способ динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолёта на усталостную прочность

Классы МПК:G01M5/00 Исследование упругих свойств конструкций или сооружений, например мостов, крыльев самолетов
G01M7/06 многонаправленные испытательные стенды
G01N3/32 путем приложения повторяющихся или пульсирующих усилий
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Казанский вертолётный завод"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-04-12
публикация патента:

Изобретение относится к области испытаний конструкций и устройств и может быть использовано для динамических испытаний рулевых винтов вертолетов на резонансных стендах с возбуждением, например, от механических вибраторов. Динамические испытания лопастей на усталостную прочность осуществляют на образце рулевого винта путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины с эксцентриситетом относительно главных центральных осей поперечных сечений и переменных изгибающих моментов посредством возбуждения собственных изгибных колебаний и по числу колебаний, выполненных до разрушения образца, оценивают усталостную прочность конструкции, причем образец устанавливают с поворотом вокруг его продольной оси под углом, обеспечивающим требуемые величины переменных изгибающих моментов как в плоскости вращения, так и в плоскости тяги. Технический результат - повышение достоверности результатов испытаний образца рулевого винта путем создания в нем внешних нагрузок, близких к условиям, которые испытывает рулевой винт при работе на вертолете. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Способ динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолета на усталостную прочность, заключающийся в закреплении образца лопасти и создании в нем постоянной нагрузки путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины и переменного изгибающего момента посредством возбуждения собственных изгибных колебаний, при этом испытания ведут до разрушения образца, а по полученным результатам оценивают усталостную прочность конструкции, отличающийся тем, что испытанию подвергают образец рулевого винта, состоящего из двух лопастей, последние комлевой частью соединены стыковочным узлом, например ступицей рулевого винта, а продольную растягивающую силу прикладывают к концам обеих лопастей, при этом образец устанавливают с поворотом вокруг его продольной оси под углом, обеспечивающим требуемые величины переменных изгибающих моментов как в плоскости вращения, так и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось рулевого винта при динамических испытаниях образца.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в образце создают дополнительные скручивающие моменты, для чего к стыковочному узлу на расстоянии от него закрепляют груз и посредством изменения массы груза и расстояния его от узла регулируют величину переменного скручивающего момента при динамических испытаниях образца.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в образце дополнительно создают постоянные изгибающие моменты в плоскости вращения и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось винта, для чего продольную растягивающую силу прикладывают к закрепленным концам лопастей с эксцентриситетом относительно главных центральных осей их поперечных сечений, обеспечивающим заданные величины изгибных нагрузок.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области испытаний конструкций и устройств и может быть использовано для динамических испытаний рулевых винтов вертолетов на резонансных стендах с возбуждением, например, от механических вибраторов.

Известен способ динамических испытаний образцов лопастей несущего и рулевого винтов вертолета на усталостную прочность, заключающийся в закреплении образца лопасти и создании в нем постоянной нагрузки путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины и переменных изгибающих моментов посредством возбуждения собственных изгибных колебаний, при этом испытания ведут до разрушения образца, а по полученным результатам оценивают усталостную прочность конструкции (кн. М.Л. Миль, А.В. Некрасов, А. С. Браверман, Л.Н. Гродко и М.А. Лейканд. Вертолеты. Расчет и проектирование. Книга 2. Колебания и динамическая прочность. Под ред. д-ра техн. наук М. Л. Миля. - М.: Машиностроение, 1967, стр.158). Данный способ принят за прототип.

Недостатком известного способа, принятого за прототип, является малое количество и сложность нагрузок, прикладываемых к образцу при его испытаниях. Это приводит к тому, что на каждый вид внешних переменных нагрузок, например переменный изгибающий момент, действующий в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось образца, переменный изгибающий момент в плоскости вращения необходимо испытывать на определенном числе образцов с последующим приведением их результатов к единой величине так называемого срока службы по условиям выносливости. Это приведение выполняют расчетным путем на основании материалов испытаний с привлечением рекомендованных гипотез-предположений о взаимном влиянии различных видов нагрузок, которые вносят в величину расчетного срока службы свои погрешности.

Основной задачей, на решение которой направлен заявляемый способ динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолета на усталостную прочность, является повышение сложности внешних нагрузок, прикладываемых к испытуемому образцу, и приближение их к условиям эксплуатации винта на вертолете, тем самым сократив количество образцов, подвергаемых испытаниям, и сроки их проведения.

