плавучий док и способ его самодокования

Классы МПК:B63C1/04 с устройствами для самодокования 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Байкал- Волга"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-05-21
публикация патента:

Изобретение относится к судоремонту и касается строительства плавучих доков, способных осуществлять самодокование. Плавучий док имеет бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки с уложенным на них палубным настилом, и установленные на упомянутых цистернах вертикальные башни. В его диаметральной плоскости установлены по меньшей мере две центральные горизонтальные балластные цистерны, расположенные на одной оси и соединенные шарнирно с возможностью поворота вокруг нее. Поперечные балки соединены с центральными балластными цистернами разъемными замковыми соединениями, установленными в верхней и нижней частях центральных цистерн и в верхней и нижней частях оконечности поперечных балок. Способ самодокования такого дока состоит в том, что разъединяют замковые соединения, принимают балласт в цистерны, запирают замковые соединения в новом положении и удаляют балласт из упомянутых цистерн для обеспечения всплытия дока. Для обсушки центральных цистерн балласт целесообразно принимать в бортовые цистерны, а замковые соединения запирать во втором положении. Для обсушки бортовых цистерн балласт целесообразно принимать в центральные цистерны, а замковые соединения запирать в третьем положении и после всплытия дока балласт принимать в одну из бортовых цистерн. Технический результат реализации данной группы изобретений заключается в повышении удобства в эксплуатации дока за счет обеспечения его самодокования, в обеспечении возможности проводки дока по узким водным путям двумя транспортными единицами, разделенными по диаметральной плоскости дока, а также в снижении величины поперечного изгибающего момента. 2 с. и 4 з.п.ф-лы, 11 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11

Формула изобретения

1. Плавучий док, содержащий бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки с уложенным на них палубным настилом, и установленные на упомянутых цистернах вертикальные башни, отличающийся тем, что в его диаметральной плоскости установлены по меньшей мере две центральные горизонтальные балластные цистерны, расположенные на одной оси и соединенные шарнирно с возможностью поворота вокруг нее, и поперечные балки соединены с центральными балластными цистернами разъемными замковыми соединениями, установленными в верхней и нижней частях центральных цистерн и в верхней и нижней частях оконечности поперечных балок.

2. Плавучий док по п. 1, отличающийся тем, что разъемное замковое соединение снабжено двумя щеками с соосными отверстиями, прикрепленными к поперечной балке, и расположенной между ними планкой с тремя отверстиями, прикрепленной к центральной цистерне, с образованием сквозного отверстия, в которое заведен соединительный палец для обеспечения запирания соединения в одном из трех положений.

3. Плавучий док по п. 1, отличающийся тем, что шарнирное соединение имеет одну степень свободы и снабжено втулкой с ребордой, прикрепленной к торцу одной центральной цистерны и заведенной в другую центральную цистерну, снабженную фиксирующим кольцом.

4. Способ самодокования плавучего дока, отличающийся тем, что разъединяют замковые соединения, принимают балласт в цистерны, запирают замковые соединения в новом положении и удаляют балласт из упомянутых цистерн для обеспечения всплытия дока.

5. Способ самодокования плавучего дока по п. 4, отличающийся тем, что для обсушки центральных цистерн балласт принимают в бортовые цистерны, а замковые соединения запирают во втором положении.

6. Способ самодокования плавучего дока по п. 4, отличающийся тем, что для обсушки бортовых цистерн балласт принимают в центральные цистерны, а замковые соединения запирают в третьем положении и после всплытия дока принимают балласт в одну из бортовых цистерн.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судоремонта, а именно к плавучим докам для подъема судов из воды с целью проведения ремонта подводной части их корпусов.

В качестве ближайшего аналога принят плавучий док, содержащий две бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки и настил, и установленные на этих цистернах вертикальные башни, обеспечивающие остойчивость дока при погружении и всплытии (Плавучий док для судов водоизмещением до 300 т // Водный транспорт за рубежом: Экспресс-информация ЦБНТИ Минречфлота, 1984 г., вып. 14, с. 1-5).

Однако, когда возникает необходимость транспортировки дока в узкостях, разрезка дока по диаметральной плоскости невозможна ввиду того, что остойчивость одной половины дока нельзя обеспечить без сторонних средств.

Кроме этого, когда возникает необходимость осмотра и окраски днищевых поверхностей дока, это возможно только либо подъемом его на берег, либо постановкой в другой док.

Задачей настоящего изобретения является создание дока, способного к транспортировке по узким водным путям и к самодокованию.

Поставленная задача решается за счет того, что в предлагаемом доке, содержащем две бортовые горизонтальные балластные цистерны, к которым присоединены поперечные балки и настил, и установленные на этих цистернах вертикальные башни, в диаметральной плоскости установлены по меньшей мере две центральные горизонтальные балластные цистерны, расположенные на одной оси и соединенные шарнирно с возможностью поворота вокруг нее, и поперечные балки соединены с упомянутыми центральными цистернами разъемными замковыми соединениями.

