электрическая передача мощности тягового транспортного средства

Классы МПК:B60L11/08 с генераторами и двигателями переменного тока 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Российский государственный открытый технический университет путей сообщения
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-04
публикация патента:

Электрическая передача мощности тягового транспортного средства содержит тяговый синхронный генератор, приводимый от теплового двигателя, блок возбуждения тягового синхронного генератора, асинхронные тяговые двигатели и блок управления передачей. Статорные обмотки тягового синхронного генератора подключены к статорным обмоткам двух одинаковых асинхронных тяговых двигателей. Роторные обмотки асинхронных тяговых двигателей соединены последовательно и подключены к электродвигателю постоянного тока, вал которого соединен с валом теплового двигателя, а обмотка возбуждения подключена ко второму блоку возбуждения посредством выпрямителя. Валы асинхронных тяговых двигателей соединены между собой и с осями движущих колес тягового транспортного средства. Статор одного из асинхронных тяговых двигателей выполнен поворотным и соединен с механизмом поворота, блок управления подключен к тепловому двигателю, блокам возбуждения тягового синхронного генератора и электродвигателя постоянного тока и к механизму поворота статора асинхронного тягового двигателя. Технический результат заключается в уменьшении габаритов, уменьшении массы, снижении стоимости и повышении КПД устройства. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Электрическая передача мощности тягового транспортного средства, содержащая тяговый синхронный генератор, приводимый от теплового двигателя, блок возбуждения тягового синхронного генератора, асинхронные тяговые двигатели и блок управления передачей, отличающаяся тем, что статорные обмотки тягового синхронного генератора подключены к статорным обмоткам двух одинаковых асинхронных тяговых двигателей, роторные обмотки которых соединены последовательно и подключены к электродвигателю постоянного тока, вал которого соединен с валом теплового двигателя, а обмотка возбуждения подключена ко второму блоку возбуждения посредством выпрямителя, а валы асинхронных тяговых двигателей соединены между собой и с осями движущих колес тягового транспортного средства, статор одного из асинхронных тяговых двигателей выполнен поворотным и соединен с механизмом поворота, блок управления подключен к тепловому двигателю, блокам возбуждения тягового синхронного генератора и электродвигателя постоянного тока и к механизму поворота статора асинхронного тягового двигателя.

Описание изобретения к патенту

Известны электрические передачи мощности тяговых транспортных средств постоянного и переменного тока. Электрические передачи мощности переменно-постоянного и переменно-постоянно-переменного тока имеют определенные преимущества перед электрическими передачами мощности постоянного тока. Известные электрические передачи переменно-постоянно-переменного тока содержат тяговый синхронный генератор с блоком возбуждения, тяговую выпрямительную остановку, тяговый преобразователь частоты и асинхронные тяговые двигатели [1-12] . Такие электрические передачи мощности разработаны на основе систем электрического привода осей движущих колес электрического тягового подвижного состава, на котором нет тягового синхронного генератора, а электрическая энергия подается от контактной сети. С учетом наличия на тяговом транспортном средстве тягового синхронного генератора могут быть разработаны электрические передачи мощности с применением асинхронных тяговых двигателей без использования преобразователей частоты, которые имеют определенные габаритные размеры, массу, стоимость, надежность.

Предлагаемая электрическая передача мощности тягового транспортного средства содержит следующие элементы (см. принципиальную блок-схему на фиг.1): тяговый синхронный генератор 1, обмотка возбуждения которого подключена к блоку возбуждения 2, вал его соединен с валом теплового двигателя и с валом электродвигателя постоянного тока 4, обмотка возбуждения которого подключена ко второму блоку возбуждения 5; статорная обмотка тягового синхронного генератора подключена к статорным обмоткам асинхронных тяговых двигателей 6 и 7, роторные обмотки которых соединены последовательно и подключены к электродвигателю постоянного тока 4 посредством выпрямителя 8, а валы соединены между собой и с осями 9 движущих колес тягового транспортного средства; статор одного из асинхронных тяговых двигателей выполнен поворотным и соединен с механизмом поворота 10, а также блок управления 11 электрической передачей мощности тягового транспортного средства, подключенный к тепловому двигателю 3, блокам возбуждения 2 и 5 и к механизму поворота 10.

