способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета

Классы МПК:G01M1/22 с преобразованием колебаний, вызванных дисбалансом, в электрические величины
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Камов"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-08-24
публикация патента:

Способ предназначен для использования в авиационной технике и позволяет определять дисбалансы несущих винтов вертолета, закрепленных на фюзеляже на различной высоте. Последовательно измеряя амплитуды колебаний фюзеляжа вертолета на режиме висения от дисбалансов несущих винтов и поочередно устанавливаемых на одном из винтов продольных и поперечных пробных дисбалансов, по математическим выражениям определяют дисбалансы каждого несущего винта. Способ позволяет определить дисбаланс каждого из двух несущих винтов. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, заключающийся в измерении величины вибраций фюзеляжа вертолета от дисбаланса и пробного дисбаланса винта, вычислении дисбаланса, отличающийся тем, что на одном из несущих винтов, преимущественно на верхнем, при угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета устанавливают поочередно один продольный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959Sx в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, другой поперечный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959Sz устанавливают в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, измеряют амплитуды вибраций фюзеляжа вертолета, за измеряемые параметры принимают квадраты амплитуд угловых колебаний фюзеляжа вертолета способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 относительно одной оси вертолета, преимущественно продольной, и квадраты амплитуд линейных колебаний Z0 фюзеляжа в центре масс вертолета по направлению другой оси вертолета, соответственно поперечной, а дисбалансы продольные верхнего Sx в, нижнего Sx н несущих винтов и поперечные верхнего Sz в, нижнего Sz н несущих винтов вычисляют по математическим выражениям:

пробные дисбалансы установлены на верхнем несущем винте вертолета:

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

пробные дисбалансы установлены на нижнем несущем винте вертолета:

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

j = S, Х, - Х, Z, - Z; где

ZВ,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным выше центра масс вертолета на расстоянии a;

ZН,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным ниже центра масс вертолета на расстоянии l;

b = а + l;

hВ - расстояние от центра масс до верхнего несущего винта вертолета;

hН - расстояние от центра масс до нижнего несущего винта вертолета;

С = hВ - hН;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959s; ZО,S; ZВ,S; ZН,S - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от дисбалансов двух винтов;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959x; ZО,Х; ZВ,Х; ZН,Х - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SХ в первом положении;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959x; ZО,-Х; ZВ,-Х; ZН,-Х - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SХ во втором положении с диаметрально противоположным направлением;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959z; ZО,Z; ZВ,Z; ZН,Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ в первом положении;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959-Z; ZО,-Z; ZВ,-Z; ZН,-Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ во втором положении с диаметрально противоположным направлением.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области авиационной техники и касается способа определения дисбаланса несущих винтов вертолета.

Известен способ определения дисбаланса несущего винта вертолета, заключающийся в измерении величины и фазы вибраций фюзеляжа вертолета, от дисбаланса и пробного дисбаланса винта, вычисления дисбаланса винта. Для определения дисбаланса используются показания вертикальных вибродатчиков (см. патент США 3945256; 1976 г. - прототип).

При таком способе сигнал от весового дисбаланса на несущем винте формируется с помощью разности показаний вертикальных вибродатчиков, установленных с двух сторон от оси вала винта на одинаковом расстоянии от нее. Если центр масс вертолета расположен со смещением по отношению к оси вала, то сигнал от весового дисбаланса формируется с погрешностью, что снижает точность определения дисбаланса несущего винта. У вертолетов с двумя несущими винтами, расположенными на фюзеляже на различной высоте (соосная и продольная схема вертолетов), в общем случае дисбалансы могут иметь место одновременно на каждом из двух винтов. В таком случае данный способ не позволяет определить дисбаланс каждого из двух несущих винтов.

Задача, решаемая в заявляемом техническом решении, заключается в определении дисбаланса несущих винтов вертолета при осуществлении технического результата - определении дисбалансов каждого из двух несущих винтов вертолета.

Существенными признаками заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов вертолета, общими с прототипом, являются измерение величины вибраций фюзеляжа вертолета от дисбаланса и пробного дисбаланса винта, вычисление дисбаланса винта.

Признаками отличными от прототипа, являются следующие.

