модуль нагрузочных резисторов (варианты)
Классы МПК: | H01C3/00 Нерегулируемые металлические резисторы, изготовленные из проволоки или плоской ленты, например намотанные, плетеные или изготовленные в виде сетки B60L7/00 Электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще |
Автор(ы): | Кузьменко В.А. |
Патентообладатель(и): | Кузьменко Вячеслав Анатольевич |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-02-08 публикация патента:
20.12.2002 |
Группа изобретений относится к области нагрузочных резисторов, предназначенных для использования в силовых цепях тяговых электродвигателей транспортных средств с электротягой в качестве пусковых, тормозных или пускотормозных резисторов. Модули нагрузочных резисторов содержат крепежный блок и размещенные в нем резистивные элементы. Резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей (ТЭН), крепежный блок - в виде теплоотводящего радиатора. ТЭНы размещены внутри теплоотводящего радиатора в соответствующих каналах. Выступающие из каналов концы резисторов, предназначенные для подключения токовыводов, оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для защиты их концов от воздействия влаги. Теплоотводящий радиатор выполнен в виде двух соединенных между собой теплорассеивающих панелей, фигурный профиль соприкасающихся сторон которых выполнен таким образом, что при соединении панелей образуются каналы для размещения в них ТЭНов. В первом варианте теплоотводящий радиатор выполнен из материала, не образующего гальваническую пару с материалом внешней оболочки ТЭНа. Во втором варианте могут применяться соответственно алюминиевый сплав и нержавающая сталь. При этом внутренние поверхности каналов теплоотводящего радиатора и внешние поверхности размещенных в них ТЭНов электрически изолированы друг от друга с помощью теплопроводящего электронепроводящего герметика. Технический результат - создание новых разновидностей модулей нагрузочных резисторов, обеспечивающих снижение веса и уменьшение индуктивности при одновременном упрощении конструкции и сохранении возможности эксплуатации в условиях установки на крышках моторных вагонов электропоездов. 2 с. и 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4
Формула изобретения
1. Модуль нагрузочных резисторов, содержащий размещенные в крепежном блоке резистивные элементы, служащие для включения в силовую цепь тягового электродвигателя транспортного средства с электротягой при его пуске или электрическом торможении, отличающийся тем, что резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей, крепежный блок - в виде теплоотводящего радиатора из материала, не образующего гальваническую пару с материалом внешней оболочки трубчатых электронагревателей, трубчатые электронагреватели размещены в соответствующих каналах внутри теплоотводящего радиатора, а выступающие из каналов концы трубчатых электронагревателей, предназначенные для подключения токовыводов, дополнительно оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для дополнительной защиты концов трубчатых электронагревателей от воздействия влаги. 2. Модуль нагрузочных резисторов, содержащий размещенные в крепежном блоке резистивные элементы, служащие для включения в силовую цепь тягового электродвигателя транспортного средства с электротягой при его пуске или электрическом торможении, отличающийся тем, что резистивные элементы выполнены в виде трубчатых электронагревателей, крепежный блок - в виде теплоотводящего радиатора, трубчатые электронагреватели размещены в соответствующих каналах внутри теплоотводящего радиатора, при этом внутренние поверхности каналов и внешние поверхности размещенных в них трубчатых электронагревателей электрически изолированы друг от друга с помощью теплопроводящего электронепроводящего герметика, а выступающие из каналов концы трубчатых электронагревателей, предназначенные для подключения токовыводов, дополнительно оснащены торцевыми изоляционными муфтами, служащими для дополнительной защиты концов трубчатых электронагревателей от воздействия влаги. 3. Модуль нагрузочных резисторов по п. 1 или 2, отличающийся тем, что теплоотводящий радиатор выполнен в виде двух соединенных между собой теплорассеивающих панелей, фигурный профиль соприкасающихся сторон которых выполнен таким образом, что при соединении панелей образуются каналы для размещения в них трубчатых электронагревателей. 4. Модуль нагрузочных резисторов по п. 2, отличающийся тем, что внешняя оболочка трубчатых электронагревателей выполнена из нержавеющей стали, а теплоотводящий радиатор - из алюминиевого сплава.Описание изобретения к патенту
