модифицированная древесина для изготовления деталей трения

Классы МПК:C08L97/02 лигниноцеллюлозные материалы, например древесина, солома или выжатый сахарный тростник
C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения
F16C33/18 поверхности скольжения, выполненные в основном из древесных или волокнистых материалов 
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Воронежская государственная лесотехническая академия
Приоритеты:
подача заявки:
2000-12-13
публикация патента:

Изобретение относится к области создания антифрикционных материалов на основе прессованной древесины и может быть использовано в машиностроении. Цель изобретения - повышение износостойкости и долговечности работы материала при повышенных температурах эксплуатации. Модифицированная древесина для изготовления деталей трения содержит прессованную древесину, церезин, полиэтилен, полиэтилсилоксан и аэросил. Определенное соотношение компонентов обеспечивает повышенную износостойкость и долговечность работы материала при повышенных температурах эксплуатации. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Модифицированная древесина для изготовления деталей трения, содержащая прессованную древесину и церезин, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит полиэтилен, полиэтилсилоксан и аэросил при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Прессованная древесина - 78,8 - 88,0

Церезин - 7,0 - 20,0

Полиэтилен - 0,5 - 2,0

Полиэтилсилоксан - 0,5 - 2,0

Аэросил - 0,2 - 1,0

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области антифрикционных материалов на основе модифицированной древесины и может быть использовано в машиностроении.

Известна антифрикционная прессованная древесина, содержащая прессованную древесину и церезин (SU, авторское свидетельство, 360222, кл. В 27 К 3/34, В 29 j 1/02, 1972 г. ), которая имеет недостаточно высокие антифрикционные свойства, что вызывает повышенный износ сопряженной детали (вала). Это происходит в результате того, что церезин, состоящий из неполярных углеводородов, при работе в паре с металлом образует на нем тонкую и недостаточно прочную адсорбционную пленку.

Известен также антифрикционный материал на основе древесины, пропитанной составом, содержащим минеральное масло, полиэтилен низкого давления и гудроны растительных масел и технических жиров (SU, авторское свидетельство, 1117217, кл. В 27 К 3/34, В 27 К 3/52, 1983 г.).

Недостатком такой древесины являются низкие твердость и прочность при сжатии, что отрицательно сказывается на износостойкости материала.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности к достигаемому эффекту является модифицированная древесина для изготовления деталей трения, содержащая прессованную древесину, церезин и поверхностно-активные вещества, например жирные кислоты (SU, авторское свидетельство 444646, кл. В 27 К 3/24, В 29 j 1/02, 1972 г.).

Однако такая модифицированная древесина имеет низкие антифрикционные свойства при повышенных температурах. При температурах свыше 80oС происходит плавление смеси церезина и жирных кислот и интенсивный вынос наполнителя из зоны трения, в результате чего подшипник быстро теряет работоспособность.

Цель изобретения - повышение износостойкости и долговечности работы материала при повышенных температурах эксплуатации.

Поставленная цель достигается за счет того, что модифицированная древесина для изготовления деталей трения, содержащая прессованную древесину и церезин, дополнительно содержит полиэтилен, полиэтилсилоксан и аэросил при следующем соотношении компонентов, мас. %:

Прессованная древесина - 78,8 - 88,0

Церезин - 7,0 - 20,0

Полиэтилен - 0,5 - 2,0

Полиэтилсилоксан - 0,5 - 2,0

Аэросил - 0,2 - 1,0

Введение смеси полиэтилена, аэросила и полиэтилсилоксана в расплав церезина способствует образованию на поверхности древесины адсорбционного граничного слоя, обладающего повышенной термостойкостью и механической прочностью.

Получение предлагаемой модифицированной древесины для изготовления деталей трения осуществляется следующим образом.

