двигательная установка

Классы МПК:B63H20/12 средства, допускающие управление
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):АББ ОЙ (FI)
Приоритеты:
подача заявки:
1998-07-03
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению, в частности к двигательному и рулевому устройству. Двигательное и рулевое устройство для корабля или другого морского судна, имеющего корпус 1, содержит двигательную установку, вращающуюся вокруг вертикальной оси и имеющую гондолу винта с гребным винтом и вращающийся кронштейн 2, который соединяет гондолу винта с корпусом 1 судна, опорный подшипник 4 для опоры верхнего конца кронштейна 2 о корпус 1 и вращательное средство 3 для вращения кронштейна 2 вокруг вертикальной оси. Опорные средства 7, 8, 11, 12, 13 применены для поддержки двигательной установки корпусом 1, когда двигательная установка вертикально опускается из рабочего положения в нерабочее положение, в котором детали двигательного и рулевого устройства могут обслуживаться или заменяться изнутри морского судна. Достигается повышение надежности и простота обслуживания установки. 2 с. и 10 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Двигательное и рулевое устройство для морского судна, имеющего корпус (1), содержащее двигательную установку, вращающуюся вокруг, по существу, вертикальной оси и имеющую гондолу (14) винта, снабженную гребным винтом (15), и кронштейн (2) для получения соединения между гондолой (14) винта и корпусом (1), опорное средство (4) для опоры верхнего конца кронштейна (2) относительно корпуса и вращательное средство (3) для поворота кронштейна (2) вокруг указанной вертикальной оси, отличающееся тем, что устройство дополнительно содержит систему (5) гидроизоляции, которая при монтаже двигательной установки на корпусе располагается в кольцеобразном пространстве (9) между кронштейном (2) и корпусом (1) для защиты указанного вращательного средства (3) и указанного опорного средства (4), и опорные средства (7, 8; 11, 12, 13) для поддержки двигательной установки корпусом (1), при опускании двигательного средства вертикально из рабочего положения в нерабочее положение, в котором вращательное средство (3), опорное средство (4) и/или система гидроизоляции (5) установлены с возможностью обслуживания изнутри морского судна.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что оно содержит крепежные средства (6), например болты, для крепления с возможностью отсоединения кронштейна (2) к вращательному средству (3), когда кронштейн находится в его рабочем положении, причем крепежные средства (6) установлены с возможностью ослабления, позволяющего двигательной установке перемещаться из рабочего положения в нерабочее положение.

3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что опорные взаимодействующие средства (7, 8, 11, 12, 13) расположены на двигательной установке и корпусе (1) соответственно.

4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что указанные взаимодействующие средства содержат первое крепежное средство (11), расположенное на корпусе (1), второе крепежное средство (12), расположенное на кронштейне (2) и/или гондоле винта, и средства (13) для подвески, соединенные между первыми и вторыми крепежными средствами (11 и 12).

5. Устройство по п.3, отличающееся тем, что указанные взаимодействующие средства (7, 8) установлены на кронштейне (2) и корпусе (1) морского судна в зоне указанного кольцеобразного пространства (9).

6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что взаимодействующие средства содержат опорную поверхность (7), расположенную на одном из указанных вращающемся кронштейне (2) и корпусе (1) морского судна и опорное средство (8), расположенное на другом из указанных вращающемся кронштейне (2) и корпусе (1) морского судна для приема опорной поверхности (7), когда двигательная установка находится в опущенном нерабочем положении.

7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что опорное средство (8) установлено с возможностью перемещения.

8. Устройство по п.6, отличающееся тем, что опорное средство (8) установлено с возможностью извлечения.

9. Устройство по одному из пп.6-8, отличающееся тем, что средство (8) снабжено подвижным средством.

10. Устройство по одному из пп.1-9, отличающееся тем, что опорные средства (7, 8) находятся выше ватерлинии конструкции.

11. Устройство по одному из пп.1-10, отличающееся тем, что имеется дополнительная гидроизоляционная система (10) для перекрывания указанного кольцеобразного пространства (9) снизу постоянно или временно.

12. Морское судно, имеющее корпус и снабженное двигательным и рулевым устройством по любому из предшествующих пунктов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигательной и рулевой установке для корабля или другого морского судна, причем тип установки соответствует ограничительной части п.1 формулы изобретения. Изобретение также относится к морскому судну, оснащенному двигательной и рулевой установкой.

Двигательные и рулевые установки типа, на который сделана ссылка, известны, например, из СА-А-1311657 и US-A-5403216. Некоторые детали таких известных двигательных и рулевых установок подвержены износу и требуют периодического обслуживания или замены. Обычно такие детали могут содержать вращательное средство и опорное средство и систему гидроизоляции, защищающую эти детали. Когда такое двигательное и рулевое устройство установлено на судне, к этим деталям практически нет доступа для обслуживания или замены и, таким образом, судно необходимо ставить в док или двигательная установка должна сниматься с судна для осуществления необходимого обслуживания. Эти меры требуют больших временных и материальных затрат.

Задача настоящего изобретения состоит в создании двигательного и рулевого устройства для морского судна, которое устраняет указанные выше недостатки и которое может обслуживаться надежно и относительно просто.