На одном из несущих винтов, преимущественно на верхнем, при угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 одной и той же лопасти невращающегося несущего винта относительно продольной плоскости симметрии вертолета, устанавливают поочередно один продольный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959Sx в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и расположенной в продольной плоскости симметрии вертолета, другой поперечный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959Sz устанавливают в двух диаметрально противоположных положениях относительно оси вращения винта по прямой, проходящей через ось вращения винта и перпендикулярной продольной плоскости симметрии вертолета, измеряют амплитуды вибраций фюзеляжа вертолета, за измеряемые параметры принимают квадраты амплитуд угловых колебаний способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 фюзеляжа вертолета относительно одной оси вертолета, преимущественно продольной, и квадраты амплитуд линейных колебаний z0 фюзеляжа в центре масс вертолета по направлению другой оси вертолета, соответственно поперечной, а дисбалансы продольные верхнего Sx в, нижнего Sx н несущих винтов и поперечные верхнего Sz в, нижнего Sz н несущих винтов вычисляют по математическим выражениям: пробные дисбалансы установлены на верхнем несущем винте вертолета

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

пробные дисбалансы установлены на нижнем несущем винте вертолета

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

ZВ,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным выше центра масс вертолета на расстоянии a;

ZН,j - амплитуда линейных поперечных перемещений фюзеляжа, вертолета, замеренная вибродатчиком, установленным ниже центра масс вертолета на расстоянии l;

b=a+l;

hВ - расстояние от центра масс до верхнего несущего винта вертолета;

hН - расстояние от центра масс до нижнего несущего винта вертолета;

с=hB-hН;

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959s; ZO,S; ZB,S; ZH,S - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от дисбалансов двух винтов (23);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959x; ZO,X; ZB,X; ZH,X - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX в первом положении (24);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959-x; ZO,-X; ZB,-X; ZH,-X - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от продольного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX во втором положении с диаметрально противоположным направлением (25);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959z/ ZO,Z; ZB,Z; ZH,Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ в первом положении (26);

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959-z; ZO,-Z; ZB,-Z; ZH,-Z - амплитуды перемещений фюзеляжа вертолета от поперечного дополнительного дисбаланса -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ во втором положении с диаметрально противоположным направлением (27).

Совокупность признаков заявляемого изобретения, отличная от прототипа, является необходимой и достаточной для обеспечения технического результата.

Технический результат - определение дисбалансов каждого из двух несущих винтов вертолета реализуется при осуществлении совокупности существенных признаков заявляемого изобретения, причинно-следственная связь между которыми следует из результатов решения дифференциальных уравнений движения (28), представленных математическими выражениями (20), (21): (22).

На фиг.1 представлен вид сверху на вертолет. Поперечное сечение вертолета при виде cпереди, показано на фиг.2. Вид на вертолет сбоку, слева показан на фиг.3.

На фюзеляже 1 вертолета с центром масс 2 закреплены нижний 3 и верхний 4 несущие винты. Оси вращения винтов обоз0начены позицией 5. На фиг.1, 2, 3 показан соосный вертолет, поэтому оси нижнего и верхнего винтов совпали. У продольного вертолета оси нижнего и верхнего винтов разнесены по длине фюзеляжа и не совпадают.

Для заявляемого способа определения дисбаланса несущих винтов, закрепленных на фюзеляже на различной высоте, их размещение по длине фюзеляжа не имеет значения. Ось 7 лопасти 6 невращающегося несущего винта расположена под углом способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 с продольной плоскостью симметрии 8 вертолета.

На фигурах показана система координат OХYZ, связанная с вертолетом с началом в центре масс 2. Ось OY параллельна оси 5. Продольная ось 9 вертолета находится в продольной плоскости симметрии 8 вертолета и совпадает с осью OX; поперечная ось 10 вертолета совпадает с осью OZ. Оси чувствительности вибродатчиков 11, 12 и 13 лежат в плоскости YOZ, в которой находится и центр масс 2, а ось чувствительности вибродатчика 12 проходит через центр масс 2. Амплитуды перемещений фюзеляжа по вибродатчикам 11 и 13 обозначены соответственно ZB и Zн, а по вибродатчику 12 - Zo. Перемещения вертолета по оси OZ обозначены Zt, угловые перемещения вокруг оси ОX - способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959t. Расстояния от центра масс 2 до нижнего 3 и верхнего 4 винтов обозначены соответственно hН и hВ, расстояние между винтами 3 и 4 - С. Расстояние от вибродатчика 2 до центра масс 2 обозначено а; от вибродатчика 13 до центра масс 2-l; расстояние между вибродатчиками 11 и 13 - b. Прямая 14 проходит через ось вращения винта 5, перпендикулярна ей и расположена в продольной плоскости симметрии 8 вертолета. Прямая 15 проходит через ось вращения винта 5 и перпендикулярна плоскости симметрия 8 вертолета.

