способ разрушения ледяного покрова

Классы МПК:E02B15/02 очистка от льда
B60V3/06 суда 
B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное учреждение Институт машиноведения и металлургии Дальневосточного отделения РАН
Приоритеты:
подача заявки:
2000-08-22
публикация патента:

Изобретение относится к ледокольным работам. Сущность изобретения: судно 2 на воздушной подушке движется по ледяному покрову 1 и возбуждает резонансные изгибно-гравитационные волны 3, при этом создают аэродинамическую подъемную силу, направленную вниз, путем поворота горизонтальных пластин 5, предварительно установленных на верхней палубе 4 на отрицательный угол атаки (положение 6) по направлению к набегающему потоку воздуха. Угол атаки периодически изменяют с частотой указанных волн. Изобретение позволяет увеличить толщину разрушаемого льда. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ разрушения ледяного покрова судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении, отличающийся тем, что в процессе движения на корпусе судна создают и изменяют с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн аэродинамическую подъемную силу, направленную вниз.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ледотехники, в частности к амфибийным судам на воздушной подушке (СВП), разрушающим ледяной покров резонансным методом.

Известно техническое решение (1. Козин В.М. Резонансный метод разрушения ледяного покрова. Диссертация на соискание ученой степени доктора технических наук в форме научного доклада. - Владивосток, ИАПУ, 1993, 44 с.), в котором предлагается разрушать ледяной покров СВП путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн (ИГВ), т.е. волн максимальной амплитуды.

Недостатком способа является ограниченная ледоразрушающая способность этих судов.

Сущность изобретения заключается в разработке способа увеличения амплитуды ИГВ.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, заключается в увеличении толщины льда, разрушаемого резонансным методом.

Существенные признаки, характеризующие изобретение:

ограничительные: ледяной покров разрушается судном на воздушной подушке путем возбуждения во льду резонансных изгибно-гравитационных волн при его движении;

отличительные: в процессе движения на корпусе судна создают и изменяют с частотой резонансных изгибно-гравитационных волн аэродинамическую подъемную силу, направленную вниз.

Известно (2. Политехнический словарь. Под ред. А.Ю. Ишлинского. М.: Советская энциклопедия, 1980, с.40), что при обтекании твердого тела потоком воздуха на него начинает действовать аэродинамическая подъемная сила в направлении, перпендикулярном к направлению набегающего потока. При этом направление аэродинамической подъемной силы определяется углом атаки: при положительном угле она направлена вверх, а при отрицательном - вниз. Используя эту закономерность, можно увеличить давление на лед при движении СВП, т.е. увеличить амплитуду возбуждаемых ИГВ. Для этого необходимо создать при обтекании корпуса судна набегающим потоком воздуха аэродинамическую подъемную силу, направленную вниз.

Также известно (3. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. Л.: Гидрометеоиздат, 1967, 217 с.), что периодическое приложение ко льду вертикальной силы с частотой резонансных ИГВ приведет к возбуждению в ледяном покрове дополнительной системы резонансных ИГВ.

Таким образом, если наряду с поступательным движением СВП на него подействовать периодической вертикальной нагрузкой, т.е. в ледяном покрове разовьются основная и дополнительная системы ИГВ. При совпадении частоты периодической нагрузки с частотой резонансных ИГВ взаимодействие этих волновых систем приведет к возбуждению суммарных ИГВ наибольшей амплитуды.

Способ осуществляется следующим образом.

По ледяному покрову начинают перемещать СВП с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых при этом ИГВ окажется недостаточной для разрушения льда, то предварительно установленные на верхней палубе в горизонтальном положении пластины поворачивают на угол атаки, отрицательный по отношению к набегающему потоку воздуха. Дополнительно при наличии ветра СВП направляют ему навстречу. Поворот пластин на отрицательный угол атаки приведет к появлению аэродинамической подъемной силы, направленной вниз, а направление СВП навстречу ветру - к ее росту [2], т.к. скорость обтекания пластин набегающим потоком возрастет. В результате к нагрузке льда от веса СВП добавится аэродинамическая сила, что увеличит амплитуду возбуждаемых ИГВ и, соответственно, толщину разрушаемого льда.

