устройство термокомпенсации датчика массового расхода воздуха

Классы МПК:G01F15/04 измеряемых газов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Абрамов Геннадий Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
2000-12-08
публикация патента:

Изобретение относится к измерительной и диагностической технике и может быть использовано в автоматизированных системах измерения и контроля массового расхода вещества для измерения массы проходящего через датчик воздуха. Технический результат: обеспечение высокого быстродействия и точности определения массы проходящего через датчик воздуха, более качественное приготовление топливно-воздушной смеси, улучшение экологичности и экономичности двигателя. Сущность: устройство термокомпенсации датчика массового расхода воздуха содержит в качестве каждого из двух датчиков температуры терморезистивный измеритель температуры с цифровым отсчетом, содержащий мостовую схему с терморезистором в одном из ее плеч, усилитель разбаланса мостовой схемы, генератор управляемой частоты, формирователь биполярных импульсов, аттенюатор импульсного сигнала, регулируемый источник напряжения постоянного тока, генератор опорной частоты, вычитатель импульсных последовательностей, смеситель, измеритель частоты. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Устройство термокомпенсации датчика массового расхода воздуха автомобиля, содержащее датчик, чувствительный элемент которого представляет собой тонкую мембрану на основе кремния, в середине которой находится область подогрева, регулируемая с помощью нагревательного резистора и специального температурного датчика, на поверхности мембраны со стороны потока воздуха, перед зоной подогрева и за ней, симметрично расположены два температурных датчика, дифференциальный сигнал с которых, преобразованный в последовательность прямоугольных импульсов определенной частоты, зависит от расхода воздуха, отличающееся тем, что в него дополнительно введены, в качестве каждого из двух датчиков температуры, терморезистивный измеритель температуры с цифровым отсчетом, содержащий мостовую схему с терморезистором в одном из ее плеч, усилитель разбаланса мостовой схемы, генератор управляемой частоты, формирователь биполярных импульсов, аттенюатор импульсного сигнала, регулируемый источник напряжения постоянного тока, генератор опорной частоты, вычитатель импульсных последовательностей, смеситель, измеритель частоты, причем первый терморезистивный измеритель температуры содержит первую мостовую резистивную схему с первым терморезистором в одном из ее плеч, подключенную своим выходом к входу первого усилителя разбаланса мостовой схемы, выход которого подключен к входу первого генератора управляемой частоты, выход которого соединен параллельно с первым входом первого вычитателя импульсных последовательностей и со входом первого формирователя биполярных импульсов, выход которого соединен со входом первого аттенюатора импульсного сигнала, выход которого соединен с выходом первого регулируемого источника напряжения постоянного тока, выход первого генератора опорной частоты соединен со вторым входом первого вычитателя импульсных последовательностей, выход которого соединен с первым входом смесителя, второй терморезистивный измеритель температуры содержит вторую мостовую резистивную схему со вторым терморезистором в одном из ее плеч, подключенную своим выходом к входу второго усилителя разбаланса мостовой схемы, выход которого подключен к входу второго генератора управляемой частоты, выход которого соединен параллельно с первым входом второго вычитателя импульсных последовательностей и со входом второго формирователя биполярных импульсов, выход которого соединен со входом второго аттенюатора импульсного сигнала, выход которого соединен с выходом второго регулируемого источника напряжения постоянного тока, выход второго генератора опорной частоты соединен со вторым входом второго вычитателя импульсных последовательностей, выход которого соединен со вторым входом смесителя, выход которого соединен со входом измерителя частоты.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной и диагностической технике и может быть использовано в автоматизированных системах измерения и контроля массового расхода вещества для измерения массы проходящего через датчик вещества.

