задатчик режимов движения

Классы МПК:F16H59/02 устройства переключения
B60K20/00 Размещение или монтаж устройств для управления коробкой передач на транспортных средствах
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "КАМАЗ"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-02-19
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства. Задатчик режимов движения содержит корпус, установленный в шаровой опоре с возможностью перемещения по профилированным вырезам вогнутого сферического шаблона рычаг управления, пружинные и электромагнитные фиксаторы нейтрального положения и включенного состояния рычага переключения, сигнализатор включения передачи. Дополнительно содержит установленный на рычаге кулачок. Кулачок при перемещении рычага воздействует на установленные в корпусе с возможностью поворота ферромагнитные активаторы пластинчатого типа. Сигнализаторы включения передачи выполнены в виде блока электрических датчиков щелевого типа, закрепленного на крышке корпуса и передающего сигналы на электронные платы. Профилированные вырезы вогнутого сферического шаблона имеют в конце круговые канавки. Технический результат - упрощение конструкции и снижение усилия на рычаг при переключении передач. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Задатчик режимов движения, содержащий корпус, рычаг управления, имеющий возможность перемещения по профилированным вырезам сферического шаблона, пружинные и электромагнитные фиксаторы нейтрального положения и включенного состояния рычага управления, сигнализатор включения передачи, отличающийся тем, что дополнительно содержит установленный на рычаге управления кулачок, который при перемещении рычага управления воздействует на установленные в корпусе с возможностью поворота ферромагнитные активаторы пластинчатого типа, при этом сигнализаторы включения передачи выполнены в виде блока электрических датчиков щелевого типа, закрепленного на крышке корпуса и передающего сигналы на электронные платы, рычаг управления установлен на шаровой опоре, а профилированные вырезы вогнутого сферического шаблона имеют в конце круговые канавки.

2. Задатчик режимов движения по п.1, отличающийся тем, что дополнительно содержит расположенные в рукоятке рычага управления переключатель делителя коробки передач и датчик положения переключателя, соединенный проводами с блоком электрических датчиков и электронными платами.

3. Задатчик режимов движения по п. 1 или 2, отличающийся тем, что электронные платы установлены в корпусе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к устройствам для управления коробкой передач транспортного средства.

Известен контроллер для управления трансмиссией транспортного средства, содержащий корпус, установленный на втулках с возможностью перемещения рычаг управления, пружинные и электромагнитные фиксаторы нейтрального положения и включенного состояния рычага переключения, сигнализатор включения передачи (см. авт. свид. СССР 1209473, МКИ В 60 К 20/16, БИ 5, 1986 г.).

При работе данного устройства необходимо приложение больших усилий на рычаг для переключения передачи, также возможно самопроизвольное выключение передач во время движения.

Предлагаемым изобретением решается задача упрощения конструкции устройства и снижения усилия на рычаг при переключении передач.

Для достижения указанного технического результата в известное устройство, содержащее корпус, установленный на втулках с возможностью перемещения по профилированным вырезам сферического шаблона рычаг управления, пружинные и электромагнитные фиксаторы нейтрального положения и включенного состояния рычага переключения, сигнализатор включения передачи, дополнительно введен установленный на рычаге управления кулачок, который при перемещении рычага воздействует на установленные в корпусе с возможностью поворота ферромагнитные активаторы пластинчатого типа, при этом сигнализаторы включения передачи выполнены в виде блока электрических датчиков щелевого типа, закрепленного на крышке корпуса и передающего сигналы на электронные платы, при этом в качестве втулок применяют шаровую опору, а профилированные вырезы вогнутого сферического шаблона имеют в конце круговые канавки. При этом в рукоятке рычага управления может быть установлен переключатель делителя, соединенный проводами с блоком электрических датчиков и электронными платами, а электронные платы могут быть установлены в корпусе.

Отличительными признаками предлагаемого задатчика режимов движения от указанного выше, наиболее близкого к нему, является наличие расположенного на рычаге кулачка, который при перемещении рычага воздействует на установленные в корпусе с возможностью поворота ферромагнитные активаторы пластинчатого типа, наличие круговых канавок в профилированных вырезах вогнутого сферического шаблона для ограничения перемещения рычага управления в горизонтальной плоскости, что позволяет выполнять переключение передач с малым усилием на рычаг управления, а выполнение сигнализатора включения передачи в виде блока электрических датчиков щелевого типа, закрепленного на крышке корпуса и передающего сигналы на электронные платы, значительно упрощает конструкцию устройства.

Предлагаемый задатчик режимов движения иллюстрируется чертежами.

На фиг.1 показан общий вид задатчика;

на фиг.2 - разрез А-А на фиг.1;

на фиг.3 - вид Б на фиг.1;

на фиг.4, 5 - схематичное изображение положения рычага в профилированных вырезах сферического шаблона и соответственно положение активаторов на первой и второй передачах.

