способ определения компонента скорости летательного аппарата

Классы МПК:G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "ОКБ Сухого"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-09-03
публикация патента:

Изобретение относится к авиации и может быть использовано для определения воздушной скорости летательного аппарата (ЛА), его углов атаки и скольжения на всех режимах полета, включая сверхманевренные. Способ заключается в том, что измеряют скорость, земную скорость и угловую ориентацию ЛА относительно земли, определяют достоверность измерений текущей скорости ЛА, при наличии достоверности определяют скорость ветра и ее систематическую составляющую, определяют воздушную скорость ЛА по земной скорости и систематической составляющей скорости ветра. Систематическую составляющую скорости ветра определяют на предшествующем заданном интервале времени или расстояния относительно текущего, причем в качестве первоначального значения систематической составляющей берут текущую скорость. Для установления достоверности контролируют дополнительно параметры состояния ЛА и атмосферы. В промежутке недостоверности контролируют его величину и при превышении заданного значения после установления достоверности систематическую составляющую скорости ветра определяют заново. Угол скольжения определяют по воздушной скорости, а угол атаки - по величинам проекций скорости ЛА на его плоскость симметрии в диапазоне от -180 до +180o. Обеспечивается повышение точности на всех режимах полета. 4 з.п.ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Способ определения компонентов скорости летательного аппарата (ЛА), заключающийся в том, что измеряют текущие скорость, земную скорость и угловую ориентацию ЛА относительно земли, устанавливают достоверность измерения скорости ЛА, при наличии достоверности определяют скорость ветра и ее систематическую составляющую, определяют компоненты скорости ЛА по земной скорости и систематической составляющей скорости ветра, отличающийся тем, что систематическую составляющую скорости ветра определяют на предшествующем заданном интервале времени или расстояния относительно текущего, причем в качестве первоначального значения систематической составляющей скорости ветра берут текущую скорость ветра, а угол атаки определяют по величине проекции скорости ЛА на его плоскость симметрии в диапазоне от -180 до 180o.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в промежутке времени или расстояния недостоверности измерения скорости ЛА дополнительно контролируют величину этого промежутка и при превышении заданного значения после установления достоверности измерения скорости ЛА систематическую составляющую скорости ветра определяют заново.

3. Способ по любому из пп.1 и 2, отличающийся тем, что для установления достоверности измерения скорости ЛА дополнительно контролируют параметры состояния ЛА и атмосферы.

4. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что в качестве параметра, необходимого для установления достоверности измерения скорости ЛА, контролируют направление воздушного потока относительно оси приемника воздушного давления.

5. Способ по любому из пп.1-3, отличающийся тем, что в качестве параметра, необходимого для установления достоверности измерения скорости ЛА, контролируют высоту полета или статическое давление воздуха.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности- к способам определения компонентов вектора скорости летательного аппарата (ЛА) относительно воздушной среды. Оно может быть использовано для выдачи на индикацию экипажу и в систему предупреждения критических режимов (СПКР) значений воздушной скорости ЛА, углов атаки и скольжения на всех режимах полета, включая сверхманевренные режимы, или при наземной послеполетной обработке данных средств бортовых измерений (СБИ) для анализа всех режимов полета, включая сверхманевренные режимы.

Определим используемую ниже терминологию. Под скоростью ЛА понимают вектор скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 начала О его связанной системы координат (СК) относительно воздушной среды [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. -М. : Государственный комитет СССР по стандартам, 1981, с. 5, 11]. В качестве компонентов скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 для индикации летчику, в СПКР и, соответственно, в СБИ используют следующие три параметра: воздушную скорость V ЛА, его углы атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015.

Под воздушной скоростью V ЛА понимают модуль способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 вектора скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА [там же, с. 12]. Углы атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 определяют направление вектора скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА в связанной СК [там же, с. 8].

Три компонента VX, VY и VZ представляют проекции скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 на оси ОX, OY, OZ в связанной СК и также определяют модуль и направление вектора скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА.

Под угловой ориентацией ЛА относительно земли понимают значения углов тангажа способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015, крена способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и рыскания способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 [там же, с. 9] либо матрицу направляющих косинусов [там же, с. 43] между осями ОХ, OY, OZ связанной СК и осями ОХg, OYg, OZg нормальной СК [там же, с. 4]. Ось ОХg, как правило, направляют на географический Северный полюс. Угол курса способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015к отличается от угла рыскания способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 противоположным направлением положительного отсчета.

