способ восстановления и упрочнения изношенных деталей из алюминия и его сплавов

Классы МПК:B23P6/02 поршней или цилиндров
C25D11/06 из электролитов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Орловский государственный аграрный университет
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-30
публикация патента:

Изобретение относится к восстановлению изношенных деталей и может быть использовано для электрохимического формирования оксидных износостойких покрытий на деталях из алюминия и его сплавов типа поршней при восстановлении и упрочнении изношенных деталей при ремонте машин. Техническим результатом изобретения является получение минимальных, но достаточных для компенсации износа и последующей механической обработки приращений наружной цилиндрической поверхности, а также повышение износостойкости наносимого покрытия при восстановлении деталей машин. Указанный технический результат достигается тем, что в способе восстановления и упрочнения изношенных деталей из алюминия и его сплавов, включающем приращение наружной поверхности детали, механическую обработку, упрочнение микродуговым оксидированием, согласно изобретению приращение наружной поверхности осуществляют термоупругопластическим деформированием детали, а механическую обработку детали проводят до номинального размера после микродугового оксидирования. 1 табл.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ восстановления и упрочнения изношенных деталей из алюминия и его сплавов, включающий приращение наружной поверхности детали, механическую обработку, упрочнение микродуговым оксидированием, отличающийся тем, что приращение наружной поверхности осуществляют термоупругопластическим деформированием детали, а механическую обработку детали ведут до номинального размера после микродугового оксидирования.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к восстановлению изношенных деталей и может быть использовано для электрохимического формирования оксидных износостойких покрытий на деталях из алюминия и его сплавов типа поршней при восстановлении и упрочнении изношенных деталей при ремонте машин.

Известен способ обработки новых или восстанавливаемых цилиндрических поверхностей деталей типа поршней двигателей внутреннего сгорания, включающий пластическую деформацию детали с упрочнением поверхности наклепанным слоем и формированием на ней шероховатости дробеструйной обработкой в виде микролунок. Причем используют порошковые присадки в процессе дробеструйной обработки для получения наклепанного слоя, а в качестве порошковых присадок используют дисульфид молибдена марки ДМ-1 или антифрикционную бронзу Бр А11 Ж 6Н6 [1].

Способ позволяет восстановить номинальные размеры изношенного поршня, однако сформированный на поверхности антифрикционный слой на основе дисульфида молибдена или бронзы практически удаляется с поверхности в процессе приработки двигателя.

Наиболее близким к предлагаемому способу по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления изношенных деталей из алюминия и его сплавов, включающий приращение (наплавку в среде защитных газов) наружной цилиндрической поверхности, механическую обработку и упрочнение микродуговым оксидированием [2].

Однако величина получаемых приращений наружной цилиндрической поверхности (наплавленных покрытий) в 2-3 раза превышает необходимые для компенсации износа.

Задачей изобретения является получение минимальных, но достаточных для компенсации износа и последующей механической обработки приращений наружной цилиндрической поверхности, а также повышение износостойкости наносимого покрытия при восстановлении деталей машин.

Поставленная задача достигается тем, что в известном способе восстановления и упрочнения изношенных деталей из алюминия и его сплавов, включающем приращение наружной цилиндрической поверхности, механическую обработку, упрочнение детали микродуговым оксидированием, согласно изобретению приращение наружной цилиндрической поверхности осуществляют термоупругопластическим деформированием (ТПД) детали, а механическую обработку детали до номинального размера ведут после микродугового оксидирования.

Способ ТПД для восстановления поршней из литейных сплавов системы алюминий-кремний-медь-магний, например АЛ-10, включает нагрев до 550...600oС, выдержку в течение 25...30 мин и закалку в кипящем водном 2%-ном растворе медного купороса с последующей механической обработкой поверхности до заданных размеров [3].

