способ определения параметров математической модели движения судна

Классы МПК:G06G7/70 транспортных средств, например для определения допустимой нагрузки судов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Острецов Генрих Эразмович,
Клячко Лев Михайлович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-02
публикация патента:

Изобретение относится к области вычислительной техники и может быть использовано при управлении движением судна. Техническим результатом является расширение функциональных возможностей. Способ основан на использовании сигнала путевого угла и восстановлении текущего значения угла курса для вычисления угла дрейфа с последующим использования итерационного метода определения коэффициентов математической модели движения судна. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Способ определения коэффициентов математической модели движения судна, заключающийся в том, что при малых отклонениях руля измеряют угловую скорость судна и начинают интегрировать ее по времени, измеряют путевой угол, запоминают и для получения значения угла курса суммируют оба сигнала, при угле перекладки руля больше заданной величины измеряют фазовые координаты состояния судна, в качестве которых используют угол перекладки руля, угловую скорость судна, путевой угол и угол дрейфа, который формируют в виде алгебраической суммы путевого угла и угла курса, запоминают их в i момент времени, подают на вход электронной модели движения судна, формируют разность измеренной угловой скорости судна с полученным на выходе электронной модели сигналом угловой скорости судна, формируют разность вычисленного сигнала угла дрейфа и сигнала угла дрейфа, полученного на выходе электронной модели движения судна, формируют модули этих разностей и минимизируют их путем изменения первого коэффициента математической модели движения судна в электронной модели движения судна, после минимизации модулей разностей измененное значение первого коэффициента математической модели движения судна фиксируют в электронной модели движения судна, сформированные модули разностей вновь минимизируют, путем изменения второго коэффициента математической модели движения судна, после минимизации модулей разностей измененное значение второго коэффициента математической модели движения судна фиксируют в электронной модели движения судна и повторяют процесс уточнения третьего, четвертого, . . . , последнего коэффициента математической модели движения судна.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судовождения - автоматическому управлению движением судна по заданному направлений с использованием электронной модели движения судна.

Известны способы определения параметров математической модели исследуемого процесса, так например, в авторском свидетельстве СССР 166541 предложен способ определения постоянной времени инерционного звена, основанный на измерении входных и выходных сигналов, формировании по ним невязки. Далее эту невязку интегрируют и на выходе интегратора вырабатывается сигнал, пропорциональный искомому коэффициенту математической модели (постоянной времени исследуемого инерционного звена).

Известен также способ экспериментального определения влияния вариации коэффициентов математической модели объекта на его динамику (авт.св. СССР 205913). Выходной сигнал с исследуемого объекта запоминают (задерживают), формируют невязку, а затем пропускают через электронную модель исследуемого объекта, в которой варьируют величину коэффициента математической модели объекта. В обоих способах можно определять только один коэффициент (постоянную времени инерционного звена первого порядка).

Недостатками этих способов являются

- определение только одного параметра по одному выходу,

- трудность (неясно, возможно ли?) определения нескольких коэффициентов математической модели исследуемого объекта,

- применение одномерного критерия оценки.

Известен также "Способ экспериментального определения параметров математической модели движения судна". Последний принят нами в качестве прототипа (патент России 2151713 заявка на изобретение 99123651/09).

В рассматриваемом способе благодаря использованию информации о состоянии судна от приемника спутниковой навигационной системы удается идентифицировать все коэффициенты полной математической модели движения судна. С этой целью используются сигналы измеренного путевого угла и величины бокового сноса судна относительно заданной траектории движения. Из последнего сигнала вырабатывается необходимая для идентификации боковая скорость суда (угол дрейфа). Однако полученное значение текущего угла дрейфа оказывается грубым, что приводит к существенному снижению точности идентификации коэффициентов математической модели движения судна.

Целью предложенного способа является исключение отмеченных выше недостатков при экспериментальном определении нескольких коэффициентов математической модели движения судна.

Рассматриваемый способ экспериментального определения коэффициентов математической модели движения судна основан на использовании электронной модели движения судна, измерении фазовых координат судна и их запоминания в "i" момент времени, восстановлении оценок фазовых координат состояния судна, формировании критерия и его минимизации путем вариации величины подстраиваемого коэффициента математической модели движения судна.