В качестве аналога изобретения может быть рассмотрено устройство датчика массового расхода воздуха, работающего в составе электронной системы управления двигателем автомобиля ВАЗ-21083, ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099 [1]. Датчик расположен между воздушным фильтром и шлангом впускной трубы. Чувствительный элемент датчика представляет собой тонкую мембрану на основе кремния. На этой мембране располагаются нагревательный резистор и различные температурные датчики. В середине мембраны находится область подогрева, которая регулируется с помощью нагревательного резистора и специального температурного датчика. На поверхности мембраны со стороны потока воздуха перед зоной подогрева и за ней симметрично расположены два температурных датчика, которые при отсутствии потока воздуха показывают одинаковую температуру. При наличии потока воздуха часть мембраны, расположенная перед зоной подогрева, охлаждается. Температурный датчик, расположенный за зоной подогрева, благодаря подогреву воздуха сохраняет свою температуру. Дифференциальный сигнал обоих температурных датчиков, усиленный определенным образом, делает возможным получение характеристической кривой, зависящей от величины потока воздуха. Датчик включен в схему преобразования напряжение - частота, поэтому на выходе датчика генерируется прямоугольный импульс, период следования которого зависит от расхода воздуха. Недостатками аналога являются, во-первых, низкая точность измерения массы проходящего через датчик воздуха, во-вторых, низкое быстродействие определения массы проходящего через датчик воздуха.

Цель изобретения - повышение точности и быстродействия измерения массы проходящего через датчик воздуха.

Техническим результатом, который может быть достигнут при использовании изобретения, является обеспечение высокой точности определения массы проходящего через датчик воздуха, более качественное приготовление топливно-воздушной смеси, улучшение экологичности и экономичности двигателя.

На чертеже представлена блок-схема устройства термокомпенсации датчика массового расхода воздуха автомобиля.

Устройство термокомпенсации датчика массового расхода воздуха автомобиля содержит мостовую схему 1 с терморезистором Rт в одном из ее плеч, усилитель разбаланса 2 мостовой схемы, генератор 3 управляемой частоты, формирователь 4 биполярных импульсов, аттенюатор 5 импульсного сигнала, регулируемый источник 6 напряжения постоянного тока, генератор 7 опорной частоты, вычитатель 8 импульсных последовательностей, нагревательный элемент 9, смеситель 10, измеритель частоты 11, два терморезистивных измерителя температуры 12 и 13.

Нагревательный элемент 9 расположен между терморезистивным измерителем температуры 12 и терморезистивным измерителем температуры 13. Терморезистивный измеритель температуры 12 содержит мостовую резистивную схему 1 с терморезистором Rт1 в одном из ее плеч, подключенную своим выходом к входу усилителя разбаланса 2 мостовой схемы, выход которого подключен к входу генератора 3 управляемой частоты, выход которого соединен параллельно с первым входом вычитателя 8 импульсных последовательностей и со входом формирователя 4 биполярных импульсов, выход которого соединен со входом аттенюатора 5 импульсного сигнала, выход которого соединен с выходом регулируемого источника 6 напряжения постоянного тока. Выход генератора 7 опорной частоты соединен со вторым входом вычитателя 8 импульсных последовательностей, выход которого соединен с первым входом смесителя 10.

Терморезистивный измеритель температуры 13 содержит мостовую резистивную схему 1 с терморезистором Rт2 в одном из ее плеч, подключенную своим выходом к входу усилителя разбаланса 2 мостовой схемы, выход которого подключен к входу генератора 3 управляемой частоты, выход которого соединен параллельно с первым входом вычитателя 8 импульсных последовательностей и со входом формирователя 4 биполярных импульсов, выход которого соединен со входом аттенюатора 5 импульсного сигнала, выход которого соединен с выходом регулируемого источника 6 напряжения постоянного тока. Выход генератора 7 опорной частоты соединен со вторым входом вычитателя 8 импульсных последовательностей, выход которого соединен со вторым входом смесителя 10. Выход смесителя 10 соединен со входом измерителя частоты 11.

Устройство термокомпенсации датчика массового расхода воздуха автомобиля работает следующим образом.

Температура потока проходящего через датчик воздуха измеряется терморезистивными измерителями температуры в областях до и после нагревательного элемента 9. Масса проходящего воздуха определится отношением

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251

где Q - количество выделенной нагревательным элементом 9 теплоты;

c - удельная теплоемкость воздуха;

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 21942511, устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 21942512 - температура воздуха до и после нагревателя.