Задатчик режимов движения (фиг. 1) содержит рычаг 1 управления, часть которого размещена в корпусе 2. Рычаг 1 установлен на шаровой опоре 3 с возможностью перемещения своим нижним конном по профилированным вырезам 4 вогнутого сферического шаблона 5. Профилированные вырезы шаблона имеют в конце круговые канавки 6 для дополнительной фиксации крайнего положения рычага 1 (фиг.3).

На рычаге 1 в корпусе 2 установлены кулачок 7 и фиксатор 8 с пружиной 9 для фиксации рычага в крайних и среднем положениях. Крышка корпуса 1 служит одновременно для размещения на ней сигнализатора включения передач, выполненного в виде блока электрических датчиков 10 щелевого типа с ферромагнитными активаторами 11 и пружинами 12 возврата (фиг.2). Для приема сигналов с электрических датчиков 10 имеются электронные платы 13, которые могут быть установлены в корпусе 2. В рукоятке рычага 1 может быть установлен переключатель 14 делителя коробки передач и датчик 15 положения переключателя, соединенный проводами с блоком электрических датчиков 10 и электронными платами 13.

Задатчик режимов движения работает следующим образом.

На фиг. 1 задатчик режимов движения изображен в случае, когда рычаг 1 управления находится в нейтральном положении. Для включения любого из режимов трансмиссии рычаг 1 управления вращается в шаровой опоре 3 и переводится в одно из положений 1-5 или 3.Х. (задний ход) в соответствии с обозначением на крышке корпуса 2 и определяемых фигурным вырезом в сферическом шаблоне 5 (фиг.3). Крайнее положение рычага 1 в круговой канавке 6 фигурного выреза фиксируется с помощью фиксатора 8 с пружиной 9. Кулачок 7 воздействует на активаторы 11 электрических датчиков 10, расположенных симметрично относительно нейтрального положения, заводя их в активную зону (щель) датчика и включая его. В зависимости от передачи могут быть включены один или два датчика. Положение рычага 1 управления в фигурных вырезах сферического шаблона 5 в зависимости от включенной передачи показано на фиг. 4, 5. Сигналы с датчиков 10 передаются на электронные платы 13. Таким образом, в задатчике формируется электрический сигнал на включение соответствующей передачи, который поступает к исполнительным устройствам переключения в коробке передач (не показан). Для включения делителя (не показан) водитель поднимает рычажок переключателя 14, установленного в положении Н (понижающая передача), в положение В (повышающая передача), сигнал через датчик 15 положения переключателя по проводам передается на блок электрических датчиков 10 и электронные платы 13, откуда поступает к исполнительным устройствам делителя коробки передач.

Заявляемое устройство надежно в работе, позволяет без больших усилий переключать передачи, исключает самопроизвольное включение передачи во время движения.

Задатчик может быть выполнен на стандартном оборудовании с применением современных материалов и технологий.

Класс F16H59/02 устройства переключения

устройство управления планетарной коробкой передач -  патент 2518788 (10.06.2014)
предотвращение двойного переключения передач -  патент 2505726 (27.01.2014)
система обратной связи для использования в коробке передач транспортного средства -  патент 2482361 (20.05.2013)
механизм автоматического переключения передач -  патент 2450187 (10.05.2012)
устройство управления трансмиссией -  патент 2438058 (27.12.2011)
механизм переключения передач с переменным блокирующим усилием, препятствующим неправильному переключению передач -  патент 2415321 (27.03.2011)
система автоматического переключения передач ступенчатой трансмиссии транспортного средства и устройство блокировки механизма переключения передач этой системы -  патент 2409782 (20.01.2011)
устройство переключения ступеней в трансмиссии -  патент 2409781 (20.01.2011)
устройство переключения для коробки передач -  патент 2384776 (20.03.2010)
устройство индикации включенной передачи -  патент 2352841 (20.04.2009)

Класс B60K20/00 Размещение или монтаж устройств для управления коробкой передач на транспортных средствах

трансмиссия транспортного средства -  патент 2529580 (27.09.2014)
система автоматизированного переключения передач в механической ступенчатой коробке передач -  патент 2527415 (27.08.2014)
устройство управления переключением передач транспортного средства -  патент 2517934 (10.06.2014)
устройство и способ управления автоматической коробкой передач автомобиля -  патент 2515005 (10.05.2014)
способ управления переключением передач в трансмиссии транспортного средства и соответствующая гидравлическая система -  патент 2507426 (20.02.2014)
переключающее устройство для коробки передач автомобиля -  патент 2507085 (20.02.2014)
крепежное устройство на днище автомобиля -  патент 2489276 (10.08.2013)
электропневматический привод коробки передач -  патент 2486072 (27.06.2013)
устройство управления для транспортного средства, способ эксплуатации указанного устройства, а также транспортное средство, содержащее данное устройство -  патент 2478168 (27.03.2013)
исполнительное устройство на руле транспортного средства -  патент 2469877 (20.12.2012)
Наверх