вертикальной стороны параболического треугольника.

Высоту hарочный рельс, патент № 2208570 и bг примем такими же, как у выпускаемых в настоящее время рельсов [2, с.270].

Из (2) имеем hарочный рельс, патент № 2208570 = k(0,5bг)2 = арочный рельс, патент № 22085702h (5).

Так же имеем площадь сечения параболической полости арочный рельс, патент № 2208570, высота полости h0 = арочный рельс, патент № 2208570h (7), толщина свесов подошвы tn = арочный рельс, патент № 2208570h (8).

Подставив (5, 6, 7, 8) в (2), получим площадь сечение параболической арки по внешнему контуру в зависимости от коэффициентов арочный рельс, патент № 2208570, арочный рельс, патент № 2208570, арочный рельс, патент № 2208570, арочный рельс, патент № 2208570:

арочный рельс, патент № 2208570

Для прокатывания рельса на прокатном станке получим основные размеры сечения.

Задавшись коэффициентами арочный рельс, патент № 2208570, арочный рельс, патент № 2208570, арочный рельс, патент № 2208570, арочный рельс, патент № 2208570, определяем площадь параболической арки арочный рельс, патент № 2208570 по формуле (9), находим ширину арки b = bг/арочный рельс, патент № 2208570 (10), находим высоту рельса арочный рельс, патент № 2208570 и определяем все остальные размеры рельса: высоту параболической полости h0=арочный рельс, патент № 2208570h, ширину параболической полости b0 = арочный рельс, патент № 2208570арочный рельс, патент № 2208570 (12), толщину подошвы (пяты) tn/= арочный рельс, патент № 2208570h (13), площадь сечения двух свесов подошвы:

арочный рельс, патент № 2208570,

ширину двух свесов подошвы 2bn=An/tn.

Таким образом, все необходимые размеры для прокатывания сбалансированного рельса определены.

Характеристики сбалансированного сечения находим обычным образом по известным формулам сопротивления материалов [3].

Первоначально найдем положение центра тяжести двух параболических треугольников относительно оси Х0? проходящей по верхней грани сечения рельса, имея характеристики для прямоугольника и параболы:

арочный рельс, патент № 2208570

Найдем момент инерции двух параболических треугольников относительно оси Х0

арочный рельс, патент № 2208570

Собственный момент инерции двух параболических треугольников относительно оси, проходящей через их центры тяжести

арочный рельс, патент № 2208570

Найдем момент инерции двух параболических треугольников относительно оси хн, проходящей по нижней грани рельса

арочный рельс, патент № 2208570

где

арочный рельс, патент № 2208570

арочный рельс, патент № 2208570

Теперь легко определить момент инерции всего сечения рельса относительно оси хн

арочный рельс, патент № 2208570

Подставив (6, 7, 8) в (20), получим

арочный рельс, патент № 2208570

где арочный рельс, патент № 2208570

арочный рельс, патент № 2208570

Подставив (21), получим

арочный рельс, патент № 2208570

арочный рельс, патент № 2208570

Теперь легко найти главный момент инерции

арочный рельс, патент № 2208570

и момент сопротивления

арочный рельс, патент № 2208570

Момент инерции относительно вертикальной оси равен

арочный рельс, патент № 2208570

или, подставив (6) и (7), получим

арочный рельс, патент № 2208570

Момент сопротивления

Wу=2Jy/bmax (26)

Полярный момент инерции

Jр=Jx+Jy (27)

Сравнение с прототипом показывает существенное отличие разработанного рельса. Рельс имеет параболическую форму сечения и сечение рельса сбалансировано.

На фиг.1 показано сечение разработанного рельса. На фиг.2 показана заготовка для рельса.

Сечение рельса содержит параболическую арку 1 и два параболических треугольника 2 в его главе.

Арка 1, в свою очередь, имеет замок а, объединяющий ветви b и подошвы с, размещенные симметрично относительно вертикальной оси, примыкающие к ветвям b снаружи внизу и являющиеся пятами арки 1.

Параболические треугольники 2 добавляют в замок а арки 1 площадь сечения и составляя с замком а единое целое образуют главу арочного рельса.

Параболические треугольники 2 добавляют в замок а арки площадь сечения и образуют главу рельса. Рельс прокатывается на прокатном стане из износостойкой рельсовой стали.

Первоначально прокатывается заготовка, показанная на фиг.2, а затем заготовка трансформируется в рельс, имеющий в основе своей параболическую арку 1.