Заявляемая группа изобретений относится к области конструирования нагрузочных резисторов, предназначенных для использования в силовых цепях тяговых электродвигателей транспортных средств с электротягой, преимущественно в силовых цепях тяговых электродвигателей подвижного состава электрофицированных железных дорог, в качестве тормозных, пусковых или пускотормозных резисторов. Нагрузочные резисторы, выполняющие функцию пусковых, тормозных или пускотормозных резисторов, служат нагрузкой, включаемой в силовую цепь тягового электродвигателя при его пуске и/или электрическом торможении. Функция нагрузочных резисторов, а именно функция рассеивания (утилизации) избыточной энергии, ниже рассмотрена на примере тормозных резисторов, применяемых в системах электрического торможения подвижного состава электрофицированных железных дорог. Известно, см. , например, [1, с. 5-11], [2, с. 372-373], что подвижной состав электрофицированных железных дорог использует системы электрического торможения ("электрические тормоза") в качестве основной системы торможения, при этом традиционные электропневматические колодочно-бандажные тормоза используются в качестве дополнительных и резервных тормозов. Использование электрического торможения позволяет резко уменьшить износ тормозных колодок и бандажей, уменьшает загрязнение оборудования поездов и путей металлической пылью, позволяет увеличить скоростные режимы движения, в том числе на спусках и при подъездах к остановкам, дает возможность автоматизировать процессы управления торможением. Суть происходящих при электрическом торможении процессов заключается в том, что тяговые электродвигатели переходят в генераторный режим. Создаваемый при этом вращающий момент стремится задержать вращение связанных с тяговыми двигателями колесных пар, чем и достигается эффект торможения. Электроэнергия, вырабатываемая в процессе электрического торможения, поглощается в нагрузочных (тормозных) резисторах (так называемое "реостатное торможение") или передается в контактную сеть ("регенеративное торможение"). Поскольку при электрическом торможении всякое повышение скорости вызывает автоматическое увеличение тормозной силы и, наоборот, снижение скорости - уменьшение тормозной силы (при этом колодки и бандажи не нагреваются и не изнашиваются), то это существенно повышает безопасность движения. В связи с этим, при использовании электрического торможения допустимая скорость движения, в том числе на спусках и при подъездах к остановкам, может быть выше, чем при использовании только механического торможения. На скоростных электропоездах применение электрического торможения обязательно, поскольку с ростом скоростей эффективность механического торможения резко падает при одновременном резком усилении износа колодок и бандажей. При всем разнообразии конкретных схем реализации (в зависимости от условий применения и решаемых задач) системы пуска тяговых электродвигателей транспортных средств с электротягой, а также системы их электрического торможения имеют общие по выполняемой функции элементы - нагрузочные резисторы, см., например, [3], [4], [5], [6], [7], [8], которые являются предметом рассмотрения в настоящей заявке. Нагрузочные резисторы включаются в силовые цепи тяговых электродвигателей при их пуске, обеспечивая плавность выхода на заданный рабочий режим, а также - при электрическом торможении - при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим, обеспечивая рассеивание избыточной энергии. Нагрузочные резисторы работают в условиях высоких электрических, тепловых и механических воздействий, к ним предъявляются повышенные