планетарная передача

Классы МПК:F16H1/48 средства, компенсирующие непараллельность осей 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Мысляков Владимир Иванович,
Плеханов Федор Иванович,
Бутузов Александр Васильевич,
Плеханов Дмитрий Федорович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-03-29
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению, а именно к конструкциям зубчатых планетарных передач. Передача содержит водило-эксцентрик, одновенцовые сателлиты, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления. Водило-эксцентрик выполнено в виде одинаковых эксцентриков, расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной к оси передачи, причем эксцентрики попарно имеют общие оси симметрии. Технический результат заключается в повышении нагрузочной способности. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Планетарная передача, содержащая водило-эксцентрик, одновенцовые сателлиты, неподвижное центральное колесо внутреннего зацепления с укороченными эвольвентными зубьями, тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления, выполненное в виде барабана с внешними зубьями-перемычками, отличающаяся тем, что водило-эксцентрик выполнено в виде расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, одинаковых эксцентриков, попарно имеющих общие оси симметрии.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано во всех отраслях народного хозяйства.

Известна планетарная передача, содержащая солнечную шестерню с внешними зубьями, сателлиты, неподвижное центральное эвольвентное колесо с укороченными внутренними зубьями и коаксиально расположенное в нем центральное колесо в виде барабана с внешними зубьями-перемычками [1].

Недостатками ее являются низкая нагрузочная способность и шум, обусловленные небольшим коэффициентом перекрытия внутренних зацеплений из-за большой разницы чисел зубьев центральных колес и сателлитов.

Известна передача, содержащая водило-эксцентрик, сателлит с внешними зубьями, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления, причем сателлит и центральные колеса имеют небольшую разность чисел зубьев [2].

Недостатком ее является низкая нагрузочная способность, обусловленная наличием всего одного сателлита и неравномерным распределением нагрузки по ширине зубчатых венцов из-за перекоса сателлита под действием разнонаправленных сил со стороны центральных колес.

Известна также планетарная передача, содержащая водило-эксцентрик, два одновенцовых сателлита, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления с небольшой разницей чисел зубьев их и сателлитов, не превышающей 7, причем оси сателлитов расположены под углом к оси передачи, а их зубья выполнены коническими [3] (прототип).

Однако эта передача сложна в изготовлении и также имеет низкую нагрузочную способность из-за неравномерного распределения нагрузки по ширине зубчатых венцов, что обусловлено асимметрией схемы нагружения сателлитов и водила-эксцентрика.

Целью изобретения является повышение нагрузочной способности передачи, содержащей водило-эксцентрик, одновенцовые сателлиты с внешними зубьями, неподвижное и тихоходное центральные колеса внутреннего зацепления.

Поставленная цель достигается тем, что водило-эксцентрик выполнено с четным, не меньшим четырех числом одинаковых эксцентриков, расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, причем эксцентрики попарно имеют общие оси симметрии, равномерно расположенные на цилиндрической поверхности с радиусом, равным межосевому расстоянию передачи.

Повышение нагрузочной способности обеспечивается симметрией схемы нагружения элементов передачи и обусловленной ей равномерностью распределения нагрузки по ширине зубчатых венцов.

Суть изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид передачи в разрезе, на фиг.2 - вид по А-А на фиг.1 блока сателлитов, на фиг. 3 - вид по Б-Б на фиг.1 водила-эксцентрика.

Передача содержит водило-эксцентрик 1, одновенцовые сателлиты 2, подшипники сателлитов 3, неподвижное центральное колесо внутреннего зацепления 4, тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления 5.

Водило-эксцентрик 1 выполнено с четным, не меньшим четырех числом одинаковых эксцентриков, расположенных симметрично относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, эксцентрики попарно имеют общие оси симметрии, равномерно расположенные на цилиндрической поверхности с радиусом R, равным межосевому расстоянию передачи аw. Расстояние между эксцентриками, измеренное вдоль оси передачи, не менее ширины подшипника одновенцового сателлита 3 для обеспечения сборки блока сателлитов. Неподвижное центральное колесо внутреннего зацепления 4 выполнено с укороченными эвольвентными зубьями. Тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления выполнено в виде барабана с внешними зубьями-перемычками, число рядов зубьев-перемычек равно числу одновенцовых сателлитов 2.

Одновенцовые сателлиты 2 установлены на подшипники сателлитов 3, расположенные на эксцентриках водила-эксцентрика 1. Тихоходное центральное колесо внутреннего зацепления 5 расположено коаксиально в неподвижном центральном колесе внутреннего зацепления 4. Одновенцовые сателлиты 2 зацепляются с неподвижным 4 и тихоходным 5 центральными колесами внутреннего зацепления.

Передача работает следующим образом.

Вращательное движение от водила-эксцентрика 1 передается одновенцовым сателлитам 2, а от них - тихоходному центральному колесу внутреннего зацепления 5. При небольшой разнице чисел зубьев одновенцового сателлита 2, неподвижного 4 и тихоходного 5 центральных колес внутреннего зацепления, не превышающей семи, зазоры между зубьями в зоне зацепления малы, под нагрузкой они выбираются и обеспечивается многопарность зацепления. При этом зубья одновенцового сателлита 2 головками сопрягаются с зубьями неподвижного центрального колеса внутреннего зацепления 4, а ножками - с зубьями-перемычками тихоходного центрального колеса внутреннего зацепления 5. Силы в зацеплениях одновенцового сателлита 2 действуют в одной плоскости и не приводят к его перекосу, что благоприятно сказывается на распределении нагрузки в зацеплениях. Симметричное расположение эксцентриков водила-эксцентрика 1 относительно плоскости, перпендикулярной оси передачи, а также равномерное расположение осей их симметрии на цилиндрической поверхности радиуса R приводит к уравновешиванию сил, действующих на опоры водила-эксцентрика 1 и препятствует его перекосу.

Снижение неравномерности распределения нагрузки в зацеплениях и разгрузка опор водила-эксцентрика позволяют повысить нагрузочную способность передачи.

Источники информации

1. Безводильная планетарная передача/ Ф.И. Плеханов и др. (РФ). А.с. 1036983 А РФ, МПК F 16 H 1/46. - 3435156 25-28, заявл. 03.05.82, опубл. 23.08.83. - БИ 31.

2. Кудрявцев В.Н. Планетарные передачи. М.-Л.: Машиностроение, 1966, - с. 12, рис. 9, схема в; с. 242, рис. 126.

3. Безруков В. К. , Лопатин Б.А. Эксцентриковая планетарная передача с двумя наклонными сателлитами. Информ. листок 461-82, Челябинск, ЦНТИ. - 1982. - 4 с.

Класс F16H1/48 средства, компенсирующие непараллельность осей 

зубчатый редуктор -  патент 2529254 (27.09.2014)
четырёхсателлитный планетарный редуктор -  патент 2499929 (27.11.2013)
способ работы электропривода с планетарным редуктором -  патент 2478854 (10.04.2013)
способ работы электропривода с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2478853 (10.04.2013)
способ работы трехступенчатого планетарного редуктора -  патент 2478852 (10.04.2013)
электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2478851 (10.04.2013)
электропривод с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2478850 (10.04.2013)
система передачи для выработки энергии -  патент 2469228 (10.12.2012)
способ работы электропривода с трехступенчатым планетарным редуктором -  патент 2465496 (27.10.2012)
многосателлитная зубчатая передача -  патент 2461753 (20.09.2012)
Наверх