При прокатывании металл по сечению распределяется таким образом, что статические моменты верхней и нижней частей сечения равны Sхв=Sхв, где Sхв и sхн - статические моменты соответствующих частей сечения относительно главной горизонтальной оси X.

Рельс воспринимает подвижные вертикальные Р и горизонтальные Т силы и распределяет эти воздействия на нижележащие конструкции или через подрельсовые подкладки на шпалы. Затяжкой у рельса является или верхний пояс подкрановой балки или подрельсовая подкладка.

Ввиду того, что рельс имеет арочную основу, максимальная ширина подошвы рельса всегда больше его высоты h: bmax>h, поэтому устойчивость рельса высока.

При одновременном действии Р и Т сжимающие напряжения в одной из ветвей арки уменьшаются, в другой же увеличиваются. Обе ветви работают на сжатие без изгиба.

Ветви арки имеют переменную толщину и этим обеспечено равномерное распределение напряжений по длине ветви, несмотря на то, что силы Р и Т приложены сосредоточенно.

При рассматривании рисунка легко увидеть аналогию с природными объектами, например коренной зуб человека или корни дерева, где всегда соблюден принцип равнопрочности.

Экономический эффект достигнут из-за рационального распределения материала по сечению рельса. Благодаря параболической полости под рельсом металл удален из малонапряженной зоны и оттеснен на периферию, где он использован наиболее эффективно. Шейка обычного рельса заменена двумя ветвями арки, что позволило легко воспринимать не только сосредоточенные силы Р и Т, но и крутящие моменты Мкр.

При установке рельса на подкрановую балку и соединении его с балкой в единое целое заклепками-втулками с замыкающими сердечниками [4] или фрикционными болтами [4], возникает трубчатая конструкция, отлично работающая на кручение и обладающая в сотни раз большим моментом на кручение, чем обычный рельс!!!

Ввиду хорошей устойчивости рельса при опрокидывании и надежном закреплении его на подрельсовом основании обеспечена надежная эксплуатация его при высоких скоростях движений составов.

Экономический эффект возник от значительного увеличения всех характеристик рельса без исключения! Об этом свидетельствует сравнение сортаментов разработанных и существующих рельсов.

В табл. 1 приведены размеры сечений эффективных крановых и железнодорожных рельсов.

В табл.2 приведены площади сечений, моменты инерции, моменты сопротивления и масса эффективных крановых и железнодорожных рельсов.

В табл. 3 приведены коэффициенты, показывающие, во сколько раз увеличились характеристики эффективных кранового и железнодорожного рельсов.

Список литературы

1. Сахновский М.М. Справочник конструктора строительных сварных конструкций. - Днепропетровск: Промiнь, 1975 - 273 с.

2. Гохберг М.М. Металлические конструкции подъемно-транспортных машин. - Л.: Машиностроение, 1970. - 520 с.

3. Васильченко В.Т. и др. Справочник конструктора металлических конструкций - Киев: Будивельник, 1980. - 288 с.

4. Нежданов К. К. , Васильев А.В., Калмыков В.А., Нежданов А.К. Патент России 2114328. Бюл. 18, 1998.

Класс B66C6/00 Балки и прочие опорные конструкции для подкрановых путей к кранам

способ повышения ресурса подкрановой балки -  патент 2527597 (10.09.2014)
способ увеличения сопротивляемости подкрановой балки динамическим воздействиям колес мостовых кранов -  патент 2486127 (27.06.2013)
подкрановая балка -  патент 2478557 (10.04.2013)
способ полной разгрузки железобетонной консоли колонны от воздействия подкрановых балок -  патент 2469948 (20.12.2012)
пролетная балка -  патент 2467945 (27.11.2012)
устройство для разгрузки балки или стержня -  патент 2462411 (27.09.2012)
способ восстановления работоспособности сварной подкрановой балки, поврежденной усталостными трещинами -  патент 2460621 (10.09.2012)
способ надвижки новых подкрановых балок взамен старых с минимальными помехами основному производственному процессу -  патент 2458846 (20.08.2012)
балка основания рельсового пути башенного крана -  патент 2372273 (10.11.2009)
замковое соединение рельсов в блок -  патент 2295601 (20.03.2007)

Класс B66C7/08 конструктивные особенности рельсов подкрановых путей или арматура рельсов

Наверх