требования по надежности в условиях воздействия окружающей среды. Все это отличает нагрузочные резисторы от прочих резисторов, используемых в электрических схемах транспортных средств с электротягой, выделяя их в отдельную конструктивную группу. Нагрузочные резисторы, выполняющие функцию пусковых, тормозных или пускотормозных резисторов, как правило собираются из отдельных модулей. Модуль нагрузочных резисторов представляет собой конструктивно законченное изделие, содержащее резистивные элементы, размещенные в соответствующем крепежном блоке. Резистивные элементы оснащаются средствами для подключения токовыводов, с помощью которых осуществляются электрические соединения резистивных элементов. Крепежный блок оснащается средствами, с помощью которых осуществляется механическое закрепление модуля нагрузочных резисторов на соответствующей несущей платформе. Известные резистивные элементы, широко применяемые в системах пуска и электрического торможения тяговых электродвигателей электровозов и электропоездов, представляют собой плоские, например литые, или объемные, например ленточные, резистивные элементы. В качестве материалов для их изготовления используются, в частности, специальный чугун, нихром, фехраль. Например, в [9, с.7-10, рис.1, 2, 3; с.30-31, рис.22, 23] описаны резистивные блоки типа "СЖ" и "Е", применяемые в электрических схемах пуска и электрического торможения тяговых электродвигателей электровозов серий "ВЛ19", "ВЛ22", "Ск", "Cс", "Си", "ЧС" и др. Эти резистивные блоки содержат плоские (в форме "змейки") резистивные элементы, отлитые из специального чугуна с удельным сопротивлением 0,83-0,86 Ом
на фиг.2 представлена схема конструкции модуля нагрузочных резисторов по второму варианту (фиг.2а - вид со стороны торцов трубчатых электронагревателей, фиг. 2б - фрагмент вида со стороны теплорассеивающей поверхности теплоотводящего радиатора);
на фиг.3 представлена схема конструкции трубчатого электронагревателя с торцевой изоляционной муфтой;
на фиг.4 представлена схема размещения модулей нагрузочных резисторов в секции, установленной на крыше моторного вагона электропоезда. Заявляемые модули нагрузочных резисторов в обоих вариантах выполнения (фиг.1-2) содержат крепежный блок, выполненный в виде теплоотводящего радиатора 1. Внутри теплоотводящего радиатора 1, а именно в каналах 2, размещены резистивные элементы, выполненные в виде трубчатых электронагревателей (ТЭН) 3. Выступающие из каналов 2 концы ТЭН 3, предназначенные для подключения токовыводов, оснащены торцевыми изоляционными муфтами 4, служащими для защиты концов ТЭН 3 от воздействия влаги. В представленных на фиг. 1 и 2 примерах теплоотводящий радиатор 1 выполнен в виде двух соединенных между собой теплорассеивающих панелей 11 и 12, фигурный профиль соприкасающихся сторон которых выполнен таким образом, что при их стыковке образуются каналы 2 для размещения ТЭН 3 (в рассматриваемых примерах - пять параллельных продольных каналов 2 для пяти прямых ТЭН 3, располагающихся вертикально друг над другом). Плоскость стыковки теплорассеивающих панелей 11 и 12 проходит через продольные оси ТЭН 3. Противоположные свободные стороны теплорассеивающих панелей 11 и 12 образуют теплорассеивающие поверхности теплоотводящего радиатора 1. Теплорассеивающие панели 11 и 12 скреплены между собой, например, с помощью поперечных резьбовых шпилек или болтов (на чертежах не показано). В первом варианте (фиг.1) теплоотводящий радиатор 1 выполнен из материала, не образующего гальваническую пару с материалом внешней оболочки ТЭН 3. Например, теплоотводящий радиатор 1 и внешняя оболочка ТЭН 3 выполняются из нержавеющей стали. В этом варианте ТЭН 3 непосредственно взаимодействует с теплоотводящим радиатором 1. Во втором варианте (фиг.2) теплоотводящий радиатор 1 выполнен, например, из алюминиевого сплава, а внешняя оболочка ТЭН 3 выполнена, например, из нержавеющей стали. В этом варианте внутренние поверхности каналов 2 и внешние поверхности размещенных в них ТЭН 3 изолированы друг от друга с помощью теплопроводящего электронепроводящего герметика 5, например