Под земной скоростью ЛА понимают вектор скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 начала О его связанной СК относительно земли [там же, с. 12].

Под скоростью ветра понимают скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 среды, не возмущенной ЛА, относительно земли [там же, с. 12].

Под режимами сверхманевренности ЛА ниже подразумеваются такие режимы полета, когда нарушается безотрывное стационарное его обтекание.

Воздушная скорость, углы атаки и скольжения являются наиболее используемым набором компонентов для представления скорости ЛА в описанном выше понимании. Для измерения воздушной скорости ЛА на борту используют систему воздушных сигналов (СВС). Для измерения углов атаки и скольжения ЛА на борту используют датчики аэродинамических углов (ДАУ), как правило, флюгерного типа. При этом каждый из компонентов обычно определяется отдельно, и для измерения скорости ЛА одновременно задействованы способы определения каждого из трех компонентов.

Известны, например, следующие способы [Харин Е.А., Цветков П.М., Волков В. К. и др. Летные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования. - М. : Машиностроение, 1986, с. 67 - 69, 87] измерения отдельно каждого из компонентов скорости ЛА:

а) Способ измерения текущей воздушной скорости V ЛА, в котором измеряют текущие статическое p0 и полное p давления воздуха приемником воздушного давления (ПВД) и текущую температуру Tт заторможенного потока воздуха приемником температуры заторможенного потока; по полному p и статическому р0 давлениям воздуха определяют текущее число Маха М; по температуре торможения Тт и числу Маха М определяют текущую воздушную скорость V.

б) Способ измерения текущего угла атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА, в котором измеряют текущий местный угол атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015м ДАУ, установленным в носовой части фюзеляжа ЛА или на носовой штанге; по измеренному значению местного угла атаки и заданной функциональной зависимости определяют текущий угол атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА.

в) Способ измерения текущего угла скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА, в котором измеряют текущий местный угол скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015м ДАУ, установленным в носовой части фюзеляжа ЛА или на носовой штанге; по измеренному текущему значению местного угла скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015м и заданной функциональной зависимости определяют текущий угол скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА.

Согласно данным СБИ использование описанного выше способа измерения воздушной скорости при углах атаки или скольжения свыше 35 - 40o приводит к формированию нулевых значений воздушной скорости ЛА независимо от их истинных значений (например, на фиг.1 и 2 показано тонкой линией). Причиной этого является то, что при указанных значениях углов атаки или скольжения ПВД прекращает воспринимать вызванную воздушной скоростью динамическую составляющую давления воздуха и измеряет статическую составляющую полного давления. Сверхманевренные ЛА могут летать с углами атаки и скольжения, существенно превышающими указанные значения, поэтому использование данного способа не обеспечивает определения одного из важнейших компонентов скорости ЛА - его воздушной скорости V.

Достоверность описанного способа измерения угла атаки также имеет ограниченный диапазон. При углах атаки свыше 35 - 40o по данному способу формируется постоянное значение угла атаки ЛА независимо от его истинного значения, поскольку отклонение флюгарок угла атаки ДАУ ограничено механическими упорами (тонкая линия на фиг.2). Расширение диапазонов отклонений флюгарок углов атаки принципиально не решает проблемы, поскольку на сверхманевренных режимах полета в силу нестационарного вихревого обтекания ДАУ отсутствует однозначная функциональная связь местных углов атаки с углами атаки ЛА. Кроме того, при вращении ЛА по тангажу с угловой скоростью способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015z вследствие продольного выноса Rспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015X ДАУ относительно центра масс ЛА текущий угол атаки дополнительно искажается вследствие появления дополнительной переносной вертикальной скорости, равной способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015zRспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015X, в месте установки ДАУ.

Аналогично недостатком описанного способа измерения угла скольжения является ограниченный по углам скольжения диапазон их определения. При углах скольжения свыше 10 - 15o фиксируется постоянное значение угла скольжения ЛА независимо от его истинного значения, поскольку отклонение флюгарки угла скольжения ДАУ также ограничено механическими упорами. Расширение диапазонов отклонений флюгарки угла скольжения опять же не решает проблемы по причине отсутствия однозначной функциональной связи местного угла скольжения с углом скольжения ЛА из-за нестационарного вихревого обтекания ДАУ. Кроме того, при вращении ЛА по курсу с угловой скоростью способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015Y вследствие продольного выноса Rспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015X ДАУ относительно центра масс ЛА существует влияние переносной горизонтальной скорости, равной способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015YRспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015X, в месте установки ДАУ.