В емкость с расплавом церезина и полиэтилена при температуре 145oС добавляли смесь аэросила в полиэтилсилоксане. После этого смесь из четырех компонентов перемешивали. Образцы из прессованной древесины с плотностью 1100 кг/м3 и с размерами 20модифицированная древесина для изготовления деталей трения, патент № 219751020модифицированная древесина для изготовления деталей трения, патент № 219751060 мм с влажностью 1,6% помещали в емкость с модифицирующим составом. Затем емкость с образцами устанавливали в автоклав, закрывали его крышкой, создавали в нем давление 5,0 МПа и выдерживали под давлением в течение 5,0 мин. После этого пропитанные образцы извлекали из автоклава.

Для получения модифицированной древесины готовили пять образцов материала с различным содержанием компонентов

В таблице 1 приведены данные о модифицированной древесине для изготовления деталей трения с различным содержанием прессованной древесины и антифрикционных наполнителей.

Установлено, что введение в модифицированную древесину для изготовления деталей трения, включающую прессованную древесину и церезин, дополнительно полиэтилена, полиэтилсилоксана и аэросила способствует повышению физико-механических свойств и, как следствие, увеличению долговечности и износостойкости материала.

Содержание в модифицированной древесине церезина обеспечивает низкий коэффициент трения до температур 80-100oС и придает древесине достаточно высокую твердость.

Наличие полиэтилсилоксана повышает влаго- и водостойкость, термостойкость.

Присутствие в модифицированной древесине полиэтилена обеспечивает низкий коэффициент трения.

Добавка аэросила усиливает гидрофобизацию поверхности древесины, повышает твердость и термостойкость поверхности трения.

Физико-механические свойства модифицированной древесины, полученной в соответствии с примерами 1-5 (см. таблицу 1), приведены в таблице 2.

Анализ примеров из таблицы 2 показывает, что предлагаемая модифицированная древесина (состав по примерам 2, 3, 4) имеет наиболее высокие триботехнические характеристики за счет увеличения долговечности эксплуатации узлов трения, особенно работающих в условиях повышенных температур и влажности, в 1,7-2,5 раза.

Класс C08L97/02 лигниноцеллюлозные материалы, например древесина, солома или выжатый сахарный тростник

способ получения высоконаполненной древесно-полимерной композиции на основе поливинилхлорида -  патент 2527468 (27.08.2014)
применение посредников в производстве древесноволокнистых плит -  патент 2520456 (27.06.2014)
композиция для производства древесностружечных плит -  патент 2515839 (20.05.2014)
сырьевая смесь для изготовления теплоизоляционных изделий -  патент 2508260 (27.02.2014)
гидрофильный пластилин -  патент 2500700 (10.12.2013)
древесно-наполненная пластмасса и способ ее получения -  патент 2493184 (20.09.2013)
багассовый композит, способ его приготовления и материал для внутреннего применения, использующий его -  патент 2493180 (20.09.2013)
композиция для изготовления материалов из древесины, содержащая олефины, применение олефинов для придания гидрофобности сырьевым древесным материалам и способ изготовления материалов из древесины -  патент 2492196 (10.09.2013)
древесно-полимерная композиция -  патент 2484110 (10.06.2013)
способ изготовления биокомпозиционного материала -  патент 2481945 (20.05.2013)

Класс C08J5/16 изготовление изделий или материалов с низким коэффициентом трения

антифрикционная композиция -  патент 2526989 (27.08.2014)
антифрикционный композиционный полимерный материал -  патент 2524958 (10.08.2014)
композиционный полимерный антифрикционный материал на основе полиамида -  патент 2522106 (10.07.2014)
антифрикционный композиционный материал -  патент 2504560 (20.01.2014)
способ получения полимерного композита антифрикционного назначения на основе политетрафторэтилена -  патент 2495886 (20.10.2013)
антифрикционный композиционный материал -  патент 2495060 (10.10.2013)
композиция антифрикционного твердого смазочного покрытия -  патент 2493241 (20.09.2013)
способ получения антифрикционных материалов для бинарных поверхностей -  патент 2487904 (20.07.2013)
полимерная композиция триботехнического назначения -  патент 2484107 (10.06.2013)
способ получения композиционного материала на основе политетрафторэтилена и диоксида кремния -  патент 2469056 (10.12.2012)

Класс F16C33/18 поверхности скольжения, выполненные в основном из древесных или волокнистых материалов 

Наверх