способ спасения вертолета

Классы МПК:B64C27/04 вертолеты 
B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Халидов Гамид Юсупович,
Халидов Уллубий Гамидович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-08-08
публикация патента:

Изобретение относится к авиации, в частности к средствам спасения пассажиров и летательных аппаратов, и может использоваться при создании перспективных вертолетов с повышенной безопасностью пассажиров. Технический результат - расширение диапазона аварийных ситуаций, при которых становится реальным спасение пассажиров. В вертолете размещены парашютная система в отсеке верхней части фюзеляжа вертолета под винтом, парашют, соединенный с вертолетом тросами через распределительный механизм, ракеты, расположенные в фюзеляже вертолета и соединенные с тросами парашюта. При спасении вертолета заклинивают вал несущего винта в определенном положении, при котором лопасти винта не препятствуют выводу парашюта, и выводят парашют. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ спасения вертолета, отличающийся тем, что в вертолете парашютная система размещена в отсеке верхней части фюзеляжа вертолета под винтом, парашют крепят по крайней мере одним тросом к вертолету распределительным механизмом, который выполняют с возможностью торможения троса в сторону парашюта и пропускания в сторону свободного конца, соединяют свободный конец троса по крайней мере с одной ракетой, расположенной в фюзеляже вертолета, при спасении вертолета клинят вал несущего винта в определенном положении, при котором лопасти винта не препятствуют выводу парашюта, выводят парашют, запускают ракету вверх, которая вытягивает за собой трос, что увеличивает скорость движения и тормозное усилие парашюта, и осуществляют посадку вертолета.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиации, к средствам спасения пассажиров с летательного аппарата, и может быть использовано при создании перспективных вертолетов - с повышенной безопасностью пассажиров. Известно устройство спасения летательного аппарата скоростного, содержащее соединенные последовательно парашют и ракету, соединенные с корпусом тремя тросами (патент US 3721408, кл. В 64 D 17/37). Недостатками данного технического решения является невозможность использования на малой высоте, нельзя использовать для вертолета, т.к. лопасти винта перережут парашют. Цель настоящего изобретения - расширить диапазон аварийных ситуаций, при которых становится реальным спасение пассажиров и грузов.

Поставленная цель достигается тем, что в вертолете парашютная система размещена в отсеке верхней части фюзеляжа вертолета под винтом, парашют крепят тросыми к вертолету распределительным механизмом, который выполняют с возможностью торможения тросов в сторону парашюта и пропускания в сторону свободных концов, соединяют свободные концы тросов с ракетами, расположенными в фюзеляже вертолета. При спасении вертолета клинят вал несущего винта в определенном положении, при котором лопасти винта не препятствуют выводу парашюта, выводят парашют, запускают ракеты вверх, которые вытягивают за собой тросы, что увеличивает скорость движения и тормозное усилие парашюта, и осуществляют посадку вертолета.

На фигуре 1 изображена схема общего вида вертолета.

На фигурах 2, 3 изображена схема вывода парашюта и спуска вертолета.

Вертолет 1 содержит фюзеляж 2, несущий винт 3 с лопастями (фиг.1). В верхней части фюзеляжа вертолета под винтом расположен отсек 4, в котором размещен парашют.

В фюзеляже вертолета под отсеком 4 в направляющих стволах 5 размещены ракеты 6, направленные в противоположных направлениях. К ракетам крепятся тросы 7. При спасении вертолета выводится и раскрывается парашют, который через стропы 9 соединен с тросом 8, к которому прикреплены тросы 7. Трос 8 образуется обжатым металлической скобой соединением переплетенных между собой концов тросов 7 и прикрепленных к ним строп 9 парашюта. В свою очередь тросы 7 через распределительный механизм 10 заведены в направляющие стволы 5 и закреплены к ракетам 6. С учетом функционального назначения распределительный механизм 10 и его соединение к фюзеляжу вертолета делаются с большим запасом прочности. Распределительный механизм 10 имеет храповик, который выполнен с возможностью торможения тросов 7 в сторону парашюта и пропускания их в сторону ракет 6. Тросы 7 по пути от распределительного механизма 9 размещаются в углублениях (направляющих, канавках) фюзеляжа вертолета. Поскольку центр тяжести вертолета лежит на линии оси вала несущего винта, то целесообразней места крепления строп парашюта к распределительному механизму расположить как можно ближе к валу.