Способ осуществляется следующим образом. В качестве восстанавливаемого поршня берут изношенный поршень дизеля Д-240 трактора МТЗ-80, изготовленный из алюминиевого сплава АЛ-10, без механических повреждений типа вмятины, трещины, сколов и т.д. Диаметр поршня по рабочей части (юбка) составляет от 1100,11 до 110-0,18 мм, твердость по НВ от 91 до 96. Поршень помещают в специальную кассету. Кассету с поршнем нагревают до 550-600oС. После выдержки 25-30 мин охлаждают в ванне с кипящим водным 2%-ным раствором медного купороса, а затем деталь упрочняют микродуговым оксидированием в щелочном электролите, содержащем гидроксид калия и натриевое жидкое стекло при следующем соотношении компонентов, г/л:

Гидроксид калия - 1,6-1,8

Натриевое жидкое стекло - 10-12

Режимы обработки детали: плотность тока 25 А/дм2, напряжение 400 В, время микродугового оксидирования 120 мин и температура электролита 20-60oС. При этом толщина упрочненного слоя составит 150 мкм.

После микродугового оксидирования проводят механическую обработку термоупругопластически деформированного поршня по наружному диаметру до номинального размера.

Сравнительные физико-механические показатели поршня, обработанного предлагаемым способом по сравнению с известным, приведены в таблице.

Как следует из таблицы, предлагаемый способ позволяет получить высокий уровень эксплуатационных характеристик поршня при минимальном приращении наружной цилиндрической поверхности, которое вместе с МДО составляет 0,5+0,150= 0,65 мм, что является достаточным для компенсации износа и последующей механической обработки.

Из таблицы видно, что механические свойства восстановленных алюминиевых деталей по предлагаемому способу выше, чем у прототипа.

Источники информации

1. Патент РФ 2147272, В 23 Р 6/02, опубл. БИ 10, 2000.

2. Патент РФ 2119420, В 23 Р 6/00, опубл. БИ 27, 1998 - прототип.

3. Хромов В.Н., Сенченков И.К. Упрочнение и восстановление деталей машин термоупругопластическим деформированием. - Орел.: Издательство ОГСХА, 1999, 221 с., с.25.

Класс B23P6/02 поршней или цилиндров

способ формирования металлопокрытия контактной приваркой присадочных проволок -  патент 2517640 (27.05.2014)
способ увеличения ресурса цилиндра двухтактного двигателя внутреннего сгорания пд-10м -  патент 2511156 (10.04.2014)
способ обработки, в частности механической обработки, по меньшей мере, одной направляющей отработанные газы поверхностной зоны компонента двигателя внутреннего сгорания или компонента картера двигателя, а также картер двигателя внутреннего сгорания и гильза цилиндра -  патент 2483855 (10.06.2013)
способ восстановления деталей из алюминиевых сплавов -  патент 2472605 (20.01.2013)
способ восстановления вала -  патент 2453413 (20.06.2012)
способ восстановления вала -  патент 2420386 (10.06.2011)
способ восстановления физико-механических свойств металла корпусов энергетических реакторов ввэр-1000 -  патент 2396361 (10.08.2010)
способ восстановления постелей коренных подшипников блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2374058 (27.11.2009)
способ ремонта блока цилиндров двигателя внутреннего сгорания -  патент 2365479 (27.08.2009)
способ восстановления вала -  патент 2337802 (10.11.2008)

Класс C25D11/06 из электролитов

способ получения покрытий на поверхностях глухих отверстий деталей из алюминиевых сплавов -  патент 2471895 (10.01.2013)
электролит для микродугового оксидирования алюминия и его сплавов -  патент 2426823 (20.08.2011)
литейный сплав на основе алюминия и способ получения защитного покрытия на его поверхности -  патент 2421536 (20.06.2011)
способ упрочнения седел клапанов двигателя внутреннего сгорания из алюминиевого сплава -  патент 2390587 (27.05.2010)
способ восстановления и упрочнения изношенных стальных деталей -  патент 2383420 (10.03.2010)
износостойкое композиционное покрытие и способ его получения -  патент 2361970 (20.07.2009)
способ получения пористого анодного оксида алюминия -  патент 2324015 (10.05.2008)
способ получения защитных покрытий на поверхности металлов и сплавов -  патент 2263728 (10.11.2005)
способ нанесения защитных покрытий на алюминий и его сплавы -  патент 2263164 (27.10.2005)
способ получения покрытия на изделиях из алюминиевых содержащих кремний сплавов -  патент 2251596 (10.05.2005)
Наверх