присадка к углеводородному топливу

Классы МПК:C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):, , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Казанское открытое акционерное общество "Органический синтез"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-13
публикация патента:

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к антидетонационным присадкам для топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания. Присадка к углеводородному топливу содержит 0,8-90% смеси солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот и 10-99,2% ацетона. Решение технической задачи позволяет расширить арсенал высокоэффективных антидетонационных присадок, а также снизить суммарный расход топлива на 4,6% и относительное содержание угарного газа на холостом ходу в конце испытания на 32%. 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Присадка к углеводородному топливу, содержащая смесь солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот и кислородсодержащее органическое соединение, отличающаяся тем, что в качестве кислородсодержащего органического соединения она содержит ацетон при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Смесь солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот - 0,8присадка к углеводородному топливу, патент № 220392790

Ацетон - 10присадка к углеводородному топливу, патент № 220392799,2

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к антидетонационным присадкам для топлив, используемых в двигателях внутреннего сгорания.

В настоящее время для повышения октанового числа бензинов применяют присадки на основе тетраметилсвинца, тетраэтилсвинца, ферроцена, метилциклопентадиенилтрикарбонилмарганца, N-метиланилина.

Недостатком известных присадок является чрезвычайно вредное влияние на окружающую среду токсичных соединений свинца и марганца, попадающих в атмосферу вместе с выхлопными газами [А.М. Данилов. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. - М.: Химия, 1996 -232 с.], а также нарушение работы свечей зажигания, повышенный износ цилиндропоршневой группы двигателя, повышенное смолообразование в карбюраторе [М.О. Лернер. Химические регуляторы горения моторных топлив. - М.: Химия, 1979 - 224 с.].

Экологические характеристики автобензинов в части снижения содержания угарного газа (СО) в выхлопных газах двигателей внутреннего сгорания могут быть улучшены введением низкокипящих (Ткип, < 150 oС) кислородсодержащих органических веществ, так называемых оксигенатов. В качестве оксигенатов широкое применение нашли низшие спирты (метанол, этанол) и простые эфиры (метилтретбутиловый, этилтретбутиловый, метилтретамиловый). Оксигенаты характеризуются относительно низкой антидетонационной активностью и улучшают экологические свойства топлив благодаря наличию в топливе химически связанного кислорода в количестве 0,5 - 2,7 мас.% [А.М. Данилов. Применение присадок в топливах для автомобилей. Справ. изд. - М.: Химия, 2000 - 232 с.] . Известные малотоксичные соединения щелочных металлов обладают антидетонационным действием [Патент США N 3770397, МПК С 10 L 1/22, 1973 г., Патент США N 3771979, МПК С 20 L 1/22, 1973 г.], но ограниченная их растворимость в углеводородной среде препятствует использованию в составе автобензинов.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является присадка к углеводородному топливу, содержащая смесь солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот и кислородсодержащее органическое соединение, в качестве которого используют полиэтиленгликолевый эфир при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Смесь солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот - 10-90

Полиэтиленгликолевый эфир - 10-90

см. патент RU 2152981 С1, МПК С 10 L 1/18, 2000 г.

Известная присадка в топливе не улучшает его экологические свойства в части снижения содержания угарного газа в выхлопных газах.

Задачей изобретения является расширение арсенала присадок с высоким антидетонационным действием и улучшающих экологические свойства топлив как оксигенаты.

Техническая задача решается тем, что присадка к углеводородному топливу, содержащая смесь солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот и кислородсодержащее органическое соединение, в качестве кислородсодержащего органического соединения она содержит ацетон при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Смесь солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот - 0,8-90

Ацетон - 10 - 99,2

Решение технической задачи позволяет расширить арсенал высокоэффективных антидетонационных присадок.

В качестве смеси солей лития присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927-алкилзамещенных карбоновых кислот используют соли, образованные из лития и смеси высших изомерных карбоновых кислот (выпускают по ТУ 2431-200-00203313-2000) с общей химической структурой (I)

присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927

присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927

присадка к углеводородному топливу, патент № 2203927

Ацетон (II) используют химически чистый или технический выпускаемый, например, по ГОСТ 2768-84.

Данное изобретение иллюстрируют следующие примеры конкретного выполнения, см. таблицы 1, 2, 3.

Присадки готовят смешением двух компонентов.

Для определения эффективности присадки растворяют в концентрации 0,1-10 мас. % в углеводородном топливе, представляющем собой смесь изооктана и н-гептана (9:1), либо в промышленном образце базовой углеводородной композиции автобензина с октановым числом 78. Затем определяют октановое число (ОЧ) полученной композиции моторным или исследовательским методом на стандартной установке УИТ-85. За антидетонационную эффективность принимают повышение октанового числа углеводородного топлива с присадкой по сравнению с эталоном - топливом без присадки. Улучшение экологических характеристик характеризуется наличием в топливе связанного кислорода.

В таблице 1 приведен массовый процентный состав приготовленных присадок; присадки в пределах заявляемых количественных соотношений (примеры 2, 8). Примеры 1-8 (таблица 1) и примеры 1-3 (таблица 2) иллюстрируют антидетонационную активность раствора смеси солей лития высших изомерных карбоновых кислот и ацетона в топливе и содержание связанного кислорода в топливе.

Наличие ацетона в присадке позволяет повысить антидетонационную эффективность изоалкилкарбоксилатов лития. Как видно из примеров конкретного выполнения, заявляемая присадка на уровне прототипа (примеры 1, 4, 8; табл.1) или превосходит его по своему антидетонационному действию (примеры 2, 3, 5; табл. 1 и примеры 1, 2, 3; табл.2) при равном содержании лития в топливе и превосходит прототип по содержанию связанного кислорода в топливе.

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх