задний дисковый тормоз автомобиля

Классы МПК:F16D55/226 в которых приводной элемент перемещается в осевом направлении
F16H25/14 с возвратно-поступательным движением, перпендикулярным к оси вращения
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью Нучно- производственная коммерческая фирма "Дизайн-Сервис"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-08-28
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, а именно к тормозной системе автомобиля, в частности к заднему тормозу, и может быть использовано в приводе стояночного тормоза заднего дискового тормоза автомобиля. Задний дисковый тормоз автомобиля содержит диск, суппорт, привод стояночного тормоза со штоком-толкателем и валом. Новым является то, что на штоке-толкателе параллельно оси с двух ее сторон по всей ширине штока-толкателя выполнены плоские поверхности, которые сопряжены с кулачками, верхним и нижним, цилиндрической формы, а с внутренней стороны, перпендикулярно параллельным поверхностям на штоке-толкателе снята лыска, длиннее их не менее чем на диаметр вала. Каждый кулачок с цилиндрической поверхностью выполнен выпуклостью в сторону вала. На валу, перпендикулярно к оси выполнен сквозной поперечный паз, а перпендикулярно к нему вдоль оси выполнен продольный паз. Поперечный паз предназначен для размещения в нем штока-толкателя в части плоских параллельных поверхностей, а продольный паз выполнен глухим и предназначен для взаимодействия одновременно с верхним и нижним кулачками. Центры поверхностей каждого кулачка смещены относительно оси штока-толкателя наружу, а противолежащие поверхности параллельного паза, размещенные параллельно оси вала, выполнены друг к другу под углом не менее 90o. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение надежности привода стояночного тормоза применительно к заднему дисковому тормозу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Задний дисковый тормоз автомобиля, содержащий диск, суппорт, привод стояночного тормоза со штоком-толкателем и валом, отличающийся тем, что на штоке-толкателе параллельно оси с двух ее сторон по всей ширине штока-толкателя выполнены плоские поверхности, которые сопряжены с кулачками с цилиндрической поверхностью, верхним и нижним, причем с внутренней стороны, перпендикулярно параллельным поверхностям на штоке-толкателе снята лыска, длиннее их не менее чем на диаметр вала, а каждый кулачок с цилиндрической поверхностью выполнен выпуклостью в сторону вала, на валу, перпендикулярно к оси выполнен поперечный паз, а перпендикулярно к нему, вдоль оси выполнен продольный паз, причем поперечный паз выполнен сквозным и предназначен для размещения в нем штока-толкателя в части плоских параллельных поверхностей, а продольный паз выполнен глухим и предназначен для взаимодействия одновременно с верхним и нижним кулачками и упомянутой лыской, выполненной на штоке-толкателе.

2. Задний дисковый тормоз автомобиля по п. 1, отличающийся тем, что поперечный паз вала и продольный паз выполнены смежными.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к автомобилестроению, а именно к тормозной системе автомобиля, в частности к заднему тормозу, и может быть использовано в приводе стояночного тормоза заднего дискового тормоза автомобиля.

Известен дисковый тормоз по авторскому свидетельству СССР 1627792, кл. F 16 D 55/08, 1991 г., совмещающий функции рабочего и стояночного тормозов. Он состоит из диска, установленного на валу, и суппорта, охватывающего диск. В окне суппорта на пальцах установлены поршни, в которых расположены штоки, удерживаемые гайками. Подача жидкости производится по каналам. Поворотные рычаги с прорезями верхними концами шарнирно соединены с корпусом и штоком управляющего пневмоцилиндра. В прорезях рычагов установлены храповики с проушинами и фигурными прорезями. Фиксированное положение храповиков обеспечивается собачками. Верхняя часть зуба каждой собачки выполнена с продольной прорезью, в которой неподвижно закреплена ось с установленным на ней с возможностью вращения роликом. При этом собачки удерживаются в зацеплении пружинами.