Кроме того, даже на обычных режимах полета, когда углы атаки и скольжения достаточно малы, определяемые описанными выше способами воздушная скорость и углы атаки и скольжения содержат высокочастотные случайные составляющие, вызванные турбулентностью атмосферы.

Прототипом изобретения может быть способ функционирования комплексной системы формирования воздушных параметров, описанной в патенте RU 2146805. В процессе ее функционирования измеряют скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 земную скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и угловую ориентацию ЛА относительно земли, определяют достоверность измерения текущей скорости ЛА по условию непревышения углом атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 заданного предельного значения, при наличии достоверности определяют скорость ветра способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и ее систематическую составляющую способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 по совокупности скоростей ветра на всем предшествующем интервале времени, причем в качестве первоначального значения систематической составляющей скорости ветра берут нулевое значение скорости ветра, определяют компонент скорости ЛА по земной скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и систематической составляющей способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости ветра.

Компоненту скорости ЛА - угол атаки - определяют по отношению

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

нормальной VY к продольной VX компонентам скорости ЛА в связанной СК

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

Систематическая составляющая скорости ветра изменяется по высоте полета, расстоянию и времени [Хиврич И.Г., Миронов Н.Ф., Белкин А.М. Воздушная навигация. Учебное пособие для вузов. - М.: Транспорт, 1984, с. 78-81]. Вследствие высоких скоростей полета ЛА систематическая составляющая скорости ветра может существенно изменяться по времени и расстоянию. Поэтому определение систематической составляющей способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости ветра по совокупности скоростей ветра на всем предшествующем интервале времени может приводить к ошибкам определения его фактических значений в данное время, в данном районе и на данной высоте полета.

Присвоение в качестве первоначального значения систематической составляющей скорости ветра нулевого значения приводит к запаздыванию в определении ее фактического значения, а значит и к дополнительной ошибке.

Превышение промежутком времени или расстояния недостоверности определения скорости ЛА определенного значения может привести к существенному изменению систематической составляющей скорости ветра. Если в этой ситуации не начать процесс определения систематической составляющей скорости ветра заново, то это также приведет к дополнительной ошибке ее определения.

Вышеуказанные ошибки определения систематической составляющей способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости ветра приводят к соответствующим ошибкам формирования компонент скорости ЛА.

Определение угла атаки по отношению

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

нормальной VY к продольной VX согласно зависимости

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

во-первых, обеспечивает его определение только в диапазоне от -90o до +90o, т. е. не во всем возможном диапазоне изменения угла атаки от -180o до +180o, и, во-вторых, приводит к большим ошибкам вблизи значений способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 219201590o.

Задачей изобретения является повышение точности определения любого из компонентов скорости ЛА на всех режимах полета, включая сверхманевренные режимы полета, при произвольных возможных значениях углов атаки и скольжения ЛА.

Задача решается с помощью способа измерения компонента скорости ЛА, в котором измеряют скорость, земную скорость и угловую ориентацию ЛА относительно земли, определяют достоверность измерения текущей скорости ЛА, при наличии достоверности определяют скорость ветра и ее систематическую составляющую, определяют компонент скорости ЛА по земной скорости и систематической составляющей скорости ветра, отличающегося тем, что систематическую составляющую скорости ветра определяют на предшествующем заданном интервале времени или расстояния относительно текущего, причем в качестве первоначального значения систематической составляющей скорости ветра берут текущую скорость ветра.

Дополнительно в промежутке времени или расстояния недостоверности контролируют величину этого промежутка и при превышении заданного значения после установления достоверности систематическую составляющую скорости ветра определяют заново.

Для установления достоверности дополнительно контролируют параметры состояния ЛА и атмосферы.

В качестве параметра, необходимого для установления достоверности, контролируют направление воздушного потока относительно оси приемника воздушного давления.

В качестве параметра, необходимого для установления достоверности, контролируют высоту полета или статическое давление воздуха.

Определяемым компонентом скорости ЛА является угол атаки, причем его определяют по величине проекции скорости ЛА на его плоскость симметрии в диапазоне от -180 до +180o.