Поставленная цель реализуется благодаря использования следующих фазовых координат:

- угловая скорость судна (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016);

- угол перекладки руля (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016);

- путевой угол (ПУ), который измеряют с помощью приемника спутниковой навигационной системы. Запомненный в "i" момент времени сигнал угла перекладки руля подают на вход электронной модели движения судна, на выходе которой вырабатываются восстановленные сигналы (оценки) угловой скорости судна способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 и угла дрейфа, способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 которые сравнивают с измеренными в "i" момент времени. По полученным невязкам формируют критерий, например, вида суммы модулей двух невязок угловой скорости способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 и угла дрейфа способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 Далее проводят минимизацию критерия, варьируя величину подстраиваемого коэффициента математической модели движения судна Kj=K1. Полученное значение подстроенного коэффициента К1 математической модели движения судна фиксируют в электронной модели движения судна и переходят к подстройке следующего коэффициента математической модели движения судна Кj=К2. Аналогично последовательно определяют остальные коэффициенты математической модели движения судна.

Отличие предложенного способа от прототипа в том, что для повышения точности вычисления угла дрейфа, последний восстанавливают не используя величину бокового отклонения, а восстанавливают по текущему путевому углу и восстановленному иглу курса способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016=ПУ-способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016.

Величину угла курса (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016) уточняют при нахождении руля в диаметральной плоскости (при угле перекладки руля, равной нулю, или вблизи него), когда компонента угла дрейфа от управляющего воздействия - угла перекладки руля - будет также равна нулю, а следовательно, угол курса в этом случае должен быть равен путевому углу способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161 = ПУ (в установившемся режиме при |способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|<способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min).

Текущий угол курса (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016) вырабатывается путем интегрирования сигнала угловой скорости судна (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016) по времени, который суммируется с уточненным значением курса (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161), способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 = способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016dt+способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161.

Второе отличие предложенного способа в том, что процесс идентификации коэффициентов математической модели производится только при существенном отклонении руля, когда четко проявляются взаимные связи в математической модели движения судна, т.е. в предложенном способе запоминание "i" момента времени производят только при угле отклонения руля способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|>способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min

Третья особенность в том, что уточненное значение угла курса (1) получают путем пропускания сигнала текущего значения путевого угла (ПУ) через инерционный фильтр

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

при |способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|<способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min.

Таким образом, в предложенном способе

- уточняются последовательно все коэффициенты полной, а неупрощенной математической модели движения судна только при эффективных значениях положения управляющего органа (отклонение руля |способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|>способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min),

- восстанавливается уточненное значение угла дрейфа по текущему путевому углу и восстановленному углу курса,

- при малых перекладках руля (|способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|<способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min) производят коррекцию угла курса с использованием измеряемого приемником СНС путевого угла,

- практически непрерывно в процессе рейса уточняются необходимые для идентификации измерения, а следовательно, уточняется и математическая модель движения судна. Это необходимо делать т.к. динамика судна в процессе плавания существенно меняется т.к. зависит от многих факторов (угла дифферента, скорости хода, глубины под килем, угла крена, загрузки, тяги гребных винтов, состояния погоды и др.) т.е. коэффициенты Kj математической модели движения судна являются функцией более семи параметров, измерение которых в большинстве случаев затруднено.

Рассмотрим последовательность выполнения предварительных операций для вычисления угла дрейфа и операций идентификации коэффициентов математической модели движения судна.

1. До идентификации производится восстановление угла курса для формирования угла дрейфа. При нахождении руля вблизи нулевого положения |способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|<способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min корректируют сигнал угла курса путем пропускания текущего сигнала путевого угла через инерционное звено, на выходе которого вырабатывается корректированный сигнал курса (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161), который близок по величине текущему путевому углу (ПУ).

2. При больших перекладках руля (|способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|<способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min) формируют текущий угол курса (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016), путей интегрирования угловой скорости судна по времени (существенно отметить, что на выходе интегратора до этого момента времени какой-либо сигнал отсутствовал) и суммирования его с корректированным значением угла курса способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 = способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016dt+способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161.

3. Угол дрейфа формируют путем вычитания из путевого угла текущего угла курса способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016=ПУ-способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016.

Далее переходим к режиму собственно идентификации коэффициентов математической модели углового движения судна.

4. Выбор "i" момента времени производят, когда руль отклонен на величину более способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min. При этом информация о положении руля и фазовом состоянии судна (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i,способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i,способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i) запоминается в блоке памяти.

5. Сигнал способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i подают на вход электронной модели движения судна. На выходе электронной модели восстанавливают фазовые координаты состояния судна способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

6. По измеренным в "i" момент времени фазовым координатам, введенным в блок памяти и восстановленным на электронной модели, формируют невязки способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 (c ранее принятыми коэффициентами математической модели движения судна - К(j)0).

7. Формируют критерий в виде суммы полученных невязок, запоминают его во втором блоке памяти: I(0) = Kспособ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016+K1способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016.

8. Изменяют величину исследуемого коэффициента(K(j)1=K(j)0+способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 математической модели движения и вводят его в электронную модель движения судна.

