способ хранения в составе самолета авиационного двигателя с заполненной топливом топливной системой

Классы МПК:B64D37/34 обработка топлива, например нагрев
F02N17/04 подогревом текучих сред двигателей
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Войсковая часть 75360
Приоритеты:
подача заявки:
1999-01-29
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации. Способ характеризуется тем, что заполнение топливной системы двигателя осуществляют от консервационной установки, топливом с температурой 70...80oС, через штуцер консервации при закрытом перекрывном кране, в процессе одного земного и двух ложных запусков, с 3...4 разовым перемещением на ложных запусках ручки управления двигателем от упора "Малого газа" до "Полного форсажа" и обратно, с опробованием двигателя не менее чем через 6 месяцев хранения. Изобретение направлено на снижение трудоемкости технического обслуживания двигателя. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ хранения в составе самолета авиационного двигателя с заполненной топливом топливной системой, включающий заполнение топливом топливной системы двигателя, хранение двигателя в составе самолета с периодической заменой топлива в топливной системе, отличающийся тем, что заполнение топливом топливной системы двигателя перед его хранением в составе самолета осуществляют от средств наземного обеспечения топливом с температурой 70...80oС, через штуцер консервации при закрытом перекрывом кране, посредством одного земного и двух ложных запусков, при каждом из которых 3 или 4 раза перемещают рычаг управления двигателем от упора "Малого газа" до "Полного форсажа" и обратно, с периодической заменой топлива в топливной системе двигателя не менее чем через 6 месяцев хранения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области кратковременного хранения под топливом газотурбинного двигателя в составе самолета и может быть использовано в отраслях народного хозяйства, где используются газотурбинные двигатели.

Хранение газотурбинного двигателя может быть кратковременным (до одного года) и длительным (свыше одного года) (Военный энциклопедический словарь, М.: Военное издательство, 1984 г.). При кратковременном хранении допускается хранение авиационного двигателя с заполненной топливом топливной системой в составе самолета. При длительном хранении авиационный двигатель хранится в законсервированном состоянии в составе самолета или на складах (Двигатель 88, Руководство по технической эксплуатации 088.00.1700 РЭ, Книга 1, Издательство ММЗ им. В.В. Чернышева, 1991 г.). Снижение стоимости и трудозатрат на техническое обслуживание авиационного двигателя при его кратковременном хранении под топливом в составе самолета является актуальной проблемой.

Известен способ хранения в составе самолета авиационного двигателя с заполненной топливом топливной системой, включающей заполнение топливной системы авиационного двигателя в процессе его работы топливом, поступающим из бака самолета, хранение двигателя в составе самолета с периодической заменой топлива в топливной системе путем его опробования через каждые 3 месяца хранения (Двигатель 88, Руководство по технической эксплуатации 08800.1700 РЭ, книга 1, Издательство ММЗ им. В.В. Чернышева, 1991 г.).

Опробование двигателя включает запуск, работу двигателя на крейсерском режиме, режиме максимал, взлетном режиме, режиме "Малого газа", выключении двигателя и продолжается в течении 8-12 минут. Объем и порядок производимых проверок при опробовании соответствующего двигателя определяются инструкцией по эксплуатации ("Техническая эксплуатация летательных аппаратов", под редакцией проф. А.И. Пугачева. М.: Транспорт, 1977 г.).

Коррозионная активность топлива в основном определяется содержанием в нем свободной воды и свободного воздуха, снижения которых можно добиться подогревом топлива до 70-80oС. При подогреве топлива в атмосферных условиях, большая часть свободной воды и свободного воздуха растворяется в топливе, что существенно снижает коррозионную активность такого топлива.

Недостатком известного способа хранения в составе самолета авиационного двигателя с заполненной топливом из бака самолета топливной системой является малый срок его хранения до очередной замены топлива, из-за низких его консервационных свойств, снижающих коррозионную стойкость деталей агрегатов, а следовательно, и их долговечность.

Технической задачей изобретения является снижение количества свободной воды и свободного воздуха в авиационном топливе, которым заполняется топливная система двигателя перед его хранением.

Поставленная задача достигается тем, что заполнение топливом топливной системы двигателя перед его хранением в составе самолета осуществляют от средств наземного обеспечения, топливом с температурой 70-80oС, через штуцер консервации при закрытом перекрывном кране, посредством одного земного и двух ложных запусков, при каждом из которых 3 или 4 раза перемещают рычаг управления двигателем от упора "Малого газа" до "Полного форсажа" и обратно, с периодической заменой топлива в топливной системе двигателя не менее чем через 6 месяцев хранения.

Земной запуск представляет собой запуск двигателя на земле. "Ложный" запуск двигателя включает прокрутку ротора с подачей топлива в топливную систему при выключенной системе зажигания ("Техническая эксплуатация летательных аппаратов", под редакцией проф. А.И. Пугачева. М.: Транспорт, 1977 г.).