Предлагаемая электрическая передача мощности тягового транспортного средства работает следующим образом. При максимальных окружных скоростях вращения электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 max валов асинхронных тяговых двигателей и оси движущих колес 9 электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 22077010 поворотный статор одного из асинхронных тяговых двигателей должен быть поставлен в такое положение, чтобы ЭДС, наводимые в обмотках вращающихся роторов асинхронных тяговых двигателей, совпадали по фазе, т.е. чтобы угол рассогласования между положениями статоров асинхронных тяговых двигателей 6 и 7 электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701max был равен 180o электрических (это соответствует электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701180o/р градусов геометрических, где р - число пар полюсов асинхронного тягового двигателя). При этом угле сдвига статоров электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701max оба асинхронных тяговых двигателя работают как один асинхронный тяговый двигатель двойной мощности. Электродвигатель постоянного тока может иметь такой ток возбуждения Iв, какой необходим для работы электрической передачи мощности тягового транспортного средства в данном режиме. Увеличение тока возбуждения Iв приводит к уменьшению электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 асинхронных тяговых двигателей и наоборот, уменьшение тока возбуждения Iв приводит к увеличению электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701.

В рассматриваемом случае (в диапазоне больших электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701) изменение электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 целесообразно производить путем изменения тока возбуждения в электродвигателя постоянного тока до значения скольжения S=0,25, при этом ток возбуждения Iв должен быть максимальным. Последующее снижение электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 (скорости тягового транспортного средства) достигается поворотом статора асинхронного тягового двигателя 7. При повороте статора в сторону уменьшения электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 результирующая ЭДС роторных обмоток асинхронных тяговых двигателей 6 и 7, равная геометрической сумме ЭДС обмоток роторов, при том же S начнет уменьшаться, выпрямленный ток д в цепи электродвигателя постоянного тока 4 снизится, и момент, развиваемый асинхронными тяговыми двигателями, уменьшится. Частота электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 будет снижаться до значения, при котором вращающий момент обоих асинхронных тяговых двигателей станет равным моменту сопротивления, создаваемому движущими колесами тягового транспортного средства. При отсутствии угла сдвига между статорными обмотками асинхронных тяговых двигателей (т.е. при электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701=0o) ЭДС обмоток их роторов равны и направлены встречно, результирующая ЭДС равна нулю и частота электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 = 0. Увеличение электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 достигается поворотом статора асинхронного тягового двигателя 7 (увеличением электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701) (см. механические характеристики асинхронных тяговых двигателей 6 и 7 при разных электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 (от минимального - линия 1 до 180o - линия 5) и разных токах роторов Iд (линии 6-9)), а затем уменьшением Iв электродвигателя постоянного тока 4.

Зависимости Iд и отношения фазного напряжения Е2кф (на разомкнутых контактных кольцах) роторов асинхронных тяговых двигателей к приведенному к цепи ротора сопротивлению фазы асинхронного тягового двигателя xд при S=1,0 от относительной электрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 даны на фиг.2.

Предлагаемая электрическая передача мощности тягового транспортного средства может быть применена при изменении передаточного отношения передачи 10:1. В связи с использованием энергии скольжения роторов асинхронных тяговых двигателей (отставания их от вращающихся магнитных полей статоров) в электродвигателе постоянного тока 4 электрическая передача мощности весьма экономична, так как потери мощности в ней невелики и равны сумме потерь в тяговом синхронном генераторе, асинхронных тяговых двигателях 6 и 7 и электродвигателе постоянного тока 4. Использование в роторной цепи асинхронного тягового двигателя неуправляемого выпрямителя 8 повышает надежность электрической передачи мощности по сравнению с электрической передачей мощности переменно-постоянно-переменного тока. Разгон тягового транспортного средства с предлагаемой электрической передачей мощности осуществляется весьма плавно: на первой стадии - поворотом статора асинхронного тягового двигателя 7, а затем - уменьшением Iв электродвигателя постоянного тока 4. В связи с тем, что напряжение на выпрямителе 8 и электродвигателе постоянного тока 4 (независимо от диапазона регулирования скорости тягового транспортного средства) не превышает 25% приведенного напряжения на кольцах роторов (при их неподвижном состоянии S=1,0), установленная мощность не превышает 25% установленной мощности электрической передачи мощности тягового транспортного средства. Необходимость поворота статора одного из асинхронных тяговых двигателей несколько усложняет конструкцию электрической передачи мощности, однако создание таких асинхронных тяговых двигателей не представляет особых трудностей.