Предлагаемое изобретение позволяет определять значения компонентов скорости ЛА с более высокой точностью при любых их возможных значениях.

Применение предлагаемого способа иллюстрируется фигурами.

На фиг.1 показаны по времени полета:

- воздушная скорость V ЛА (тонкая линия), зарегистрированная СБИ;

- воздушная скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА (толстая линия), определенная предлагаемым способом на основе данных СБИ.

На фиг.2 показаны в том же интервале времени, что и на фиг.1:

- угол атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА (тонкая линия), зарегистрированный СБИ;

- угол атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА (толстая линия), определенный предлагаемым способом на основе данных СБИ.

На фиг.3 показаны в том же интервале времени, что и на фиг.1:

- угол скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА (тонкая линия), зарегистрированный СБИ;

- угол скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА (толстая линия), определенный предлагаемым способом на основе данных СБИ.

На фиг.4 показаны в том же интервале времени, что и на фиг.1:

- угол тангажа способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА (кружки), зарегистрированный СБИ;

- угол крена способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА (крестики), зарегистрированный СБИ.

Предлагаемый способ определения компонента скорости ЛА заключается в следующем.

1. В процессе полета измеряют компоненты V, способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 текущей скорости ЛА (как тот компонент, который требуется определить, так и другие), компоненты VкXg, VкYg, VкZg текущей земной скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА и его угловую ориентацию способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015,способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015,способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015к относительно земли.

Компоненты V, способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 текущей скорости ЛА измеряют, используя СВС и ДАУ атаки и скольжения соответственно. При использовании ИНС, корректируемой по составляющим земных скоростей СНС и/или ДИСС, земную скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 измеряют в виде трех ее составляющих VкXg, VкYg, VкZg в проекциях на оси нормальной СК на всех режимах полета. ДИСС измеряет составляющие VкX, VкY, VкZ земной скорости в проекциях на оси связанной СК, поэтому составляющие VкXg, VкYg, VкZg земной скорости в проекциях на оси нормальной СК получают расчетом по составляющим VкX, VкY, VкZ земной скорости, используя матрицу направляющих косинусов между осями связанной СК и нормальной СК [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. - М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981, с. 43]:

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

Углы тангажа способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015, крена способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и курса способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015к измеряют, используя ИНС.

2. Устанавливают достоверность измерения текущей скорости ЛА.

Для того чтобы определенная данным способом на сверхманевре скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА соответствовала ее фактическому значению, необходимо правильно определять текущую скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ветра. Откуда вытекает, что скорость ветра следует определять только при условии достоверности измерения скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА. Достоверность измерения скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

ЛА в свою очередь определяется достоверностью измерения первичных воздушных параметров, таких, например, как статическое и полное давление воздуха, температура торможения. Точность измерения статического и полного давлений воздуха зависит от направления потока относительно оси приемника воздушного давления, запаздывания при протекании воздуха в трубопроводах, вызванных изменением статического давления при изменении состояния атмосферы или высоты полета при наличии вертикальной скорости ЛА [Харин Е.А., Цветков П.М., Волков В. К. и др. Летные испытания систем пилотажно-навигационного оборудования. - М. : Машиностроение, 1986, с. 69, 71]. Поэтому для обеспечения достоверности измерения текущей скорости ЛА необходимо контролировать параметры состояния ЛА и атмосферы: направление потока относительно оси приемника воздушного давления, высоту полета или статическое давление воздуха, температуру торможения и т.п. Поэтому контроль указанных параметров относится к существенным признакам предлагаемых способов определения компонента скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА, отсутствующим у известного способа. Наиболее точные результаты измерения текущей скорости ЛА достигаются в горизонтальном установившемся полете.

3. Если измерения текущей скорости ЛА достоверны, по измеренным значениям способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 определяют текущую скорость ветра способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

Поскольку скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ветра определяют относительно земли в нормальной СК, а текущую скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА определяют в связанной СК, то для определения скорости ветра необходимо по компонентам V, способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 текущей скорости ЛА определить ее составляющие VXg, VYg, VZg нормальной СК. По компонентам V, способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 текущей скорости ЛА сначала находят ее составляющие VX, VY, VZ в связанной СК [Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения. Государственный стандарт Союза ССР ГОСТ 20058-80. -М.: Государственный комитет СССР по стандартам, 1981, с. 43]:

VX = Vcosспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015cosспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015;

VY = -Vsinспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015cosспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015;

VZ = Vsinспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015,

затем составляющие VXg, VYg, VZg в нормальной СК [там же, с. 43]:

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

Затем определяют составляющие WXg, WYg, WZg скорости ветра по измеренным составляющим VкXg, VкYg, VкZg земной скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА и составляющим VXg,VYg, VZg его скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

WXg=VкXg-VXg;

WYg=VкYg-VYg;

WZg=VкZg-VZg.