Недостатком данного тормоза является его очень сложная конструкция с очень большим количеством мелких деталей, которое, в свою очередь, резко снижает надежность механизма в целом.

Известен тормоз по патенту Великобритания 8811920, кл. F 16 D 55/22, 1988 г. , содержащий поршень с гидро- или механическим приводом; приводной элемент стояночного тормоза со штоком-толкателем и валом, между которыми помещен сухарик; установленный на корпусе регулирующий элемент; передающие элементы; перенастраивающее устройство, при помощи которого поршень при гидравлическом воздействии автоматически перенастраивается, а в гидравлически ненагруженном состоянии жестко соединяется с настраивающим элементом; упор, на который опирается приводной элемент; возвратную пружину, смещающую регулирующий элемент в направлении к упору; передающие элементы в установленном и настроенном состоянии имеют такие размеры, что возвратная пружина регулирующего элемента действует через передающие элементы на приводной элемент и при отсоединении механического привода поддерживает приводной элемент на стопоре, тогда как регулирующий элемент поддерживается передающими элементами на расстоянии Х от его стопора. Расстояние Х между приводным элементом или упором больше удлинения передающего элемента, которое наблюдается во время работы привода. Второй стопор связан с регулирующим элементом и ограничивает механическое возбуждение тормоза, и где оба упора, связанные с приводным элементом, образованы двумя сторонами одного и того же выступа корпуса.

Недостатки данного тормоза состоят в том, что наличие в приводе промежуточного элемента - сухарика снижает надежность работы тормоза, искажает передаваемое усилие воздействия на поршень.

Известен тормоз по патенту Великобритании 2165903, кл. F 16 D 55/224, 1986 г., принятый заявителем за прототип.

Однако он имеет сложную конструкцию и недостаточную надежность в работе.

Технической задачей изобретения является создание простого и надежного привода стояночного тормоза применительно к заднему дисковому тормозу.

Поставленная задача решается тем, что в предлагаемом решении на штоке-толкателе параллельно оси с двух ее сторон по всей ширине штока-толкателя выполнены плоские поверхности, которые сопряжены с кулачками с цилиндрической поверхностью, верхним и нижним, причем с внутренней стороны, перпендикулярно параллельным поверхностям, на штоке-толкателе снята лыска, длиннее их не менее чем на диаметр вала, а каждый кулачок с цилиндрической поверхностью выполнен выпуклостью в сторону вала, на валу, перпендикулярно к оси, выполнен поперечный паз, а перпендикулярно ему вдоль оси выполнен продольный паз, причем поперечный паз выполнен сквозным и предназначен для размещения в нем штока-толкателя в части плоских параллельных поверхностей, а продольный паз выполнен глухим и предназначен для взаимодействия одновременно с верхним и нижним кулачками и упомянутой лыской, выполненной на штоке-толкателе.

Кроме того, поперечный паз вала и продольный паз выполнены смежными.

На фиг. 1 изображен задний дисковый тормоз, общий вид, вертикальный разрез;

на фиг.2 - задний дисковый тормоз в сборе, вид сбоку;

на фиг.3 - узел I на фиг.1: взаимодействие вала и штока-толкателя;

на фиг.4 - вал и шток-толкатель в аксонометрии.

Задний дисковый тормоз автомобиля содержит тормозной диск 1, суппорт 2, закрепленный на суппорте 2 кронштейн 3 крепления троса 4 привода стояночного тормоза. В суппорте 2 с одной стороны размещен цилиндр 5, а с другой - установлены тормозные колодки 6, охватывающие тормозной диск 1. В цилиндре 5 с возможностью возвратно-поступательного движения установлен поршень 7 со штоком-толкателем 8, выходной конец которого подпружинен пружиной 9 и поджат гайкой 10. Перпендикулярно к штоку-толкателю 8 в цилиндре 5 установлен вал 11 с возможностью взаимодействия со штоком-толкателем 8. На выходном конце вала 11 установлен рычаг 12 и возвратная пружина 13, один конец которой закреплен на кронштейне 3, а другой - на рычаге 12. Причем конец троса 4 привода стояночного тормоза закреплен на рычаге 12.

