высокомоментный вариатор

Классы МПК:F16H29/08 в которых передаточное число изменяется посредством регулирования пути движения, расположения шарнира или рабочей длины качающегося соединительного элемента 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Пылаев Борис Васильевич
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-05
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс. Он содержит корпус, входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал. Вал водила составляет единое звено с выходным валом. На двух других валах посажены колеса дифференциала с установленными с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами. Каждый приводной механизм включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты, установленный в направляющих на корпусе ползун с пазом, каретку с установленной в пазу ползуна цилиндрической цапфой. Направляющие каретки выполнены перпендикулярно оси входного вала с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения. Технический результат - упрощение и удешевление конструкции. 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

Высокомоментный вариатор, содержащий установленные на подшипниках в корпусе входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленную в перпендикулярных оси входного вала направляющих, взаимодействующую с кулачком каретку с возможностью передачи колебательного движения ведущим полумуфтам обгонных муфт с варьируемым от рукоятки изменения передаточного отношения размахом колебаний, отличающийся тем, что каждый приводной механизм снабжен установленным в перпендикулярных входному валу направляющих на корпусе и кинематически жестко соединенным с ведущими полумуфтами обгонных муфт ползуном с перпендикулярным его направляющим пазом, а на каретке выполнена установленная в пазу ползуна цилиндрическая цапфа, при этом направляющие каретки смонтированы с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и предназначено для плавного изменения передаточного отношения трансмиссии машин при большой передаваемой мощности, включая останов ведомого вала под нагрузкой и реверс.

Известны высокомоментные вариаторы, в которых момент от входного к выходному валу передается посредством кулачков, кареток, коромысел, обгонных муфт и трехвального дифференциала, а плавное изменение передаточного отношения достигается изменением плеч рычагов [1] или относительным перемещением коромысел и кулачка [1,2] . В известных вариаторах имеет место достаточно сложная, дорогая и громоздкая конструкция.

Примем за прототип наиболее близкий по технической сущности и достигаемому результату высокомоментный вариатор [3], содержащий установленные на подшипниках в корпусе входной с кулачками и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленную в перпендикулярных оси входного вала направляющих на корпусе и взаимодействующую с кулачком каретку, одним концом соединенный кулисой с кареткой двуплечий рычаг, связанный другим концом посредством реечного механизма, с возможностью передачи колебательного движения, с ведущими полумуфтами обгонных муфт, при этом средняя опора двуплечего рычага выполнена перемещаемой относительно корпуса рукояткой изменения передаточного отношения.

Признаки известного механизма (прототипа), совпадающие с заявляемым изобретением, следующие. Известный высокомоментный вариатор содержит установленные на подшипниках в корпусе входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко связанными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленную в перпендикулярных оси входного вала направляющих взаимодействующую с кулачком каретку с возможностью передачи колебательного движения ведущим полумуфтам обгонных муфт с варьируемым от рукоятки изменения передаточного отношения размахом колебаний.

В известном вариаторе кинематическая связь ведущих полумуфт с кареткой конструктивно сложная, дорогая и громоздкая, что связано с выбранным способом изменения размаха колебаний ведущих полумуфт обгонных муфт.

Цель предлагаемого изобретения - упрощение и удешевление конструкции.

Предлагаемый высокомоментный вариатор имеет следующие существенные признаки. Он содержит установленные на подшипниках в корпусе входной и выходной валы, рукоятку изменения передаточного отношения, трехвальный зубчатый дифференциал, вал водила которого с сателлитом составляет единое звено с выходным валом, а на двух других валах посажены сцепленные с сателлитом колеса дифференциала, снабженные с возможностью сообщения вращательного движения с относительным фазовым сдвигом на 90o приводными механизмами, каждый из которых включает в себя смонтированный на входном валу кулачок, две обгонные муфты с кинематически жестко соединенными с колесом дифференциала ведомыми полумуфтами, установленный в перпендикулярных входному валу направляющих на корпусе и кинематически жестко соединенный с ведущими полумуфтами обгонных муфт ползун с перпендикулярным его направляющим пазом, смонтированную на направляющих каретку с установленной в пазу ползуна цилиндрической цапфой, при этом направляющие каретки выполнены перпендикулярно оси входного вала с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения.

Отличительными от прототипа признаками изобретения являются следующие. В предлагаемом высокомоментном вариаторе приводной механизм снабжен установленным в перпендикулярных входному валу направляющих на корпусе и кинематически жестко соединенным с ведущими полумуфтами обгонных муфт ползуном с перпендикулярным его направляющим пазом, а на каретке выполнена установленная в пазу ползуна цилиндрическая цапфа, при этом направляющие каретки смонтированы с возможностью поворота относительно корпуса от рукоятки изменения передаточного отношения.

На фиг.1 и 2 представлен вариант конструкции высокомоментного вариатора: на фиг.1 - поперечное сечение; на фиг.2 - продольное сечение; на фиг.3, 4 и 5 - положения звеньев вариатора при разных комбинациях рукоятки изменения передаточного отношения; на фиг. 6 - кулачок; на фиг.7 - графики угловых скоростей звеньев зубчатого дифференциала; на фиг.8, 9 и 10 - фрагменты вариантов конструкции.