В предлагаемой электрической передаче мощности тягового транспортного средства асинхронные тяговые двигатели питаются напряжением от тягового синхронного генератора, которое имеет синусоидальную форму, поэтому КПД и cosэлектрическая передача мощности тягового транспортного   средства, патент № 2207701 (коэффициент мощности) этих асинхронных тяговых двигателей и тягового синхронного генератора больше, чем у асинхронных тяговых двигателей, питаемых напряжением от тяговых преобразователей частоты, которое заметно отличается от синусоидального, особенно в области низких частот. Таким образом, предлагаемая электрическая передача мощности тягового транспортного средства имеет определенные преимущества перед известными электрическими передачами мощности тяговых транспортных средств, содержащими тяговую выпрямительную установку и тяговый преобразователь частоты в силовой цепи (между тяговым синхронным генератором и асинхронными тяговыми двигателями). Она имеет меньшие габаритные размеры, массу и стоимость, высокую надежность, более высокий КПД, меньшие расходы на обслуживание и ремонт.

Источники информации

1. Луков Н.М. Регулирование тепловозных тяговых электрических машин. - М.: ВЗИИТ, 1973.

2. Луков Н.М. Автоматические системы управления и регулирования тепловозов. - М.: МИИТ, 1983.

3. Луков Н.М. и др. Передачи мощности тепловозов. - М.: Транспорт, 1987.

4. Луков Н.М. Автоматизация тепловозов, газотурбовозов и дизель-поездов. - М.: Машиностроение, 1988.

5. Луков Н.М. Основы автоматики и автоматизации тепловозов. - М.: Транспорт, 1989.

6. Булгаков А. А. Частотное управление асинхронными тяговыми электродвигателями. - М.: Наука, 1966.

7. Винокуров В. А. , Попов Д.А. Электрические машины железнодорожного транспорта. - М.: Транспорт, 1986.

8. Степанов А.Д. и др. Передачи мощности тепловозов. - М.: Машиностроение, 1967.

9. Степанов А. Д. Автоматическое регулирование мощности в тепловозах и газотурбовозах. - М.: Машиностроение, 1964.

10. Камаев А.А. Конструкция, расчет и проектирование локомотивов. - М.: Машиностроение, 1981.

11. A.c. 300048 (СССР). Способ регулирования электрической передачи тепловозов /В.И.Липовка и др., БИ 28, 1972.

12. А.с. 300049 (СССР). Способ регулирования электрической передачи тепловоза /В.И.Липовка и др., БИ 28, 1972.

Класс B60L11/08 с генераторами и двигателями переменного тока 

электромеханическая трансмиссия -  патент 2529306 (27.09.2014)
электрическая передача мощности тягового транспортного средства на переменном токе -  патент 2509002 (10.03.2014)
устройство и способ электрического питания, по меньшей мере, одной асинхронной машины на борту летательного аппарата -  патент 2474950 (10.02.2013)
преобразовательный комплекс энергоснабжения тепловоза -  патент 2470436 (20.12.2012)
гибридная двигательная и трансмиссионная система для мотоциклов -  патент 2461471 (20.09.2012)
модуль преобразования электроэнергии для комбинированной энергетической установки транспортного средства -  патент 2459719 (27.08.2012)
система электродвижения автономного объекта -  патент 2436691 (20.12.2011)
дизель-электрическая приводная система -  патент 2427482 (27.08.2011)
дизель-электрическая система привода с возбуждаемым постоянными магнитами синхронным генератором -  патент 2414046 (10.03.2011)
электромеханическая трансмиссия транспортного средства -  патент 2412831 (27.02.2011)
Наверх