двигатель внутреннего сгорания

Классы МПК:F02G5/00 Способы и устройства для использования отходящего тепла двигателей с нагревом рабочего тела путем сгорания, не отнесенные к другим рубрикам
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Российский университет дружбы народов
Приоритеты:
подача заявки:
2001-06-25
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к двигателестроению. Технический результат заключается в повышении кпд двигателя внутреннего сгорания. Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию. Двигатель снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи - на их внутренних стенках. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию, отличающийся тем, что он снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи - на их внутренних стенках.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания.

Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию [1]. Недостатком известного двигателя сгорания является пониженный уровень кпд, так как теплота, отводимая от блока цилиндров охлаждающей жидкостью, сбрасывается в окружающую среду и полезно не используется. Этот двигатель внутреннего сгорания выбран в качестве прототипа.

В основу изобретения поставлена задача повышения кпд двигателя внутреннего сгорания за счет превращения в электроэнергию части теплоты, отводимой от блока цилиндров охлаждающей жидкостью.

Сущность изобретения заключается в том, что двигатель внутреннего сгорания, содержащий блок цилиндров с рубашкой охлаждения, радиатор с подводящим и отводящим коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения циркуляционными каналами, коленчатый вал и кинематически связанные с ним генератор переменного тока и трансмиссию, снабжен термоэлектрическим генератором, холодные спаи которого размещены на наружных стенках подводящего и отводящего коллекторов, а горячие спаи - на их внутренних стенках.

В результате этого теплота, отводимая от блока цилиндров охлаждающей жидкостью, частично превратится в электроэнергию, что позволит уменьшить долю мощности, отбираемую от коленчатого вала на привод генератора переменного тока и соответственно увеличить долю мощности, передаваемую на трансмиссию, повысив тем самым кпд двигателя внутреннего сгорания.

На фиг. 1 показана схема двигателя внутреннего сгорания, на фиг. 2 - схема термоэлектрического генератора.

Двигатель внутреннего сгорания содержит блок цилиндров 1 с рубашкой охлаждения 2, радиатор 3 с подводящим 4 и отводящим 5 коллекторами, соединенными с рубашкой охлаждения 2 циркуляционными каналами 6, коленчатый вал 7 и кинематически связанные с ним генератор переменного тока 8 и трансмиссию 9. Двигатель внутреннего сгорания снабжен термоэлектрическим генератором 10, холодные спаи 11 которого размещены на наружных стенках 12 подводящего 4 и отводящего 5 коллекторов, а горячие спаи 13 - на их внутренних стенках 14.

Двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом. Жидкость, поступающая из рубашки охлаждения 2 блока цилиндров 1 по циркуляционному каналу 6 в подводящий коллектор 4 и далее через радиатор 3 в отводящий коллектор 5, нагревает горячие спал 13 термоэлектрического генератора 10, размещенные на внутренних стенках 14 коллекторов 4 и 5. Холодные спаи 11 термоэлектрического генератора 10, размещенные на наружных стенках 12 коллекторов 4 и 5, охлаждаются атмосферным воздухом, обтекающим радиатор 3. В результате этого теплота, отводимая от блока цилиндров 1 охлаждающей жидкостью, частично превратится в электроэнергию в термоэлектрическом генераторе 10, что приведет к повышению кпд двигателя внутреннего сгорания, так как при одном и том же расходе топлива можно уменьшить долю мощности, отбираемую от коленчатого вала 7 на привод генератора переменного тока 8, и соответственно увеличить долю мощности, передаваемой на трансмиссию 9.

Источники информации

1. Вершигора В.А., Игнатов А.П., Новокшонов К.В., Пятков К.Б. Автомобиль ВАЗ-21213. Многокрасочный альбом. - М.: Издательство "Третий Рим", 1996, с. 4, 10, 50.

Класс F02G5/00 Способы и устройства для использования отходящего тепла двигателей с нагревом рабочего тела путем сгорания, не отнесенные к другим рубрикам

двигатель внутреннего сгорания с регенерацией тепла -  патент 2527230 (27.08.2014)
двигатель внутреннего сгорания с регенерацией тепла -  патент 2527229 (27.08.2014)
охлаждающее устройство для транспортного средства, приводимого в движение двигателем внутреннего сгорания с турбонаддувом -  патент 2524479 (27.07.2014)
устройство для выработки электрической энергии с использованием тепла отработавших газов -  патент 2521533 (27.06.2014)
когенерационная установка -  патент 2520796 (27.06.2014)
устройство для выработки электрической энергии с использованием тепла отработавших газов -  патент 2519529 (10.06.2014)
энергетическая установка -  патент 2518777 (10.06.2014)
способ работы двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2516046 (20.05.2014)
силовая установка транспортного средства -  патент 2511929 (10.04.2014)
двигатель внутреннего сгорания со взаимосоединенными поршнями -  патент 2506443 (10.02.2014)
Наверх