9. Формируют новые значения невязок; способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 а по ним вычисляют новое значение критерия; I(1) = Kспособ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161+K1способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161.

10. Вычисляют величину приращения критерия способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(1)=I(0)-I(1). Если величина приращения критерия положительная способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(1)>0, то новое значение критерия I(1) вводят во второй блок памяти и запоминают вместо I(0). Если величина приращения критерия стала отрицательной способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(1)<0, то переходят к выполнению оперений по пункту N 12 и далее.

11. Величину подстраиваемого коэффициента К1 увеличивают на способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016. Новое значение коэффициента K(j)=К(j)2=K(j)1+способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 вводят в электронную модель движения судна.

Рассмотренный выше цикл по пунктам 6-11 повторяют до тех пор, пока вычисленное приращение критерия станет способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(n) <0, т.е. значение критерия начнет увеличиваться, после этого K(j)n уменьшают на "способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016" и это уточненное значение K(j)(n-1) вводится в электронную модель в качестве уточненного значения К(J)=K1.

Аналогично производится подстройка следующего коэффициента математической модели движения судна К(J+1)=К2 и далее К3,...,К6.

На этом цикл идентификации коэффициентов закончен.

12. Величину подстраиваемого коэффициента К(j) уменьшают на величину "2способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016". Значение этого подстраиваемого коэффициента будет K(j)2=K(j)1-2способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016.

13. Вычислим величину приращения критерия способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(2)=I(0)-I(2), если он больше нуля способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(2)>0, то вводят во второй блок памяти величину критерия I(2) вместо I(0) и переходят к операции по п. 14.

Если приращение критерия способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(2)<0 или равно нулю, то вводят в электронную модель движения судна коэффициент К(j)=K(j)0. Затем переходят к подстройке следующего коэффициента К(j+1)=К2........

14. Уменьшают K(j)2 еще на способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 (К(j)3=К(j)2-способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016). Уменьшение коэффициента K(j). . K(j)n производят до момента, когда новое значение критерия окажется более предыдущего (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016I(n))<0). После чего предыдущее значение коэффициента математической модели движения судна K(j)(n-1) фиксируют, вводят в электронную модель движения судна и переходят к подстройке следующего коэффициента математической модели движения судна К(j+1) аналогично рассмотренному выше.

Для иллюстрации работы предложенного способа на чертеже приведена блок-схема устройства идентификации параметров математической модели движения судна, содержащая

блок измерения 1, блок памяти 2, электронную модель движения судна 3, блок управления 4, блок формирования невязок 5, блок формирования критерия 6, датчик угла прокладки руля 7, блок формирования угла дрейфа 8, реле 9, интегратор 10, суммирующий усилитель 11, интегирующий усилитель 12, датчик угловой скорости 13, сумматор 14, два блока выделения модуля с предварительным суммированием 15, 16.

В блок-схеме

- связи между блоками обозначены сплошными линиями,

- командные сигналы от блока управления 4 к отдельным блокам обозначены

. ------ . ------ .------. пунктир одна точка, пунктир.

Рассмотрим работу предлагаемого устройства (см. чертеж).

В процессе рейса судна (до начала режима идентификации) осуществляется процесс вычисления угла дрейфа и всех связанных с этим преобразований. С блока измерения 1 сигналы угла перекладки руля - способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016, угловой скорости судна - способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 и путевого угла-"ПУ" поступают на вход блока формирования угла дрейфа 8. При нахождении руля вблизи нулевого положения реле 9 обесточено и при этих условиях осуществляется коррекция курсового угла. Корректированное значение курсового угла (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161) формируется на интеграторе 10, на вход которого через нормально замкнутые контактные группы реле поступает сигнал "ПУ". Интегратор 10 охвачен отрицательной обратной связью, таким образом формируется инерционное звено первого порядка. На выходе инерционного звена (при t-->00) способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161 = ПУ. Сигнал корректированного курсового угла (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161) поступает на вход сумматора 11, на второй вход которого поступает компонента приращения курсового угла от интегрирования угловой скорости судна по времени, последний сигнал при малых углах перекладки равен нулю (близок к нулю). Таким образом на выходе сумматора 11 сигнал равен сумме двух сигналов: корректированного значения курсового угла и компоненты курсового угла.

Формирование курсового угла (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016) производится при существенных перекладках руля (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016>способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min) при этом реле 9 срабатывает, размыкаются нормально замкнутые контактные группы, в свою очередь замыкаются нормально разомкнутые контактные группы реле, и вход интегратора 10 обесточивается (отключается сигнал "ПУ" и сигнал отрицательной обратной связи) т.е. интенгратор 10 превращается в блок памяти, на выходе которого будет вырабатываться постоянное значение корректированного угла курса. Текущая компонента приращения курсового угла на выходе интегрирующего усилителя 12 начнет изменяться, если угловая скорость судна не равна нулю. Таким образом на выходе сумматора 11 будет вырабатываться текущее значение курсового угла

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 = способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 21970161+способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016dt

при |способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|>способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min.