Рассмотрим схему спасения вертолета. После оценки конкретной ситуации как аварийной по команде бортового компьютера или пилота клинится вал несущего винта. При этом фиксируются лопасти несущего винта в определенном положении, не препятствующем выводу парашюта. Далее выводится парашют из отсека и начинается этап мягкой посадки. Для ускорения выброса парашюта из капсулы можно применить устройства, уже известные в практике, например мини-ракету. Для снижения скорости вертолета в момент его соприкосновения с поверхностью посадки до минимально возможной он снабжен системой мягкой посадки, способной достичь этого результата путем увеличения тормозного усилия в последние секунды посадки. Это увеличение тормозного усилия возникает от аэродинамического взаимодействия купола парашюта с ускоренным потоком набегающей воздушной массы (фиг. 3). Ускорение же потока воздушной массы получается путем ускоренной выборки тросов 7, осуществляемой с помощью ракет 6. За несколько метров до посадки по команде бортового компьютера ракеты 6 вылетают из направляющих стволов 5, вытягивая вслед за собой тросы 7. Это вызывает увеличение тормозного усилия парашюта и, как следствие, уменьшение скорости спуска вертолета. Ракеты 6 расположены в фюзеляже вертолета и направлены в равных количествах в противоположных направлениях. Это обеспечивает стабильность посадки вертолета. Длина полета ракет 6 равна длине части тросов 7 от распределительного механизма 10 до троса 8, то есть ракеты 6 вытягивают тросы 7, пока трос 8 не упрется в распределительный механизм 10. Поскольку ракеты 6 летят в противоположных направлениях и вверх, то следуемые за ракетами тросы 7 ускоряют движение купола парашюта вниз, увеличивая его тормозное усилие и обхватывая часть вертолета, как бы выталкивая его вверх навстречу куполу парашюта, т.е. создается новое дополнительное тормозное усилие для опускающегося вертолета. В зависимости от веса вертолета и ряда других факторов рассчитываются мощности ракет, парашюта, толщина и длины тросов и т. д. Ракеты 6 в вертолете могут располагаться как вдоль его бортов, так и перпендикулярно к ним. Возможен вариант их расположения в донной части фюзеляжа вертолета. Выбор угла подъема ракет 6 может устанавливаться через регулирование их рулей. Запуск и полет ракет 6 может осуществляться за счет применения твердого топлива, сжатого воздуха, пружинных механизмов, гидравлики и т.д.

Класс B64C27/04 вертолеты 

электронная система управления полетом для летательного аппарата, выполненного с возможностью висения -  патент 2529573 (27.09.2014)
многофункциональный тяжелый транспортный вертолет круглосуточного действия, комплекс бортового радиоэлектронного оборудования, используемый на данном вертолете -  патент 2524276 (27.07.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
винт вертолета и вертолет (варианты), содержащий этот винт -  патент 2517643 (27.05.2014)
способ компенсации реактивного момента несущего винта -  патент 2514010 (27.04.2014)
вертолет -  патент 2499736 (27.11.2013)
рулевой винт вертолета и вертолет, содержащий этот рулевой винт -  патент 2494013 (27.09.2013)
лопасть рулевого винта вертолета и рулевой винт вертолета -  патент 2494012 (27.09.2013)
богданова устройство для подъема и перемещения автомобиля или другого транспортного средства -  патент 2485016 (20.06.2013)
способ управления силовой установкой вертолета -  патент 2482024 (20.05.2013)

Класс B64D17/80 комбинированные с самолетом, например для торможения самолетов 

Наверх