Блоки 1-5 образуют самобалансирующуюся мостовую схему, обеспечивающую изотермический режим работы терморезистора Rт (т.е. постоянство его температуры), при воздействии на него любых внешних возмущающих факторов. Напряжение разбаланса моста после усиления усилителем 2 увеличивает частоту генератора 3 до тех пор, пока под воздействием прямоугольных импульсов, поступающих на мост с формирователя 4, мост не сбалансируется.

При этом при постоянстве амплитуды Um и длительности устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251 питающих импульсов выходная частота Fвых генератора 3 связана с мощностью Р0 разогрева терморезистора Rт линейной зависимостью

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251

где Rт - сопротивление терморезисторов в выбранной рабочей точке, определяемое резисторами плеч моста;

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251 - чувствительность мостовой схемы по мощности.

При воздействии на терморезистор изменяющейся температуры окружающей среды, адекватной дополнительной мощности его разогрева, равной устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251Р, первоначально происходит разбаланс моста. Однако возникающий сигнал разбаланса приводит к изменению частоты генератора 3, а следовательно, и к изменению мощности разогрева терморезистора Rт импульсным сигналом также на величину устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251Р, благодаря чему мост возвращается в сбалансированное состояние.

При этом изменение частоты генератора 3 с учетом выражения (2) определяется соотношением

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251FВЫХ = SPустройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251P, (3)

Поскольку терморезистор находится в изотермическом режиме, т.е. работает в одной точке своей характеристики, функция преобразования мостовой схемы по мощности теоретически абсолютно линейна при любой нелинейности характеристики терморезистора. Известно, что изменение температуры окружающей среды на устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251Т эквивалентно подаче на терморезистор (или отбора от него) дополнительной мощности его разогрева устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251Р, определяемой соотношением

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251P = Hустройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251, (4)

где Н [Вт/oС] - постоянная рассеяния терморезистора.

Следовательно, изменение температуры окружающей среды вызывает линейное изменение частоты генератора 3, которое с учетом выражений (3 и 4) определяется соотношением

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251FВЫХ = устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251Hустройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251SP, (5)

Таким образом, текущее значение температуры окружающей среды устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251(t) связано линейной функциональной зависимостью с выходной частотой Fвых генератора 3, т.е. FВЫХ(t) = Kустройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251(t). Однако из соотношения (5) следует, что коэффициент К может принимать различные значения при замене терморезистора Rт одного экземпляра на другой, что обусловлено разбросом значения постоянной рассеяния Н терморезистора в широких пределах даже для терморезистора одного и того же типа.

Чтобы обеспечить постоянное, конкретное значение коэффициента передачи К для всех возможных экземпляров терморезисторов данного типа, между формирователем 4 импульсов и входной диагональю моста 1 установлен аттенюатор 5, который обеспечивает регулировку амплитуды импульсов питания моста и, как следует из соотношения (2), изменение его чувствительности Sp.

Таким образом, меняя с помощью аттенюатора 5 амплитуду импульсов питания моста, можно обеспечить требуемое значение коэффициента преобразования К мостовой схемы, а следовательно, и всего измерительного устройства в целом при любых значениях постоянной рассеяния Н терморезистора, т.е. исключить мультипликативную погрешность измерения.

Регулируемый источник 6 напряжения обеспечивает дополнительную мощность разогрева терморезистора. Это позволяет значительно уменьшить мощность разогрева терморезистора импульсным напряжением и тем самым значительно повысить чувствительность мостовой схемы. Это объясняется тем, что основная тепловая энергия, необходимая для балансировки мостовой схемы, поступает на терморезистор с регулируемого источника напряжения постоянного тока. И только часть энергии устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251P = Hустройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251, определяемая диапазоном измеряемых температур устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251 и значением постоянной рассеяния Н терморезистора, обеспечивается импульсным сигналом, который несет в себе информацию о текущем значении температуры окружающей среды. А поскольку значение устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251Р, как правило, во много раз меньше суммарной энергии Р, необходимой для балансировки мостовой схемы, то чувствительность устройства повышается также во много раз.

Кроме того, регулируемый источник напряжения 6 обеспечивает компенсацию разброса начальной мощности разогрева терморезистора в рабочей точке, т.е. исключает аддитивную погрешность измерения.