Высокомоментный вариатор (фиг.1-5) содержит установленные в подшипниках корпуса 1 входной 2 и выходной 3 валы; рукоятку изменения передаточного отношения 4; трехвальный дифференциал, у которого вал водила 5, несущий сателлит 6, составляет единое звено с выходным валом, два других вала 7а и 7b с колесами дифференциала 8а и 8b свободно посажены на выходном валу; а также два механизма привода колес дифференциала. Каждый механизм привода включает в себя смонтированные на валу 7 две обгонные муфты 91 и 92, ведущие полумуфты которых 101 и 102, снабжены зубчатыми секторами 111 и 112 с эвольвентным профилем зубьев; смонтированный на входном валу кулачок 12 (два кулачка 12а и 12b повернуты относительно друг друга на 90o); установленный в направляющих 13 на корпусе ползун 14, с перпендикулярным его направляющим 13 пазом 15 и двумя взаимодействующими с зубчатыми секторами 11 зубчатыми рейками 16; каретку 17, установленную в направляющих 18 и контактирующую с кулачком 12 цилиндрическими выступами 19, а с пазом 15 ползуна - цапфой 20. Направляющие кареток 18 смонтированы на соосном входному валу подшипнике 21 в корпусе и снабжены червячным венцом 22, сцепленным с червяком 23, на котором закреплена рукоятка изменения передаточного отношения 4 штифтом 24.

Высокомоментный вариатор работает следующим образом (фиг.1 - 5). При вращении входного вала со скоростью высокомоментный вариатор, патент № 22047492 кулачок 12 сообщает возвратно-поступательное движение каретке 17 вдоль оси z, угол наклона высокомоментный вариатор, патент № 2204749 которой можно изменять рукояткой изменения передаточного отношения 4, Н - расстояние между крайними положениями каретки. Каретка своей цапфой 20 передает возвратно-поступательное движение ползуну 14 вдоль прямой ОА, соединяющей центры входного и выходного валов, hmax = Hcosвысокомоментный вариатор, патент № 2204749 - расстояние между крайними положениями ползуна (фиг.4). Ползун посредством зубчатой передачи сообщает колебательные движения ведущим полумуфтам 10 двух обгонных муфт 9. На фиг.3 и 4 направление передачи вращения на колесо дифференциала показано сплошной стрелкой, пунктирной - холостой ход, т.е. при движении вправо ползун вращает колесо дифференциала обгонной муфтой 91, при движении влево - обгонной муфтой 92. Зубчатая передача с эвольвентным зацеплением обеспечивает пропорциональную связь перемещения ползуна hп с углом поворота высокомоментный вариатор, патент № 2204749 полумуфты 10, т.е.

высокомоментный вариатор, патент № 2204749 = hп/r, (1)

следовательно, размах колебания полумуфты

высокомоментный вариатор, патент № 2204749(высокомоментный вариатор, патент № 2204749) = hmax/r = Hcosвысокомоментный вариатор, патент № 2204749/r, (2)

где r - радиус центроиды зубчатого сектора.

На фиг. 3-5 даны три положения кареток. При высокомоментный вариатор, патент № 2204749=0 имеем hmах=H, и размах колебаний максимальный: высокомоментный вариатор, патент № 2204749(0) = высокомоментный вариатор, патент № 2204749max = H/r; при высокомоментный вариатор, патент № 2204749 = 90высокомоментный вариатор, патент № 2204749 имеем hmax=0, следовательно, высокомоментный вариатор, патент № 2204749(90высокомоментный вариатор, патент № 2204749) = 0, передачи вращения на выходной вал нет.

На фиг.6 показан теоретический Пт и рабочий Пр профили кулачка, высокомоментный вариатор, патент № 2204749 - угол поворота оси симметрии х кулачка. Расстояние до точки теоретического профиля от оси О равно R = R0+h(высокомоментный вариатор, патент № 2204749), где h(высокомоментный вариатор, патент № 2204749) - ход каретки. Ход ползуна связан с углами высокомоментный вариатор, патент № 2204749 и высокомоментный вариатор, патент № 2204749 соотношением

hп(высокомоментный вариатор, патент № 2204749, высокомоментный вариатор, патент № 2204749) = h(высокомоментный вариатор, патент № 2204749)cosвысокомоментный вариатор, патент № 2204749. (3)

Теоретический профиль Пт - геометрическое место точек в плоскости кулачка центров В цилиндрических выступов 19 с радиусами rр. Рабочим профилем Пр является огибающая окружностей с радиусами rр в плоскости кулачка.

Из свойств дифференциала следует, что угловая скорость выходного вала

высокомоментный вариатор, патент № 22047493 = 0,5(высокомоментный вариатор, патент № 22047498a+высокомоментный вариатор, патент № 22047498b),

где высокомоментный вариатор, патент № 22047498 = высокомоментный вариатор, патент № 22047492|dвысокомоментный вариатор, патент № 2204749/dвысокомоментный вариатор, патент № 2204749| - угловые скорости колес дифференциала.