Согласно одному варианту настоящего изобретения обеспечивается создание двигательного и рулевого устройства для корабля или другого морского судна, причем устройство соответствует заявленному п.1 формулы изобретения.

Настоящее изобретение основано на идее создания временно используемой опоры для двигательной установки двигательного и рулевого устройства, которая обеспечивает доступ к требующим обслуживания деталям, то есть вращательному средству, опорному средству и/или системе гидроизоляции, без необходимости разборки двигательной установки. Это просто достигается опусканием двигательной установки по вертикали в поддерживаемое нерабочее положение, в котором детали, требующие обслуживания или замены, выходят из их рабочего положения. Таким образом, необходимое обслуживание, ремонт или замена деталей может осуществляться изнутри судна без необходимости ставить судно в док для демонтажа двигательной установки. Кроме того, такое опорное устройство позволяет временно устанавливать двигательную установку на строящееся новое судно в нерабочем положении и для последующего спуска на воду частично построенного судна. Верхняя конструкция двигательного и рулевого устройства затем может устанавливаться на место после спуска судна на воду.

Для удобства опорное средство содержит взаимодействующие средства, установленные на двигательной установке, то есть на кронштейне или гондоле винта и корпусе судна соответственно. В этом случае взаимодействующие средства соответствующим образом содержат первые крепежные средства, например крепежные крючья или подобные средства, расположенные на корпусе, вторые крепежные средства, например крючья, расположенные на кронштейне и/или гондоле винта, и средства для подвески, например тросы или подобные средства, находящиеся между первым и вторым крепежными средствами. При наличии такого устройства нет необходимости в применении каких-либо дополнительных конструкций в установочном пространстве между двигательной установкой и корпусом судна.

В альтернативном варианте взаимодействующие средства применены соответственно на кронштейне и корпусе морского судна в зоне кольцеобразного пространства. В этом случае взаимодействующие средства могут содержать, по меньшей мере, одну опорную поверхность на одном из поворотных кронштейнов и корпусе судна и, по меньшей мере, одно опорное средство на другом указанном поворотном кронштейне и корпусе судна. Особым преимуществом этой конструкции является то, что опорное устройство всегда находится на месте в готовности к использованию.

Для устранения вредных эффектов и предотвращения ненамеренного зацепления опорной поверхности и опорных средств, что может происходить, например, когда двигательная установка поворачивается или движется в кольцеобразном пространстве между двигательной установкой и корпусом морского судна, опорные средства могут снабжаться подвижным средством, например вращающейся втулкой или подобным средством.

Опорные средства предпочтительно могут выполняться с возможностью перемещения, например, в радиальном направлении, благодаря чему в одном положении они могут принимать опорную поверхность, а в другом положении перемещаться в радиальном направлении. В альтернативном варианте опорные поверхности могут быть съемными, благодаря чему они полностью убираются из своих принимающих положений. В этом случае отверстия, оставленные в корпусе судна или кронштейне двигательной установки при удалении опорных средств, могут закрываться при необходимости для нормальной работы пробками.

Опорные средства предпочтительно расположены выше ватерлинии морского судна, благодаря чему вода не попадает в конструкцию. В случае, когда вода поднимается выше опорных средств, предпочтительно чтобы также применялась другая гидроизоляционная система, постоянно или временно закрывающая кольцеобразное пространство снизу.

Варианты выполнения изобретения описаны более подробно в качестве примера с конкретными ссылками на чертежи, на которых:

фиг. 1 схематически изображает предпочтительный вариант выполнения двигательного и рулевого устройства согласно изобретению, установленного на корпусе судна;

фиг. 2 изображает в поперечном сечении и в увеличенном масштабе деталь устройства, показанного на фиг.1.

На чертежах позицией 1 обозначен корпус судна, а позицией 2 - вращающийся кронштейн двигательной установки. Нижний конец кронштейна 2 соединен с гондолой 14 винта, имеющей гребной винт 15. На верхнем конце вращающегося кронштейна 2 расположено вращательное средство 3, вращающееся опорное средство 4 и система гидроизоляции 5, защищающая эти детали, которые вместе представляют собой двигательное и рулевое устройство. Крепежные болты 6 соединяют верхний конец кронштейна 2 с вращательным средством 3. Действие вращательного средства вызывает вращение кронштейна 2, опирающегося на опорное средство 4, вокруг в целом вертикальной оси, таким образом поворачивая гондолу 14 винта относительно корпуса 1. Когда двигательная установка прикреплена, как показано, болтами 6, соединяющими вращающийся кронштейн 2 с вращательным средством 3, детали двигательной установки, требующие обслуживания или замены, такие как вращательное средство, вращающееся опорное средство и система гидроизоляции, недоступны изнутри судна.