Настройка измерителя происходит следующим образом.

С помощью аттенюатора 5 обеспечивается требуемое значение коэффициента преобразования

устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251

мостовой схемы, т.е. обеспечивается требуемое значение устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251F изменения выходной частоты Fвых мостовой схемы при вполне конкретном значении изменения температуры окружающей среды устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251.

Затем, меняя дополнительную мощность разогрева терморезистора с помощью регулируемого источника 6 напряжения, добиваются такого значения выходной частоты Fвых мостовой схемы, при котором разностная частота на выходе вычитателя 8 импульсных последовательностей соответствует текущему значению температуры окружающей среды устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251(t).

После данных настроек измерители 12 и 13 готовы к работе и их выходные частоты f1 и f2, т.е. выходные сигналы вычитателей 8 импульсных последовательностей, однозначно определяют текущее значение температуры окружающей среды устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251(t) в областях при этих измерителях.

Полученные частоты f1 и f2 в смесителе 10 дают разностную частоту f = f2 - f1, которая однозначно определяет разницу температур (устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 21942512-устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 21942511) в выражении (1), а значит, и массу проходящего через датчик воздуха.

Поскольку разогрев терморезистора происходит постоянным и импульсным напряжением, для исключения корреляционной связи между этими напряжениями (т.е. исключения влияния на коэффициент преобразования К мостовой схемы напряжения постоянного тока регулируемого источника 6 напряжения) импульсные сигналы, формируемые формирователем импульсов, должны быть биполярны и не содержат постоянной составляющей.

Поскольку повышение температуры окружающей среды вызывает уменьшение выходной частоты Fвых мостовой схемы (и наоборот), выходная частота генератора 7 опорной частоты должна быть больше максимально возможной частоты Fвых в диапазоне измеряемых температур.

Достоинством предлагаемого устройства является также его высокое быстродействие за счет того, что терморезистор находится в изотермическом режиме, т.е. его температура практически постоянна за счет охвата терморезистора отрицательной обратной связью по мощности. В этом случае эквивалентная постоянная времени мостовой схемы устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251ЭКВ, в КОС раз меньше тепловой постоянной времени терморезистора устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251ОС - коэффициент отрицательной обратной связи мостовой схемы), т. е. практически устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251ЭКВ в сотни раз меньше значения устройство термокомпенсации датчика массового расхода   воздуха, патент № 2194251. Это позволяет использовать предлагаемое устройство для контроля быстроизменяющихся потоков вещества.

Предлагаемое устройство позволяет повысить точность определения массы проходящего через датчик воздуха, а значит, более качественно приготовить топливно-воздушную смесь, улучшить экологичность и экономичность двигателя.

Источник информации

1. Автомобили ВАЗ-21083, ВАЗ-21093, ВАЗ-21099, ВАЗ-21102, ВАЗ-2111. Система управления двигателем ВАЗ-2111 (1,5 л) с распределенным впрыском топлива (российские комплектующие и контроллер М 1.5.4). Руководство по техническому обслуживанию и ремонту. Москва, издательство "Ливр", стр. 76.

Класс G01F15/04 измеряемых газов 

ультразвуковой газовый расходомер -  патент 2498229 (10.11.2013)
способ измерения расхода и количества газообразных сред -  патент 2425333 (27.07.2011)
способ и устройство для определения давления потока с использованием информации о плотности -  патент 2385449 (27.03.2010)
ультразвуковой расходомер-счетчик газа -  патент 2336499 (20.10.2008)
система выпрямления струйного потока -  патент 2330998 (10.08.2008)
способ измерения поставки газа и газовый счетчик повышенной точности -  патент 2317529 (20.02.2008)
способ измерения расхода газа в трубопроводах и устройство для его осуществления -  патент 2313068 (20.12.2007)
устройство для измерения параметров газового потока -  патент 2305288 (27.08.2007)
способ измерения потребления газа и газовой энергии и газовый счетчик для осуществления способа -  патент 2297601 (20.04.2007)
способ определения расхода газовой смеси и газовый счетчик -  патент 2283479 (10.09.2006)
Наверх