Техническим результатом, достигаемым при осуществлении заявленного способа динамических испытаний образцов рулевого винта вертолета на усталостную прочность, является повышение достоверности результатов испытаний образца рулевого винта путем создания в нем внешних нагрузок, близких к условиям, которые испытывает рулевой винт при работе на вертолете.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе динамических испытаний лопастей рулевого винта вертолета на усталостную прочность, заключающемся в закреплении образца лопасти и создании в нем постоянной нагрузки путем приложения продольной растягивающей силы заданной величины и переменных изгибающих моментов посредством возбуждения собственных изгибных колебаний, при этом испытания ведут до разрушения образца, а по полученным результатам оценивают усталостную прочность конструкции, согласно предложенному техническому решению испытанию подвергают образец рулевого винта, состоящего из двух лопастей, последние комлевой частью соединены стыковочным узлом, например ступицей рулевого винта, а продольную растягивающую силу прикладывают к концам обеих лопастей, при этом образец устанавливают с поворотом вокруг его продольной оси под углом, обеспечивающим требуемые величины переменных изгибающих моментов как в плоскости вращения, так и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось рулевого винта при динамических испытаниях образца; что в образце создают дополнительные скручивающие моменты, для чего к стыковочному узлу на расстоянии от него закрепляют груз и посредством изменения массы груза и расстояния его от узла регулируют величину переменного скручивающего момента при динамических испытаниях образца; что в образце дополнительно создают постоянные изгибающие моменты в плоскости вращения и в плоскости, проходящей через вектор тяги и продольную ось винта, для чего продольную растягивающую силу прикладывают к закрепленным концам лопастей с эксцентриситетом относительно главных центральных осей их поперечных сечений, обеспечивающим заданные величины изгибных нагрузок.

Проведенный заявителем анализ уровня техники позволил установить, что аналоги, характеризующиеся совокупностями признаков, тождественными всем признакам заявленного способа, отсутствуют. Следовательно, заявленное техническое решение соответствует условию патентоспособности "новизна".

Результаты поиска известных решений в данной области техники с целью выявления признаков, совпадающих с отличительными от прототипа признаками заявляемого технического решения, показали, что оно не следует явным образом из уровня техники. Из определенного заявителем уровня техники не выявлена известность влияния предусматриваемых существенными признаками из заявляемого технического решения преобразований на достижение указанного технического результата. Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует условию патентоспособности "изобретательский уровень".

На фиг. 1 схематически показан рулевой винт вертолета с векторами наиболее значимых компонентов внешних эксплуатационных нагрузок; на фиг.2 - схема приложения растягивающей силы к концу лопасти; на фиг.3 - схема динамических испытаний образцов рулевого винта предлагаемым способом.

Способ динамических испытаний образца рулевого винта вертолета на усталостную прочность осуществляют следующим образом. Образец рулевого винта, состоящий из стыковочного узла 1 и двух лопастей 2, подвергают испытаниям на усталостную прочность под воздействием наиболее значимых компонентов внешних эксплуатационных нагрузок: центробежной силы способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 скручивающего момента способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 изгибающих моментов, действующих в плоскости вращения способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 и в плоскости тяги способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 (фиг.1). Растягивающую силу, равную способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 прикладывают к концам лопастей с эксцентриситетами lx и lу относительно главных центральных осей ОХ и ОУ поперечного сечения лопасти (фиг.2). Образец рулевого винта поворачивают осями ОХ и ОУ поперечных сечений лопастей 2 относительно плоскости вращения на угол способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313. Величины эксцентриситетов lx и lу подбирают путем смещения точки приложения силы способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 относительно продольной оси 3 (OZ) образца до получения постоянных составляющих изгибающих моментов способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 требуемой величины (фиг. 3). Груз 4, массой m, закрепляют на стыковочном узле 1 с выносом на расстояние b. Затем на конце лопасти 2 вибратором создают знакопеременную силу способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 тем самым вызывают в образце рулевого винта собственные свободные изгибные колебания (линии прогибов продольной оси 3 колеблющегося образца показаны пунктирными линиями), последние за счет поворота его на угол способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 путем разложения совершаются одновременно как в плоскости тяги, так и в плоскости вращения рулевого винта, а колеблющийся вместе со стыковочным узлом 1 груз 4 вызывает знакопеременную силу, которая на выносе b создает знакопеременный скручивающий момент способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 воздействующий на образец рулевого винта. Испытания ведут до разрушения образца, а по полученному числу выполненных колебаний оценивают усталостную прочность конструкции.

Пример осуществления предложенного способа.