Судно, соответствующее изобретению, решает эту проблему путем обеспечения возможности отделения вращающегося кронштейна 2 двигательной установки от вращательного средства 3 с сохранением ее поддержки корпусом 1. В одном варианте воплощения изобретения это достигается снабжением вращающегося кронштейна 2 двигательной установки опорной поверхностью 7 и снабжением корпуса 1 опорным средством 8, на которое опорная поверхность может вертикально опускаться для поддержки веса кронштейна 2 и гондолы 14 винта. Опорная поверхность 7 и опорное средство 8 расположены в имеющем в целом кольцеобразную форму пространстве 9 между цилиндрической частью вращающегося кронштейна 2 и противоположной цилиндрической поверхностью корпуса 1 судна ниже системы гидроизоляции 5. Преимущественно опорная поверхность содержит обращенную вниз поверхность, по меньшей мере, одной выступающей периферической опоры 7, расположенной на вращающемся кронштейне, и опорное средство 8 содержит простирающиеся радиально внутрь цапфы, расположенные в корпусе судна. По меньшей мере одна опора может содержать кольцо, составляющее с ней одно целое, или может состоять из сегментов, а число цапф подбирается в соответствии с необходимостью.

Ширина кольцеобразного пространства 9 между кронштейном 2 двигательной установки и корпусом 1 судна в основном зависит от размеров двигательной установки. Когда двигательная установка прочно установлена в корпусе судна при помощи крепежных болтов 6, расстояние а по вертикали между опорной поверхностью 7 и опорным средством 8 под ней предпочтительно составляет приблизительно от 2 до 20 мм в зависимости от размеров двигательной установки. Когда крепежные болты 6 отвинчиваются, двигательная установка, снабженная опорным кольцом, образующим опорную поверхность 7, может опускаться так, что она ложится на цапфы, образующие опорные средства 8. Когда вращающийся кронштейн 2 поддерживается таким образом, вращательный привод 3, вращающаяся опора 4 и система гидроизоляции 5 высвобождаются из своих рабочих положений и могут при необходимости обслуживаться или заменяться. После обслуживания и/или ремонта двигательная установка может легко подниматься и прочно устанавливаться в свое нормальное рабочее положение путем завинчивания крепежных болтов 6. Для обеспечения достаточной степени свободы движения образовано радиальное пространство b между цапфами, образующими опорные средства 8, и вращающимся кронштейном 2. Это пространство обычно составляет приблизительно от 2 до 20 мм в зависимости от размеров двигательной установки, но в некоторых случаях может быть даже больше.

Цапфы могут быть вычислены с возможностью перемещения радиально внутрь и наружу и, таким образом, они могут перемещаться радиально от своего опорного положения, например, так, чтобы не находиться в пространстве между вращающимся кронштейном и корпусом судна в момент, когда двигательная установка находится в рабочем положении. В альтернативном варианте цапфы могут быть съемными, при этом отверстия, которые остаются после их удаления, могут при необходимости закрываться, например, пробками и т.п.

Цапфы могут снабжаться подвижными средствами, например вращающимися втулками, для исключения зацепления опорного кольца и цапф при непреднамеренном контакте.

Крепежные болты 6 остаются удобно привинченными к кронштейну 2 при поднятом и опущенном положениях двигательной установки. Двигательная установка перемещается вверх из своего опущенного положения при завинчивании болтов 6 и перемещается вниз из своего верхнего положения при вывинчивании болтов 6.

Естественно опорное устройство, описанное выше, может быть инвертировано, посредством чего опорная поверхность содержит обращенную вверх поверхность, по меньшей мере, одной выступающей по окружности опоры, расположенной на корпусе судна, а опорные средства содержат выступающие радиально наружу цапфы на вращающемся кронштейне.

Опорное устройство предпочтительно расположено выше ватерлинии конструкции так, что вода не может проникать в конструкцию судна, когда двигательная установка опускается в свое нижнее опорное положение. Для получения дополнительной защиты или в случае, когда уровень воды выше опорного устройства, кольцевое пространство 9 может временно закрываться снизу другой системой 10 гидроизоляции. Эта дополнительная система гидроизоляции может, например, содержать гофрированное гидроизолирующее устройство, которое может приводиться в действие, когда двигательная установка опускается в свое нижнее опорное положение для ремонта/обслуживания, посредством чего присутствующая вода может удаляться из пространства над системой гидроизоляции. В альтернативном варианте пространство может быть постоянно закрытым, например, при помощи вращающегося уплотнения.

На фиг.1 и 2 изображено прерывистыми линиями альтернативное опорное устройство, содержащее крепежные крюки 11 и 12 или им подобные средства, расположенные соответственно на корпусе 1 судна и вращающемся кронштейне 2, и гибкие удлиненные соединительные средства, такие как тросы 13, соединенные между крюками 11 и 12. Длины тросов могут подгоняться, по существу, известным способом. Дополнительные крепежные крюки (не показаны) могут, например, прикрепляться к гондоле 14 винта, и в этом случае дополнительные тросы (не показаны) или им подобные применяются для соединения корпуса 1 и гондолы винта.

Чертежи и относящееся к ним описание предназначены только для пояснения базовой концепции изобретения. Двигательное и рулевое устройство, соответствующее изобретению, не ограничено описанными вариантами его осуществления, и возможны некоторые его варианты, включая те, которые имеют признаки, эквивалентные, но не обязательно буквально эквивалентные признакам, изложенным в следующей формуле изобретения.

Наверх