Один продольный пробный дисбаланс несущего винта устанавливают на прямой 14 в первом положении 16 (способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX) и во втором положении с диаметрально противоположным направлением 17 (-способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX). Другой поперечный пробный дисбаланс несущего винта устанавливают на прямой 15 в первом положении 18 (способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ) - во втором положении с диаметрально противоположным направлением 19 (-способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ). При виде на вертолет спереди и сбоку прямые 14 и 15, положения пробных дисбалансов 16, 17 и 18, 19 показаны как на верхнем, так и на нижнем несущих винтах.

Способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета реализуется следующим образом.

Измеряют амплитуды колебаний ZO,S; ZB,S; ZH,S фюзеляжа 1 вертолета на частоте способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 вращения несущих винтов 3 и 4 при дисбалансах: продольных верхнего SX B, нижнего SX H винтов и поперечных верхнего SZ B, нижнего SZ H винтов по вибродатчикам 11, 12 и 13 при полете вертолета в режиме висения. Затем, прервав полет вертолета, устанавливают одну из лопастей винта в угловое положение способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959, закрепляют продольный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX на несущем винте, преимущественно на верхнем, в первом положении 16 и измеряют амплитуды колебаний ZO, ; ZB,X; ZH,X фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 на режиме висения. Прервав полет, устанавливают ту же лопасть в угловое положение способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959, закрепляют продольный пробный дисбаланс -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX на несущем винте во втором положения 17 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний O,-X; ZB,-X; ZH,-X, фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 на режиме висения.

Прерывают полет, устанавливают ту же лопасть в угловое положение способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959, закрепляют поперечный пробный дисбаланс способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ на несущем винте в первом положении 18 и измеряют амплитуды колебаний ZO,Z; ZB,Z; ZH,Z фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 на режиме висения. Прервав полет, при угловом положении способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 той же лопасти закрепляют поперечный пробный дисбаланс -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SZ на несущем винте во втором положении 19 с диаметрально противоположным направлением и измеряют амплитуды колебаний O,-Z; ZB,-Z; ZH,-Z, фюзеляжа с частотой способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 на режиме висения.

Вычисление собственно дисбаланса несущих винтов: продольных SX B, SX H и поперечных SZ B, SZ H осуществляют с помощью математических выражений (20), (21), (22).

Возможность осуществления технического решения следует из описания последовательности его реализации и следует из решения дифференциальных уравнений линейного перемещения по оси OZ и углового вокруг оси OX вертолета:

способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959

где М - масса вертолета;

j - момент инерции вертолета относительно оси OX.

Перемещения вертолета являются гармоническими с частотой вращения несущих винтов способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959 и происходят от дисбалансов винтов SX B, SX H, SZ B, SZ H c амплитудами (23), от продольных пробных дисбалансов способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX и -способ определения дисбаланса несущих винтов вертолета, патент № 2194959SX с амплитудами соответственно (24) и (25), от поперечных пробных дисбалансов с амплитудами соответственно (26) и (27). В результате решения уравнений (28) движения вертолета получаем математические выражения (20), (21), (22) для вычисления дисбалансов несущих винтов вертолета.

В результате реализации заявляемого технического решения осуществляются определение дисбалансов несущих винтов и последующее их устранение - балансировка несущих винтов вертолета.

Класс G01M1/22 с преобразованием колебаний, вызванных дисбалансом, в электрические величины

станок для динамической балансировки изделий -  патент 2455624 (10.07.2012)
измеритель пространственных вибраций -  патент 2454644 (27.06.2012)
способ настройки балансировочного стенда для определения параметров массоинерционной асимметрии роторов -  патент 2453818 (20.06.2012)
способ определения модуля и угла биения вращающегося ротора газовой центрифуги -  патент 2450251 (10.05.2012)
устройство для динамической балансировки изделий -  патент 2425345 (27.07.2011)
способ определения биения вращающегося ротора газовой центрифуги -  патент 2422788 (27.06.2011)
автогенератор магнитоэлектрического преобразователя вибрационного гироскопа и способ балансировки автогенератора -  патент 2359401 (20.06.2009)
устройство для определения вектора дисбаланса вращающегося тела -  патент 2344393 (20.01.2009)
балансировочный станок для динамической балансировки роторов -  патент 2339926 (27.11.2008)
устройство для динамической балансировки роторов -  патент 2336509 (20.10.2008)
Наверх