способ огневых контрольно-технологических испытаний жрд

Классы МПК:F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений
G01M15/00 Испытание машин и двигателей
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Конструкторское бюро химавтоматики
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-14
публикация патента:

Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД заключается в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки. Контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний до и после демонтажа двигателя со стенда проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем его обогреве. Изобретение позволяет сократить длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего после проведения огневых контрольно-технологических испытаний.

Формула изобретения

Способ огневых контрольно-технологических испытаний ЖРД, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки, отличающийся тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, проводят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области ракетостроения и может быть использовано при производстве кислородно-керосиновых жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).

Одним из видов испытаний, применяемых для контроля качества изготовления ЖРД, являются огневые контрольно-технологические испытания (КТИ). КТИ являются кратковременными огневыми испытаниями, которым подвергается каждый изготовленный двигатель. Задача проведения КТИ - контроль качества изготовления и сборки конкретного двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Наиболее полно поставленной задаче отвечают КТИ без последующей переборки.

Известен способ проведения контрольно-технологических огневых испытаний ЖРД, работающих на любых компонентах топлива, заключающийся в том, что каждый изготовленный двигатель подвергают кратковременным огневым испытаниям без последующей переборки (А.Е. Жуковский, B.C. Кондрусев и др. Испытания жидкостных ракетных двигателей. Учеб. пособие для авиац. специальностей вузов. М. : Машиностроение, 1981. С. 26 - прототип).

Указанным способом проводят КТИ ЖРД, работающих на любых компонентах топлива. Применительно к кислородно-керосиновым ЖРД он обладает важной особенностью. После испытаний требуется сложная и дорогостоящая технологии обработка двигателей для удаления остатков керосина из магистралей и агрегатов двигателей. Для этих целей применяют глубокое вакуумирование внутренних полостей двигателя на дорогостоящем оборудовании, обеспечивающем вакуум до 1способ огневых контрольно-технологических испытаний жрд, патент № 219368110-4 кгс/см2. Кроме того, данный способ не обеспечивает удаление остатков в виде тяжелых фракций керосина. Эти остатки могут оказать вредное влияние на конструкционные материалы и на функционирование агрегатов после длительного хранения двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков известного способа контрольно-технологических испытаний.

Это достигается тем, что контрольно-технологические испытания проводят с использованием бензина в качестве горючего, а после испытаний, до и после демонтажа двигателя со стенда, производят чередование неглубокого вакуумирования и продувки азотом внутренних полостей двигателя, при этом продувки после демонтажа двигателя осуществляют горячим азотом при внешнем обогреве двигателя.

КТИ предлагаемым способом производят следующим образом. Из стендового бака на вход в магистраль горючего ЖРД вместо керосина подводят бензин. В виду малых отличий термодинамических характеристик бензина и керосина процессы, протекающие в двигателе при КТИ с использованием бензина в качестве горючего, позволяют контролировать функционирование агрегатов и параметры двигателя в условиях, близких к рабочим.

После испытаний производят очистку полостей двигателя от остатков бензина. В виду легкой испаряемости бензина используют относительно простую и недорогую технологию очистки двигателя.

На испытательном стенде до демонтажа двигателя производят предварительную очистку полостей двигателя от остатков бензина. Вначале остатки бензина удаляют через сливные штуцеры, расположенные в нижних частях агрегатов и магистралей двигателя. После этого производят продувку полостей двигателя газообразным азотом. Далее производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05...0,01 кгс/см2 и продувки азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют из условия обеспечения пожаробезопасности при демонтажных работах.

После демонтажа двигателя со стенда производят окончательную очистку его внутренних полостей. Полости двигателя продувают горячим азотом с температурой 60. . .90oС. Далее осуществляют наружный обогрев двигателя путем подачи горячего азота под специальный чехол, укрывающий двигатель. После того как температура конструкции двигателя достигнет 45...75oС, производят чередование неглубокого вакуумирования полостей двигателя до давления в 0,05...0,01 кгс/см2 и продувки горячим азотом. Количество циклов вакуумирования и продувки определяют по результатам проб состава внутренней среды двигателя. На этом очистку двигателя заканчивают и дальнейшую подготовку двигателя к отправке заказчику ведут по типовой для ЖРД технологии.

Предлагаемый способ контрольно-технологических огневых испытаний является эффективным методом контроля качества и стабильности изготовления кислородно-керосиновых ЖРД. Данный способ сокращает длительность и стоимость очистки внутренних полостей двигателя от остатков горючего. Для очистки двигателя не требуется дорогостоящее оборудование.

При проведении КТИ кислородно-керосинового ЖРД с дожиганием по предлагаемому способу подтверждена эффективность контроля качества изготовления и сборки двигателя путем проверки его функционирования и определения фактических значений контролируемых параметров. Подтверждено качество и невысокая стоимость очистки внутренних полостей от остатков при использовании для КТИ бензина в качестве горючего.

Класс F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ установки геометрической оси камеры жрд и компенсирующее замыкающее устройство для его реализации -  патент 2526998 (27.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
установка для испытаний высотных ракетных двигателей на твердом топливе -  патент 2514326 (27.04.2014)
стенд для высотных испытаний ракетных двигателей с тонкостенными соплами -  патент 2513063 (20.04.2014)
экспериментальный ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2506445 (10.02.2014)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2505699 (27.01.2014)
способ измерения величины зазора между раструбом и арматурой -  патент 2500914 (10.12.2013)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2494275 (27.09.2013)

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
Наверх