Запишем угол поворота ведущей полумуфты в виде

высокомоментный вариатор, патент № 2204749a = высокомоментный вариатор, патент № 2204749U(высокомоментный вариатор, патент № 2204749), высокомоментный вариатор, патент № 2204749b = высокомоментный вариатор, патент № 2204749U(высокомоментный вариатор, патент № 2204749+высокомоментный вариатор, патент № 2204749/2) = высокомоментный вариатор, патент № 2204749a(высокомоментный вариатор, патент № 2204749+высокомоментный вариатор, патент № 2204749/2),

где U(высокомоментный вариатор, патент № 2204749) - функция профиля кулачка (0высокомоментный вариатор, патент № 2204749U(высокомоментный вариатор, патент № 2204749)высокомоментный вариатор, патент № 22047491).

Для обеспечения равномерности вращения входного вала при высокомоментный вариатор, патент № 22047492 = const необходимо выполнение условия:

высокомоментный вариатор, патент № 2204749

например, для |dU(высокомоментный вариатор, патент № 2204749)/dвысокомоментный вариатор, патент № 2204749| = (2/высокомоментный вариатор, патент № 2204749)sin2высокомоментный вариатор, патент № 2204749 это условие выполняется, а характер угловых скоростей звеньев дифференциала для этого случая показан на фиг.7.

Перепишем выражения для высокомоментный вариатор, патент № 2204749a, используя (1), (2) и (3), в виде

[h(высокомоментный вариатор, патент № 2204749)cosвысокомоментный вариатор, патент № 2204749]/r = [Hcosвысокомоментный вариатор, патент № 2204749/r]U(высокомоментный вариатор, патент № 2204749),

откуда перемещение каретки равно h(высокомоментный вариатор, патент № 2204749) = HU(высокомоментный вариатор, патент № 2204749).

За один оборот входного вала (высокомоментный вариатор, патент № 22047492 = 2высокомоментный вариатор, патент № 2204749) угол поворота выходного вала равен

высокомоментный вариатор, патент № 22047493 = 0,5(высокомоментный вариатор, патент № 2204749a+высокомоментный вариатор, патент № 2204749b) = 0,5(4высокомоментный вариатор, патент № 2204749) = 2Hcosвысокомоментный вариатор, патент № 2204749/r,

следовательно, передаточное отношение вариатора составит

высокомоментный вариатор, патент № 2204749

т. е. зависит только от положения рукоятки изменения передаточного отношения, что доказывает эффективность предлагаемого высокомоментного вариатора.

Тип жесткой кинематической связи ползуна с ведущей полумуфтой обгонной муфты не принципиален.

Например, равномерное вращение выходного вала можно обеспечить использованием шарнирных цепей 251 и 252, шарнирно соединенных с ползуном и ведущей полумуфтой (фиг.8), при этом на ползуне выполнена опорная поверхность 26, а звенья 27 шарнирной цепи выполнены с ломаным контактным профилем 28 (фиг. 9), обеспечивающим необходимую жесткость при передаче движения сжатыми звеньями. При малом шаге S звеньев с достаточной для практики точностью выполняется соотношение (1).

На фиг.10 ползун соединен с полумуфтами посредством серег 29, передающих движение от ползуны ведущим полумуфтам посредством закрепленных на них пальцев 301 и 302. В этом случае вариатор также работоспособен, но будет иметь некоторую неравномерность вращения выходного вала, из-за невыполнения соотношения (1).

Жесткая кинематическая связь ведомых полумуфт с колесами дифференциала может быть как непосредственной, т.е. закреплением двух полумуфт на колесе дифференциала, так и с использованием промежуточных кинематических звеньев: зубчатых колес, коромысел и пр.

Реверс вариатора обеспечивается реверсированием обгонных муфт.

Источники информации

1. DE 3309044 A1, F 16 Н 29/08, 14.03.83 (B.Rindfleisch).

2. RU 2169870 C2, F 16 Н 29/08, 14.05.99 (Б.В. Пылаев).

3. RU 2147701 C1, F 16 Н 29/08, 25.02.98 (Б.В. Пылаев).

Класс F16H29/08 в которых передаточное число изменяется посредством регулирования пути движения, расположения шарнира или рабочей длины качающегося соединительного элемента 

импульсный вариатор транспортного средства -  патент 2475667 (20.02.2013)
колебательный механизм высокомоментного вариатора нефрикционного типа -  патент 2475663 (20.02.2013)
колебательный механизм нефрикционного высокомоментного вариатора -  патент 2409779 (20.01.2011)
импульсный вариатор с управляемыми переходными режимами -  патент 2400661 (27.09.2010)
импульсный вариатор -  патент 2335678 (10.10.2008)
нефрикционный высокомоментный вариатор -  патент 2304734 (20.08.2007)
импульсный вариатор -  патент 2297565 (20.04.2007)
коробка передач, в частности, для систем передач в устройствах для дозирования гранулированных материалов -  патент 2292504 (27.01.2007)
колебательный механизм высокомоментного вариатора -  патент 2263840 (10.11.2005)
колебательный механизм для высокомоментного вариатора -  патент 2263240 (27.10.2005)
Наверх