По ледяному покрову начинают перемещать СВП с резонансной скоростью. Если амплитуда возбуждаемых при этом основных ИГВ недостаточна для разрушения льда, то предварительно установленные на верхней палубе в горизонтальном положении пластины поворачивают на угол атаки способ разрушения ледяного покрова, патент № 2197576, отрицательный по отношению к набегающему потоку воздуха. Дополнительно при наличии ветра СВП направляют ему навстречу. Поворот пластин на отрицательный угол атаки приведет к появлению аэродинамической подъемной силы, направленной вниз, а направление СВП навстречу ветру - к ее росту [2], т.к. скорость обтекания пластин набегающим потоком возрастет. Угол атаки пластин при этом периодически изменяют от 0 до способ разрушения ледяного покрова, патент № 2197576 с частотой резонансных ИГВ. Это приведет к динамическому приложению аэродинамической подъемной силы к судну и соответствующему возбуждению дополнительных резонансных ИГВ. Взаимодействие основных и дополнительных ИГВ приведет к росту амплитуды суммарных ИГВ и соответствующему увеличению толщины разрушаемого льда.

Изобретение поясняется чертежом.

По ледяному покрову 1 начинают перемещать СВП 2 с резонансной скоростью Vp. Если амплитуда возбуждаемых при этом основных ИГВ 3 недостаточна для разрушения льда 1, то предварительно установленные на верхней палубе 4 пластины 5 периодически с резонансной частотой способ разрушения ледяного покрова, патент № 2197576p поворачивают от 0 до отрицательного угла атаки способ разрушения ледяного покрова, патент № 2197576, т.е. до положения 6. При наличии ветра со скоростью Vв СВП направляют ему навстречу. Периодический поворот пластин 5 на угол способ разрушения ледяного покрова, патент № 2197576 приведет к появлению и динамическому приложению к судну аэродинамической подъемной силы Rа, а направление СВП навстречу ветру - к обтеканию пластин набегающим потоком со скоростью Vp+Vв. Динамическое приложение силы RA приведет к возбуждению дополнительных ИГВ 7. Взаимодействие основных 3 и дополнительных 7 ИГВ увеличит амплитуду суммарных ИГВ 8, что вызовет рост толщины разрушаемого льда 1.

Класс E02B15/02 очистка от льда

устройство противоледовой защиты для гидротехнического сооружения, расположенного на мелководном континентальном шельфе -  патент 2521674 (10.07.2014)
устройство для предотвращения образования льда на водной поверхности -  патент 2520339 (20.06.2014)
способ разрушения речного ледяного покрова и устройство для его реализации -  патент 2519072 (10.06.2014)
способ аэрации водоемов -  патент 2515681 (20.05.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2507104 (20.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506195 (10.02.2014)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2506194 (10.02.2014)
способ разрушения льда -  патент 2495785 (20.10.2013)
способ образования майны в зимний период -  патент 2493321 (20.09.2013)
способ разрушения ледяного покрова -  патент 2493044 (20.09.2013)

Класс B60V3/06 суда 

Класс B63B9/00 Способы проектирования, строительства, ремонта, реконструкции и эксплуатации или определения характеристик водных транспортных средств, не отнесенные к другим группам

способ монтажа зонального блока в отсеке судна -  патент 2527251 (27.08.2014)
способ формования крупногабаритных несущих конструкций малых судов -  патент 2526399 (20.08.2014)
способ возведения железобетонного палубного перекрытия с большим пролетом -  патент 2522712 (20.07.2014)
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна -  патент 2520705 (27.06.2014)
морская гравитационная платформа -  патент 2512783 (10.04.2014)
способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести -  патент 2499722 (27.11.2013)
плавучая топливозаправочная станция, цистерна для плавучей топливозаправочной станции и способ изготовления плавучей топливозаправочной станции -  патент 2489304 (10.08.2013)
устройство для измерения характеристик нестационарных сил, возникающих на модели движительного комплекса типа "винт-насадка" -  патент 2487814 (20.07.2013)
способ сборки конструкции судна с металлическим корпусом -  патент 2486097 (27.06.2013)
способ постройки плавучего средства, преимущественно речного или морского судна -  патент 2483965 (10.06.2013)
Наверх