осевой компрессор газотурбинного двигателя

Классы МПК:F04D19/00 Насосы с осевым потоком
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа Авиамоторный научно- технический комплекс "Союз"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-12-20
публикация патента:

Осевой компрессор предназначен для обеспечения повышения давления воздуха в камере сгорания авиационного газотурбинного двигателя. Компрессор содержит ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры. В вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала. При этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части для сообщения масляной полости с каналом вала. Конструкция компрессора позволяет снизить его габариты и вес, а также повысить надежность работы. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Осевой компрессор газотурбинного двигателя, содержащий ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры, в вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала, при этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части для сообщения масляной полости с каналом вала.

2. Компрессор по п.1, отличающийся тем, что в вале выполнены, по меньшей мере, два дополнительных диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой, причем дополнительные отверстия смещены относительно первых в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала.

3. Компрессор по п.1 или 2, отличающийся тем, что закрепление трубки в отверстиях вала выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках отверстий вала.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности компрессоростроению авиационных газотурбинных двигателей.

Известен осевой компрессор газотурбинного двигателя, содержащий ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующим с статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры (см. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. М.: Машиностроение, 1974, с. 66, рис. 3.13).

Данный компрессор имеет сложную конструкцию суфлирования (связи с атмосферой) масляной полости подшипниковой опоры, что увеличивает его вес и снижает надежность работы.

Задачей изобретения является уменьшение габаритов и веса компрессора газотурбинного двигателя, а также повышение надежности его работы за счет обеспечения суфлирования масляной полости.

Указанный технический результат достигается за счет того, что осевой компрессор газотурбинного двигателя содержит ротор с лопатками и валом, имеющим осевой канал, сообщенный с атмосферой, и образующий со статором кольцевую масляную полость подшипниковой опоры.

В вале выполнены два диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала, при этом в отверстиях неподвижно закреплена трубка с боковым вырезом в ее центральной части. В вале могут быть выполнены, по меньшей мере, два дополнительно диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой, причем дополнительные отверстия смещены относительно первых в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала. Закрепление трубки в отверстиях вала выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках отверстий вала.

Изобретение поясняется чертежом, где изображен продольный разрез осевого компрессора газотурбинного двигателя.

Осевой компрессор газотурбинного двигателя содержит ротор с лопатками 1 и валом 2, имеющим осевой канал 3, сообщенный с атмосферой, и образующим со статором 4 кольцевую масляную полость 5 подшипниковой опоры 6, причем в вале 2 выполнены два диаметрально расположенных отверстия 7 с фасками 8 по периферии вала 2, при этом в отверстиях 7 неподвижно закреплена трубка 9 с боковым вырезом 10 в ее центральной части для сообщения масляной полости 5 с каналом 3 вала 2. В вале 2 выполнены, по меньшей мере, два дополнительных диаметрально расположенных отверстия с фасками по периферии вала 2 и с неподвижно закрепленной аналогичной трубкой (на чертеже не показаны), причем дополнительные отверстия смещены относительно первых отверстий 7 в осевом направлении и равномерно расположены по окружности вала 2. Закрепление трубки 9 в отверстиях 7 вала 2 выполнено посредством развальцовки ее стенок в фасках 8 отверстий 7 вала 2 (на чертеже не показано).

Трубка или трубки 9 могут быть также запрессованы в отверстиях 7 вала 2, при этом коэффициент температурного расширения материала трубки 9 должен быть больше коэффициента температурного расширения материала вала 2 во всем диапазоне рабочих температур, что обеспечит неподвижность их соединения.

Боковые вырезы 10 соседних трубок 9 желательно ориентировать в противоположные стороны друг от друга, что позволит исключить их затенения.

Работа осевого компрессора газотурбинного двигателя осуществляется следующим образом.

При вращении ротора масло, попадающее внутрь трубки 9 из масляной полости 5, отбрасывается обратно в масляную полость 5.

При остановке ротора масло имеет возможность перетекать с одного торца трубки 9 на другой, не попадая во внутреннюю полость компрессора. Воздух и масляные пары, имеющиеся в масляной полости 5, проходят внутрь трубки 9 и через боковой вырез 10 выходят в атмосферу по осевому каналу 3. При этом перепад давления между масляной полостью 5 и атмосферой регулируется выбором необходимого числа и размера трубок 9 и боковых вырезов 10.

Класс F04D19/00 Насосы с осевым потоком

система впрыска воды осевого многоступенчатого компрессора -  патент 2524594 (27.07.2014)
вентилятор местного проветривания шахт -  патент 2509894 (20.03.2014)
осевой вентилятор -  патент 2508475 (27.02.2014)
турбомолекулярный насос с однопоточной турбомолекулярной проточной частью -  патент 2490519 (20.08.2013)
структурная или неструктурная соединительная стойка картера компрессора турбореактивного двигателя, промежуточный картер турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2472042 (10.01.2013)
модернизированный осевой вентилятор -  патент 2470159 (20.12.2012)
вентилятор газотурбинного двигателя, газотурбинный двигатель и втулка крепления фланца платформы -  патент 2467211 (20.11.2012)
устройство контуров отбора воздуха, ступень компрессора, содержащая такое устройство, компрессор, содержащий такую ступень, и турбореактивный двигатель, содержащий такой компрессор -  патент 2467209 (20.11.2012)
рабочее колесо осевого вентилятора -  патент 2466301 (10.11.2012)
компрессор -  патент 2459979 (27.08.2012)
Наверх