Взаимодействие штока-толкателя 8 и вала 11 осуществляется следующим образом.

На штоке-толкателе 8 параллельно оси с двух ее сторон по всей ширине штока-толкателя 8 выполнены плоские поверхности: верхняя 14 и нижняя 15. Поверхности 14 и 15 сопряжены соответственно с верхним 16 и нижним 17 кулачками с цилиндрической поверхностью. С внутренней стороны перпендикулярно параллельным поверхностям 14 и 15 на штоке-толкателе 8 снята лыска 18, длиннее этих поверхностей не менее чем на диаметр вала 11. А каждый кулачок 16 и 17 с цилиндрической поверхностью выполнен выпуклостью в сторону вала 11. На валу 11, перпендикулярно к его оси, выполнен поперечный паз 19, а перпендикулярно ему вдоль оси выполнен продольный паз 20. Причем поперечный паз 19 выполнен сквозным и предназначен для размещения в нем плоских параллельных поверхностей 14 и 15 штока-толкателя 8. А продольный паз 20 выполнен глухим и предназначен для взаимодействия одновременно с верхним 16 и нижним 17 кулачками и упомянутой лыской 18, выполненной на штоке-толкателе 8. Лыска 18 предназначена для обеспечения требуемого передаточного отношения привода заявленного тормоза. Геометрические оси 21 и 22 кулачков 16 и 17 с цилиндрическими поверхностями лежат на одной прямой 23 и смещены относительно оси штока-толкателя 8 наружу. Причем поперечный паз 19 вала 11 и продольный паз 20 выполнены смежными. Поверхности 24 и 25, размещенные параллельно оси вала 11, выполнены друг к другу под углом не менее 90o.

Задний дисковый тормоз автомобиля работает следующим образом.

Во время стоянки автомобиль устанавливают на стояночный тормоз. При этом. натягивая трос 4, поворачивают рычаг 12, который закручивает возвратную пружину 13, поворачивая тем самым вал 11 вокруг оси. В этот момент плоские параллельные поверхности 14 и 15 штока-толкателя 8 расположены в поперечном пазу 19, а поверхности 24 и 25 продольного паза 20 соответственно контактируют: поверхность 24 с верхним 16 и нижним 17 кулачками одновременно, а поверхность 25 - с лыской 18. Поверхность 24 воздействует на оба кулачка 16 и 17, давит на них, сдвигая тем самым шток-толкатель 8 и сжимая пружину 9, перемещает поршень 7, который, в свою очередь, сдвигает тормозные колодки 6, а те затормаживают тормозной диск 1. Такое взаимное расположение деталей привода стояночного тормоза в целом остается на все время стоянки.

Растормаживание осуществляется следующим образом.

Ослабляя трос 4, рычаг 12 вместе с валом 11 под действием возвратной пружины 13 возвращается в исходное положение. Этим снимается усилие перемещения со штока-толкателя 8 и он под действием пружины 9 так же возвращается в исходное положение. При этом колодки 6 расходятся, освобождая тормозной диск 1. Автомобиль готов к движению.

Использование предлагаемого технического решения позволило получить компактный и надежный тормоз, в том числе привод стояночного тормоза, а непосредственное соединение вала и штока-толкателя исключило промежуточный элемент, упростив конструкцию.

Класс F16D55/226 в которых приводной элемент перемещается в осевом направлении

кольцевой дисковый тормоз и способ увеличения усилия схватывания тормозной колодки -  патент 2477398 (10.03.2013)
дисковый тормоз -  патент 2363869 (10.08.2009)
дисковый тормоз транспортного средства -  патент 2113368 (20.06.1998)
дисковый тормоз и тормозная колодка для дискового тормоза -  патент 2087771 (20.08.1997)

Класс F16H25/14 с возвратно-поступательным движением, перпендикулярным к оси вращения

Наверх