4. Определяют систематическую составляющую способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости ветра. Поскольку ЛА может перемещаться на большие расстояния с различными погодными условиями и, соответственно, свойствами атмосферы, включая систематическую составляющую скорости ветра, то составляющие способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 систематической составляющей скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ветра следует определять по выборке составляющих скоростей ветра на предшествующем заданном интервале времени или расстояния относительно текущего, обеспечивая тем самым соответствие реальным значениям систематической составляющей скорости ветра в данном районе в данное время. Следовательно, определение систематической составляющей скорости ветра на предшествующем заданном интервале времени или расстояния относительно текущего является существенным признаком предлагаемого способа определения компонента скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА. Для повышения точности определения систематической составляющей скорости ветра в качестве первоначального ее значения следует использовать текущую скорость ветра, что является существенным признаком предлагаемого способа.

Превышение промежутком времени или расстояния недостоверности определения скорости ЛА определенного значения может привести к существенному изменению систематической составляющей скорости ветра. Поэтому в этой ситуации процесс определения систематической составляющей скорости ветра необходимо начать заново, что является существенным признаком предлагаемого способа.

5. По текущей земной скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и систематической составляющей скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ветра определяют компонент скорости ЛА.

Составляющие способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА определяют как разность соответствующих составляющих VкXg, VкYg, VкZg земной скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА и составляющих способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 систематической составляющей скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ветра

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

По этим компонентам определяют один из компонентов скорости ЛА - его воздушную скорость способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

Используя матрицу направляющих косинусов между осями связанной СК и нормальной СК, определяют составляющие способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА в связанной СК [там же, с. 43]:

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

По составляющим способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА в связанной СК определяют в диапазоне от -180 до +180o его угол атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 (1)

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 (2)

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

и в диапазоне от -90 до +90o угол скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

В формулах (1)-(3) sспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015,cспособ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 21920150 - вспомогательные переменные.

Как видим, в предлагаемом способе угол атаки определяют (зависимости (1)-(4)) по величине проекции скорости ЛА на его плоскость симметрии в диапазоне от -180 до +180o, что обеспечивает его определение (фиг.2 (толстая линия)) во всем возможном диапазоне его изменения и поэтому является существенным отличительным признаком.

Отметим, что для определения воздушной скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 достаточно составляющих способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА в нормальной СК. Для определения составляющих способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 ЛА, задающих ее направление в связанной СК, необходима информация об угловой ориентации ЛА относительно земли.

Результаты применения предлагаемого способа показаны толстыми линиями на фиг.1, 2, 3. Как видно из фигур, на участке выполненного сверхманевра (время приблизительно от 502 с до 515 с) предлагаемый способ обеспечивает определение воздушной скорости способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 угла атаки способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015 и угла скольжения способ определения компонента скорости летательного аппарата, патент № 2192015

Класс G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды

термоанемометр и способ нагрева его терморезисторной структуры -  патент 2528572 (20.09.2014)
анемометрический зонд с одной или несколькими проволочками и способ его осуществления -  патент 2524448 (27.07.2014)
способ бесконтактной оптико-лазерной диагностики нестационарного гидропотока и устройство для его реализации -  патент 2523737 (20.07.2014)
устройство для измерения эмиссии парниковых газов из почвы и растений -  патент 2518979 (10.06.2014)
система воздушных сигналов вертолета -  патент 2518871 (10.06.2014)
устройство регулирования анемометра с проволочкой -  патент 2510027 (20.03.2014)
способ измерения скорости потока и устройство для его осуществления -  патент 2506597 (10.02.2014)
вихревой датчик аэродинамического угла и истинной воздушной скорости -  патент 2506596 (10.02.2014)
автономное устройство для регистрации скорости и направления течения жидкости и газа -  патент 2503962 (10.01.2014)
электромагнитный лаг-дрейфомер -  патент 2503014 (27.12.2013)
Наверх