силиконового, предотвращающего образование гальванической связи между взаимодействующими поверхностями ТЭН 3 и теплоотводящего радиатора 1. Конструктивно ТЭН 3 (фиг.3) содержит трубку 6, выполненную в подавляющем числе практически значимых случаев из нержавеющей стали. Внутри трубки 6 расположена проволочная спираль 7. Параметры спирали 7 (длина, сечение и материал проволоки) выбираются исходя из заданных характеристик ТЭН 3 по току, электрическому сопротивлению и мощности. Трубка 6 со спиралью 7 заполнена наполнителем 8, например кварцевым песком. С обоих концов трубка 6 закрыта керамическими втулками 9, через которые проходят резьбовые стержни 10, соединенные внутри трубки 6 со спиралью 7. Герметизация соединения керамических втулок 9 с трубкой 6 осуществляется с помощью термостойкого герметика, например силиконового. Для дополнительной защиты от воздействия влаги концы ТЭН 3 с керамическими втулками 9 и выступающими наружу резьбовыми стержнями 10 изолируются торцевыми изоляционными муфтами 4. Торцевые изоляционные муфты 4 выполняются, например, из силиконовой резины. Выполнение торцевых изоляционных муфт 4 осуществляется на завершающем этапе изготовления ТЭН 3. При этом концы ТЭН 3 очищаются, обрабатываются адгезивом и помещаются в форму с герметиком - силиконовой резиной. После этого проводится термообработка, в результате которой герметик - силиконовая резина - полимеризуется, образуя несъемную торцевую изоляционную муфту 4. В таком виде ТЭН 3 поступают на сборку модуля нагрузочных резисторов. Сборка модуля нагрузочных резисторов осуществляется следующим образом. В профильные углубления одной из теплорассеивающих панелей теплоотводящего радиатора 1 (например 11) помещаются соответствующие ТЭН 3 так, что торцевые изоляционные муфты 4 остаются снаружи. К теплорассеивающей панели 11 пристыковывается другая панель 12, образуя теплоотводящий радиатор 1 с каналами 2, в которых размещаются ТЭН 3. По первому варианту (фиг.1) ТЭН 3 размещаются в каналах 2 теплоотводящего радиатора 1 без герметика, по второму варианту (фиг.2) - с герметиком 5, образующим теплопроводящий электроизолирующий слой, разделяющий внутренние поверхности каналов 2 и внешние поверхности ТЭН 3. Состыкованные таким образом теплорассеивающие панели 11 и 12 скрепляются между собой, например стягиваются резьбовыми шпильками или болтами, зажимая в своих каналах 2 ТЭН 3. Свободные концы ТЭН 3, т.е. концы резьбовых стержней 10, выступающие из торцевых изоляционных муфт 4, служат для закрепления токовыводов, например медных шин 11 (фиг.3), посредством которых ТЭН 3 соединяются между собой и с другими элементами схемы управления тяговым электродвигателем. Закрепление шин 11 на резьбовом стержне 10 осуществляется, например как показано на фиг. 3, с помощью гаек 12. Собранный таким образом модуль нагрузочных резисторов готов к закреплению на раме несущей конструкции. Для обеспечения возможности такого закрепления теплоотводящий радиатор 1 может оснащаться, например, крепежными ушками 13 (фиг.1, 2). Рассмотренное показывает, что предложенная конструкция заявляемых модулей нагрузочных резисторов, по сравнению с прототипом, характеризуется существенным упрощением. Упрощение достигается за счет применения ТЭН 3, которые изготавливаются по отработанной промышленной технологии, позволяющей получать ТЭН 3 с нужными электрическими и тепловыми характеристиками, при этом реальная номенклатура реализуемых характеристик ТЭН 3 такова, что позволяет осуществить полноценную замену ленточных, например фехралевых, резистивных элементов, применяемых в нагрузочных (пускотормозных) резисторах для электроподвижного состава [1, с.35-37]. Существенно упрощает конструкцию предложенное выполнение крепежного блока в виде теплоотводящего радиатора 1, который в отношении ТЭН 3 выполняет по меньшей мере три функции: функцию несущего элемента, в котором наиболее простым способом решается проблема закрепления ТЭН 3, функцию теплоотвода и функцию защиты от механических воздействий. Теплоотводящий радиатор 1 также прост в изготовлении, может выполняться, например, методами штамповки или