Разъемные соединения установлены в верхней и нижней части центральных цистерн и в верхней и нижней части поперечных балок.

Разъемное замковое соединение содержит щеки с соосными отверстиями, прикрепленные к поперечной балке, и расположенную между ними планку с тремя отверстиями, прикрепленную к центральной цистерне, с образованием сквозного отверстия, в которое заведен соединительный палец. Такая конструкция соединения обеспечивает его запирание в одном из трех специальных положений. Первое положение соответствует рабочему положению дока.

Шарнирное соединение, имеющее одну степень свободы (вращение вокруг продольной оси), снабжено втулкой с ребордой, прикрепленной к торцу одной центральной цистерны, заведенной в другую центральную цистерну, снабженную фиксирующим кольцом.

Технический результат от такой конструкции дока заключается в возможности разбить док на две транспортные единицы и, кроме этого, обеспечить его самодокование. Дополнительный технический результат заключается в возможности разгрузить поперечные балки при постановке судна в док.

Способ самодокования плавучего дока заключается в том, что разъединяют замковые соединения, принимают балласт в цистерны, запирают замковые соединения и удаляют балласт из упомянутых выше цистерн для обеспечения всплытия дока.

При этом для обеспечения выхода из воды центральных цистерн балласт принимают в бортовые цистерны и замковые соединения запирают во втором положении.

Для обеспечения выхода из воды бортовых цистерн левого борта или правого борта балласт принимают в центральные цистерны, замковые соединения запирают в третьем положении и после всплытия дока принимают балласт в бортовую цистерну правого или левого борта соответственно.

На фиг.1 представлено сечение по миделю предлагаемого плавучего дока.

На фиг. 2 - вид сверху плавучего дока (док разобран на две транспортные единицы).

На фиг.3 - шарнирное соединение.

На фиг. 4 - вид А по фиг.1. Замковое соединение в 1-м (рабочем) положении.

На фиг.5 - сечение Б-Б по виду А.

На фиг.6 - сечение по миделю дока с балластом в бортовых цистернах.

На фиг.7 - вид замкового соединения, закрытого во 2-м положении.

На фиг.8 - сечение по миделю дока с самодокованием центральных цистерн.

На фиг.9 - сечение по миделю дока с балластом в центральных цистернах.

На фиг.10 - вид замкового соединения, закрытого в 3-м положении.

На фиг. 11 - сечение по миделю дока с самодокованием одной из бортовых цистерн.

Плавучий док содержит бортовые горизонтальные балластные цистерны 1, на которых установлены вертикальные башни 2 в виде цистерн плавучести (см. фиг. 1). Между бортовыми цистернами 1 установлены центральные горизонтальные балластные цистерны 3, расположенные в диаметральной плоскости дока на одной оси (см. фиг. 2). Бортовые цистерны 1 и центральные цистерны 3 соединены поперечными балками 4, на которые уложен палубный настил 5. Центральные цистерны 3 соединены друг с другом шарнирным соединением с одной степенью свободы (см. фиг. 3). Шарнирное соединение содержит втулку с ребордой 6, прикрепленную к торцу одной из центральных цистерн 3. Втулка 6 заведена в торец другой центральной цистерны 3 и зафиксирована фиксирующим кольцом 7. Оконечности поперечных балок 4 в верхней и нижней части соединены с верхней и нижней частью центральных цистерн 3 замковыми соединениями (см. фиг.4, 5). Замковое соединение выполнено в виде установленных на поперечной балке 4 щек 8 с соосными отверстиями, между которыми заведена прикрепленная к центральным цистернам планка 9 с тремя отверстиями. Щеки 8 и планка 9 соединены пальцем 10, заведенным в отверстия щек 8 и одно из отверстий планки 9 с запиранием соединения в одном из специальных положений. Первое положение соответствует рабочему положению дока.

Разъем дока на две остойчивые транспортные единицы осуществляют путем разъединения верхних и нижних замковых соединений между поперечными балками 4 и центральными цистернами 3 с соответствующей стороны и шарнирного соединения между центральными цистернами 3.

Самодокование дока осуществляют следующим образом.

Для вывода из воды центральных цистерн 3 принимают балласт в бортовые цистерны 1 до тех пор, пока верхние и нижние замковые соединения не будут заперты во 2-м специальном положении (см. фиг. 6, 7, 8).

Для вывода из воды одной из бортовых цистерн принимают балласт в центральные цистерны 3 до тех пор, пока замковые соединения не будут заперты в 3-м специальном положении (см. фиг. 9,10). Затем балласт удаляют, и док всплывает. В одну из бортовых цистерн 1 принимают балласт для придания крена на необходимый борт (см. фиг.11).

Предложенная конструкция имеет следующие преимущества перед известными:

- повышает удобство в эксплуатации дока за счет обеспечения его самодокования;

- расширяет географию применения дока за счет обеспечения транспортировки его половин по узким водным путям;

- улучшает эксплуатационные характеристики дока за счет снижения величины поперечного изгибающего момента.

Наверх