Рулевой винт, состоящий из ступицы 1 и двух лопастей 2, подвергали испытаниям на усталостную прочность по наиболее значимым компонентам внешних, эксплуатационных нагрузок. Для этого образец рулевого винта с помощью специальных захватов на концах лопастей 2 закрепили в узлах испытательного стенда и задали растягивающую силу способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 Смещая захваты образца и связанные с ними главные центральные оси ОХ и ОУ относительно установочных узлов, определяющих положение растягивающей силы способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 и развернув образец рулевого винта вокруг его продольной оси 3 на угол способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313=17o, получили требуемые величины постоянных изгибающих моментов способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313. Груз 4 массой m= 0,25 кг закрепили на ступице 1 с выносом его центра масс на расстояние b= 190 мм, что соответствует его статическому массовому моменту способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 Затем вибратором, встроенным в установочный узел стенда, в который закреплен конец лопасти 2, создали знакопеременную силу способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 вызывающую свободные изгибно-крутильные колебания образца рулевого винта. Сочетание изгибных жесткостей образца, его масс с учетом массы груза 4, а также величина растягивающей силы способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 получили частоту собственных колебаний, равную 16 герц. При создании амплитуды колебаний, равной 21 мм, получили переменные изгибающие моменты, приложенные к образцу в плоскости тяги и плоскости вращения винта, равные способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 соответственно. Амплитуде собственных колебаний, равной 21 мм, при частоте 16 герц соответствует знакопеременное ускорение, воздействующее на массу груза 4, равное 210 м/с2. При таком ускорении статический массовый момент способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 создает переменный скручивающий момент способ динамических испытаний лопастей рулевого винта   вертолёта на усталостную прочность, патент № 2196313 При указанных статических и динамических нагрузках, заданных образцу рулевого винта, были проведены испытания образца на усталостную прочность. Испытания вели до разрушения образца и по полученному числу выполненных колебаний оценили усталостную прочность конструкции рулевого винта.

Динамические испытания лопастей рулевого винта вертолета на усталостную прочность предложенным способом позволили значительно повысить достоверность и полноту результатов испытаний, сократить количество образцов и сроки испытаний в 2-3 раза.

Класс G01M5/00 Исследование упругих свойств конструкций или сооружений, например мостов, крыльев самолетов

стенд для испытаний на прочность -  патент 2529733 (27.09.2014)
стенд теплопрочностных испытаний -  патент 2519053 (10.06.2014)
стенд для усталостных испытаний конструкций самолетов -  патент 2516571 (20.05.2014)
способ испытаний электронных плат на механические воздействия -  патент 2509996 (20.03.2014)
способ оценки технического состояния конусов и устоев железнодорожных мостов в сложных гидрогеологических условиях (варианты) -  патент 2490612 (20.08.2013)
устройство контроля состояния конструкции здания или инженерно-строительного сооружения -  патент 2482445 (20.05.2013)
способ контроля узла соединения керамического обтекателя -  патент 2466371 (10.11.2012)
способ контроля упругих свойств покрытий валов -  патент 2459189 (20.08.2012)
установка для испытания воронкогасителей -  патент 2455619 (10.07.2012)
шарнирно-неподвижная опора (варианты), способ ее изготовления, способ измерения нагрузок, летательный аппарат и способы модернизации и оценки эксплуатационных характеристик летательного аппарата или его составляющей части -  патент 2455556 (10.07.2012)

Класс G01M7/06 многонаправленные испытательные стенды

Класс G01N3/32 путем приложения повторяющихся или пульсирующих усилий

установка для испытания образцов материалов на изгиб -  патент 2528120 (10.09.2014)
центробежная установка для испытания образцов при исследовании энергообмена -  патент 2526596 (27.08.2014)
установка для оценки усталости асфальтобетона при циклических динамических воздействиях -  патент 2523057 (20.07.2014)
установка для физико-механических испытаний образцов материалов -  патент 2522824 (20.07.2014)
способ определения характеристик композиционного материала -  патент 2517989 (10.06.2014)
установка для испытания образцов материалов на усталость при сложном напряженном состоянии -  патент 2517976 (10.06.2014)
стенд для исследования энергообмена при релаксации напряжений -  патент 2516611 (20.05.2014)
стенд для усталостных испытаний групп образцов при циклическом изгибе -  патент 2515188 (10.05.2014)
устройство для испытания образцов материалов при циклическом нагружении -  патент 2512084 (10.04.2014)
способ определения долговечности дисков турбомашин -  патент 2511214 (10.04.2014)
Наверх