гибки по первому варианту или литьем из алюминиевых сплавов по второму варианту. При практическом использовании заявляемые модули нагрузочных резисторов компонуются в секции 14 (фиг.4). Секция 14 содержит, например, шесть - семь модулей 15 нагрузочных резисторов, размещенных параллельно друг другу с определенным зазором. Модули 15 нагрузочных резисторов в секции 14 соединяются между собой в соответствии с заданной электрической схемой соединения. Секции 14, например восемь - девять секций на один тяговый электродвигатель, устанавливаются на соответствующих изоляторах 16 на крыше моторного вагона 17, электрически соединяются друг с другом и подключаются к соответствующим элементам цепи управления тяговым электродвигателем, образуя в совокупности, например, его пускотормозной резистор. При размещении на крыше моторного вагона секции 14 могут оснащаться навесными козырьками 18 и брызгорассекателями 19, представляющими собой пластины, устанавливаемые перед торцевыми частями ТЭН 3 модулей 15 нагрузочных резисторов. При этом сплошных верхних крышек, аналогичных [1, с.47, рис.25], не требуется. Как показали испытания, заявляемые модули нагрузочных резисторов, по сравнению с прототипом, обеспечивают существенное (от трех до восьми раз) снижение веса в расчете на один киловатт рассеиваемой мощности (за счет существенно большей поверхности теплорассеивания и возможности применения во втором варианте легких алюминиевых сплавов для теплоотводящего радиатора), а также существенное уменьшение индуктивности (до единиц микрогенри на один модуль). Например, испытания нагрузочного резистора, состоящего из 48 модулей заявляемой конструкции, показали, что при общем весе, не превышающем 480 кг, максимальная рассеиваемая мощность достигала 600 кВт, при этом температура на поверхности теплоотводящего радиатора не превышала 200oС. Для нагрузочного резистора, состоящего из 63 модулей, аналогичные характеристики составили следующие значения: вес не более 630 кг, максимальная рассеиваемая мощность 780 кВт при той же температуре на поверхности теплоотводящего радиатора. Испытания проводились при значениях постоянного напряжения 1750 В и 2000 В, электрическое сопротивление нагрузочного резистора - около 5 Ом. Из рассмотренного следует, что заявляемая группа изобретений осуществима, промышленно применима и решает поставленную задачу по созданию новых разновидностей модулей нагрузочных резисторов, обеспечивающих снижение веса в расчете на один киловатт рассеиваемой мощности и уменьшение индуктивности при одновременном упрощении конструкции и сохранении возможности эксплуатации в условиях установки на крышах моторных вагонов электропоездов и иных транспортных средств с электротягой. Совокупность указанных положительных качеств заявляемых модулей нагрузочных резисторов обуславливает перспективы по их широкому практическому использованию. Источники информации
1. Л.Д. Капустин, Л.Г. Залесский, М.Т. Глушков. Электропоезд ЭР с рекуперативно-реостатным торможением. М., Трансжелдориздат, 1960. 2. В.К. Калинин. Электровозы и электропоезда. М., Транспорт, 1991. 3. Авторское свидетельство СССР (SU) 1393672 (А1), кл. В 60 L 7/22, опубл. 07.05.88. 4. Авторское свидетельство СССР (SU) 1395531 (А1), кл. В 60 L 7/22, опубл. 15.05.88. 5. Патент СССР (SU) 1454243 (A3), кл. В 60 L 7/00, опубл. 23.01.89. 6. Патент РФ (RU) 2035322 (С1), кл. В 60 L 7/22, опубл.20.05.95. 7. Патент РФ (RU) 2077145 (С1), кл. В 60 L 7/22 опубл. 10.04.97. 8. Патент РФ (RU) 2148506 (С1), кл. В 60 L 7/04, Н 02 Р 3/12, опубл. 10.05.2000. 9. А. И. Смирнов, А.Н. Стукалкин. Сопротивления в электрических цепях электровозов. М., Транспорт, 1965. 10. Авторское свидетельство СССР (SU) 519770, кл. H 01 C 3/10, Н 01 С 1/08, В 60 L 7/02, опубл. 30.06.76. 11. Авторское свидетельство СССР (SU) 1647665 (А1), кл. H 01 C 3/00, опубл. 07.05.91 (прототип).
Класс H01C3/00 Нерегулируемые металлические резисторы, изготовленные из проволоки или плоской ленты, например намотанные, плетеные или изготовленные в виде сетки
Класс B60L7/00 Электродинамические тормозные системы для транспортных средств вообще