Этот сигнал курсового угла поступает на вход суммирующего усилителя 14, на второй вход которого поступает сигнал путевого угла, после алгебраического суммирования на выходе суммирующего усилителя вырабатывается угол дрейфа

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016=ПУ-способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

Таким образом на выходе блока формирования угла дрейфа 8 вырабатывается текущее значение угла дрейфа.

При поступлении сигнала начала идентификации из блока 4: "i" момент времени и при выполнении условия |способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016|>способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016min в блоке памяти 2 производится запоминание трех сигналов: способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i,способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i,способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i.

После этого начинается собственно процесс идентификации коэффициентов математической модели движения судна.

Сигнал угла перекладки руля в "i" момент времени поступает на вход электронной модели движения судна 3, на выходе которой вырабатываются оценки фазового состояния судна в "i" момент времени способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

В блок невязок 5 поступают сигналы измеренной угловой скорости в "i" момент времени (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i) и угла дрейфа (способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i), вычисленного для "i" момента времени. Оба сигнала поступают из блока памяти 2. В блок 5 поступают также оценки угловой скорости судна способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 и угла дрейфа способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 которые вырабатываются электронной моделью 3 движения судна (существенно заметить, что коэффициенты математической модели движения судна были не изменены и соответствовали ранее установленным до начала подстройки коэффициентов). На выходе блока 5 формируются невязки вида

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

Сигналы невязок способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016,способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 поступают в блок оптимизации 6, где формируется критерий из суммы невязок I(0) = K1способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016+K2способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016, по команде из блока 4 варьируется в электронной модели движения судна 3 величина подстраиваемого коэффициента Kj математической модели движения судна таким образом, чтоб получить минимальное значение критерия, после чего по команде из блока 4 полученное новое значение коэффициента Kj фиксируется в электронной модели движения и из блока 4 поступает команда на подстройку следующего коэффициента математической модели K(j+1), аналогично описанному выше.

В блок 1 входят серийно выпускаемые

- датчик 13 угловой скорости судна с чувствительностью не хуже 0.5способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 219701610-3 град/с,

- приемник спутниковой навигационной системы типа "Волонтер",

- датчик угла перекладки руля с точностью не ниже 0.5 град.

Реализация блока 2 возможна как на аналоговой, так и на цифровой элементной базе, в случае аналоговой элементной базы - это три операционных усилителя типа 140 УД-8.

Реализация блока 3 может выть выполнена как на аналоговой, так и на цифровой вычислительной технике, на которых реализуются два дифференциальных уравнения

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016

где способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016i - сигнал угла перекладки руля поступает из блока 2.

способ определения параметров математической модели   движения судна, патент № 2197016 выходные сигналы блока 3 (оценки угловой скорости судна и угла дрейфа для "i" момента времени.

Реализация блока 4 может быть выполнена на типовых счетно-решающих и логических элементах.

Реализация блока 5 - это два операционных усилителя серии 140 УД6 и два типовых блока выделения модуля.

Реализация блока 6 может быть как на микроконтроллере, так и в виде серийно выпускаемых оптимизаторов, с возможностью подстройки нескольких коэффициентов.

Рассмотренный выше способ необходим для решения задач автоматизации судовождения, т. к. определение точных значений параметров математической модели движения судна необходимо для решения задач оптимального (близкого к оптимальному) оценивания информации о фазовом состоянии судна, используемой для

- адаптивного управления движением судна,

- минимизации загрузки рулевого привода при развитом морском волнении,

- сокращении времени рейса благодаря сокращению пройденного пути и сопротивления движение судна,

- построения высококачественных законов управления движением неустойчивых на курсе судов и др.

Предложенный способ стало возможным использовать благодаря совершенствованию и внедрению на судах спутниковых навигационных систем (СНС), т.е. появилась возможность перейти к полной наблюдаемости информации о состоянии судна, измеряя (с достаточной точностью)

- угловую скорость судна относительно вертикальной оси судна,

- угол дрейфа, который в СНС непосредственно не измеряется, но используя предлагаемый способ удается получить угол дрейфа с требуемой для идентификации точностью.

Моделировано на ЦВМ идентификации параметров математической модели движения танкера водоизмещением 10 000 тонн типа "Жданов" с использованием предложенного способа подтвердило сходимость и возможность получения требуемой точности.

Наверх