самовытаскиватель автомобиля

Классы МПК:B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам
B60C27/00 Приспособления, предотвращающие проскальзывание колес, временно прикрепляемых к эластичным шинам или колесам
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Адамович Борис Андреевич,
Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич,
Дудов Владимир Ильич,
Кобяков Дмитрий Петрович,
Трубицын Александр Павлович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-01-24
публикация патента:

Самовытаскиватель автомобиля с грунтозацепом состоит из силового корпуса, имеющего возможность перемещаться по двум направляющим длиной до 3 м. На корпусе смонтированы штыковой зацеп, устройство расстыковки и опускания штыкового зацепа с рукояткой управления и Т-образные выступы для упора штыкового зацепа при вытаскивании. Корпус соединен с двух сторон роликовой цепью, охватывающей две звездочки, причем задняя звездочка является приводной и установлена на валу червячного редуктора с малооборотным реверсивным электродвигателем постоянного тока, а на концах направляющих установлены концевые выключатели. В результате увеличивается проходимость автомобиля. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Самовытаскиватель автомобиля с грунтозацепом, отличающийся тем, что он состоит из силового корпуса, имеющего возможность перемещаться по двум направляющим длиной до 3 м, при этом на корпусе смонтированы штыковой зацеп, устройство расстыковки и опускания штыкового зацепа с рукояткой управления и Т-образные выступы для упора штыкового зацепа при вытаскивании, корпус соединен с двух сторон роликовой цепью, охватывающей две звездочки, причем задняя звездочка является приводной и установлена на валу червячного редуктора с малооборотным реверсивным электродвигателем постоянного тока, а на концах направляющих установлены концевые выключатели.

2. Самовытаскиватель автомобиля по п.1, отличающийся тем, что в качестве источника питания приводного электродвигателя используется штатный автомобильный генератор мощностью до 100 Вт в буфере со штатной аккумуляторной батареей.

3. Самовытаскиватель автомобиля по п.1, отличающийся тем, что передаточное число червячного редуктора должно составлять 300-400.

Описание изобретения к патенту

1. Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к устройствам самовытаскивания автомобиля при попадании на грунт с малой несущей способностью.

2. Уровень техники

Известны различные устройства по самовытаскиванию автомобиля, основанные на использовании колесных цепей, тросовых барабанов, закрепляемых на дисках колес, приводных лебедок, установленных рядом с моторным отсеком, и пр.

Наиболее близким прототипом является заявка РФ на изобретение 97114378/28 с приоритетом 05.08.97 (Шлеппер Я.А.), в которой используется грунтозацеп с храповым механизмом и противооткатным приспособлением в виде лыжи.

Главными недостатками многих известных устройств являются:

- необходимость выхода из кабины для подготовки устройства к работе;

- наличие в месте вынужденной остановки деревьев, пней и других опорных объектов.

Задачей изобретения является создание такого автономного устройства, которое бы позволяло, не выходя из кабины автомобиля и не пользуясь опорными объектами, преодолевать болотистые, песчаные и заснеженные места на пути следования.

3. Сущность изобретения

Принципиальная схема устройства показана на фиг.1.

Оно состоит из силового корпуса 1, скользящего по направляющим 2, прикрепленным к кузову автомобиля, длина которых определяет расстояние вытаскивания за один проход силового корпуса. На корпусе смонтированы: штыковой зацеп 3, устройство 4 расстыковки и опускания штыкового зацепа, управляемое рукояткой 5 из кабины. Корпус имеет выступ 6 для упора штыкового зацепа при вытаскивании.

Корпус соединен с двух сторон кольцевой роликовой цепью 7, охватывающей звездочки 8 и 9, причем звездочка 8 является приводной и установлена на валу червячного редуктора 10 с реверсивным электродвигателем постоянного тока 11. На концах направляющих 2 установлены концевые выключатели 12

Размещение самовытаскивателя на автомобиле показано на фиг.2. Он устанавливается в специальном горгроте, оборудованном в кузове автомобиля.

Устройство работает следующим образом.

При попадании на грунт с малой несущей способностью автомобиль погружается в грунт и нуждается в постороннем тяговом усилии для его вытаскивания для преодоления этой преграды или ухода в сторону.

Не выходя из кабины, рукояткой 5 расстыковывают силовой корпус 1 от рукоятки и одновременно опускают штыковой зацеп 3 на грунт, включают прямой ход электродвигателя 11 и с помощью червячного редуктора и цепной передачи, состоящей из звездочек 8 и 9 и роликовой цепи 7, тянут силовой корпус 1 назад, при этом штыковой зацеп 3 врезается в грунт и автомобиль начинает медленно двигаться вперед до тех пор, пока силовой корпус 1 не упрется в задние концевые выключатели 12. Двигатель 11 переходит в режим реверса, и силовой корпус начинает движение вперед, при этом штыковой зацеп выталкивается из грунта и, скользя по нему, возвращается в исходное положение. За один силовой ход автомобиль продвигается на 3 м вперед и далее процедура повторяется до выхода автомобиля на грунт с высокой несущей способностью.

Пример

Берем внедорожник с общей массой 2,5 т. Принимаем коэффициент трения колес о грунт равным 0,5.

Для самовытаскивания необходимо тяговое усилие, равное 1,25 т.

Принимаем длину протаскивания за один ход штыкового зацепа равной 3 м и скорость продвижения в процессе самовытаскивания равной 1 м за 2 мин, т.е. 0,008 м/с.

Потребная мощность электродвигателя будет составлять 100 Вт, т.е. используется мощность автомобильного генератора, работающего в буфере с аккумуляторной батареей.

При диаметре звездочки 4 см за один ее оборот продвижение автомобиля будет составлять 12 см.

Для преодоления расстояния в 3 м потребуется 25 оборотов. Так как время протаскивания за один ход составляет 6 мин, червячный редуктор должен обеспечить 4-5 оборотов звездочки в минуту, при этом его передаточное число при использовании малооборотного реверсивного электродвигателя постоянного тока должно быть равным 300-400.

4. Перечень фигур

Фиг.1 - принципиальная схема конструкции устройства для самовытаскивания автомобиля.

Фиг.2 - схема действия устройства для самовытаскивания автомобиля.

Класс B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам

движитель для снегохода -  патент 2523155 (20.07.2014)
движитель для снегохода -  патент 2523154 (20.07.2014)
шаговиброкат -  патент 2522215 (10.07.2014)
снегоход -  патент 2521157 (27.06.2014)
транспортное средство для движения по снегу -  патент 2521151 (27.06.2014)
способ перемещения снегохода -  патент 2521148 (27.06.2014)
шагающее транспортное средство -  патент 2516958 (20.05.2014)
шагающий движитель -  патент 2513348 (20.04.2014)
универсальное транспортное средство суперманевренности и суперпроходимости -  патент 2512055 (10.04.2014)
средство транспортное болотоходное -  патент 2511195 (10.04.2014)

Класс B60C27/00 Приспособления, предотвращающие проскальзывание колес, временно прикрепляемых к эластичным шинам или колесам

Наверх