Схема заполнения топливной системы авиационного двигателя в предложенном способе его хранения представлена на чертеже. Она состоит из топливного бака самолета 20, перекрывного крана 1, штуцера консервации 2, проставки в самолетной магистрали 3, проставки двигательного центробежного насоса 4, двигательного центробежного насоса 5, топливного фильтра 6, приспособления 7 для стравливания воздуха из топливного фильтра 6, приспособления 8 для стравливания воздуха из насоса регулятора 21, шланга 9 закольцовки агрегатов 21 и 26, шланга 10 закольцовки первого и второго контуров форсунок основной камеры сгорания, шланга 11 для заполнения топливом гидроцилиндров "среза" реактивного сопла, шланга 12 для заполнения топливом гидроцилиндров "горла" реактивного сопла, крана 13 слива топлива из топливного фильтра 6, приспособления 14 слива топлива из проставки 3, фильтра 15 очистки подогретого топлива, крана 16, тройника 17, приспособления 18 для стравливания воздуха из агрегата 26, фильтра 19, средства наземного обеспечения 30, рычага управления двигателем (РУД), соединенного с помощью тяг с рычагами управления агрегатов 22 и 26.

В предложенном способе хранения авиационного двигателя, заполнение топливной системы двигателя осуществляют топливом, подогретым в средстве наземного обеспечения 30 до температуры 70-80oС, подаваемым в двигатель через кран 16, фильтр 15 к штуцеру консервации 2 при закрытом перекрывном кране 1 и установке РУД в положение "Малого газа" в процессе одного земного запуска с выключением двигателя после выхода его на режим "Малого газа" и двух ложных запусков, с 3-4-разовым перемещением на ложных запусках РУД от положения "Малого газа" до "Полного форсажа" и обратно с периодической заменой топлива в топливной системе двигателя не менее чем через 6 месяцев хранения.

В процессе земного запуска, подогретое топливо, пройдя агрегаты 5, 6, 21 и 22, будет поступать в основную камеру сгорания, обеспечивая быструю замену находящегося в агрегатах топлива на подогретое, которое повышает качество консервации деталей и узлов топливных агрегатов. При земном запуске подогретое топливо одновременно будет поступать в агрегаты 29, 27, 28, а через шланг 9 к агрегатам 26 и 25 и далее к топливным коллекторам форсажной камеры. От агрегата 26 подогретое топливо через шланги 11 и 12 будет поступать к гидроцилиндрам реактивного сопла 23 и 24.

В распределителях топлива в основную 22 и форсажную 25 камеры сгорания имеются клапаны, находящиеся, при отсутствии давления топлива, в закрытом положении, исключая утечки топлива при хранении двигателя.

Перемещение РУД в процессе ложного запуска от положения "Малого газа" до "Полного форсажа" и обратно будет дополнительно открывать или закрывать клапаны и золотники топливных агрегатов основного и форсажного контуров, обеспечивая поступление подогретого топлива во все их полости.

Таким образом, заполнение топливной системы авиационного двигателя подогретым топливом при предложенном способе хранения улучшает консервационные свойства топлива, обеспечивающие увеличение срока хранения двигателя под топливом в составе самолета, а значит и снижение трудозатрат на его техническое обслуживание. При предложенном способе хранения авиационного двигателя нет необходимости при каждой замене топлива проводить его опробование, а можно будет обойтись одним выходом двигателя на режим "Малого газа", что даст экономию ресурса и топлива. Опробование двигателя необходимо проводить только после полного завершения хранения двигателя с заполненной топливом топливной системой в составе самолета при переводе его на летную эксплуатацию.

Использование предложенного технического решения повысит надежность и долговечность деталей и узлов агрегатов топливной системы авиационного двигателя, находящегося на кратковременном хранении, а снижение в 3-4 раза количества опробований даст экономию более ~ 5 млн. рублей в год.

Класс B64D37/34 обработка топлива, например нагрев

способ управления тепловыми выбросами, генерируемыми летательным аппаратом, и устройство охлаждения для летательного аппарата, позволяющее применять упомянутый способ -  патент 2478805 (10.04.2013)
система для удаления воды -  патент 2446995 (10.04.2012)
система для удаления воды -  патент 2443607 (27.02.2012)
способ регулирования температуры топлива в топливной системе самолета -  патент 2435709 (10.12.2011)
устройство подогрева топлива в топливной системе летательного аппарата -  патент 2225807 (20.03.2004)
криогенная система -  патент 2132015 (20.06.1999)
способ заправки бака криогенной жидкостью -  патент 2097280 (27.11.1997)
система подкачки топлива авиационного двигателя -  патент 2055783 (10.03.1996)
способ создания тяги гиперзвукового летательного аппарата в крейсерском атмосферном режиме полета -  патент 2042577 (27.08.1995)

Класс F02N17/04 подогревом текучих сред двигателей

система пуска газопоршневого агрегата мини-тэц -  патент 2366826 (10.09.2009)
система подогрева двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автотранспорта -  патент 2350775 (27.03.2009)
устройство для предварительного подогрева дизельного топлива -  патент 2342557 (27.12.2008)
автоматизированная система прогрева тепловозов при горячем простое -  патент 2324826 (20.05.2008)
способ и система подогрева двигателя внутреннего сгорания и отопления салона автотранспорта -  патент 2293207 (10.02.2007)
тепловой аккумулятор для автотракторных двс -  патент 2287711 (20.11.2006)
устройство для подвода тепла к охлаждающей жидкости двигателя внутреннего сгорания -  патент 2282050 (20.08.2006)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2268393 (20.01.2006)
устройство для облегчения запуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2267645 (10.01.2006)
впускной коллектор силовой установки транспортного средства -  патент 2227224 (20.04.2004)
Наверх