катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода

Классы МПК:B01J23/26 хром
B01J23/755 никель
B01J21/16 глины или прочие минеральные силикаты
B01D53/94 каталитическими способами
B01D53/92 выхлопных газов
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество открытого типа "Гипронииавиапром"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-09-25
публикация патента:

Изобретение относится к средствам защиты окружающей среды от токсичных газовых выбросов, а именно к катализаторам для комплексной очистки выхлопных газов двигателей внутреннего сгорания от оксидов азота и монооксида углерода. Описывается катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, содержащий носитель на основе диоксида кремния - аэросила с нанесенными на него компонентами, а в состав носителя введена добавка глины бентонитовой с размером частиц менее 1катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 219162410-3 мм, а соотношение компонентов составляет, мас.%: оксид никеля 5,08-7,04; оксид хрома 9,6-11,5; диоксид кремния 68,12-65,17; глина бентонитовая 17,2-16,29. Катализатор позволяет благодаря разнопористой структуре носителя производить эффективную очистку отработавших газов от оксидов азота NOх и монооксида углерода CO в течение 300 ч. 2 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, содержащий носитель на основе диоксида кремния - аэросила с нанесенными на него компонентами, отличающийся тем, что носитель дополнительно содержит бентонитовую глину с размером частиц менее 1катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 219162410-3 мм при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Оксид никеля - 5,08 - 7,04

Оксид хрома - 9,60 - 11,50

Диоксид кремния - 65,17 - 68,12

Бентонитовая глина - 16,29 - 17,20и

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к катализаторам для очистки газовых выбросов от монооксида, углерода и оксидов азота, например выхлопного газа двигателей внутреннего сгорания, газовых выбросов тепловых электростанций и пр.

Известен катализатор (см. а.с. 1132962, М.кл. В 01 D 53/16, 1983 г.) для очистки газа от оксидов азота с активной массой из никеля и хрома на алюминиевом носителе. Процесс очистки ведется при температуре 640-740oC в присутствии восстановителя монокосида углерода и кислорода.

Этот катализатор обеспечивает высокую степень очистки в течение 6 часов, далее эффективность его резко падает, срок службы этого катализатора мал - через 96 часов степень очистки снижается до 24%.

Ближайшим к предлагаемому по технической сущности является катализатор для очистки газов от оксидов азота, образующихся в двигателях внутреннего сгорания (см. а.с. 1447393, М. кл. В 01 J 23/26, 23/36, опубликованный в БИ 48 - 1988 г.).

Катализатор представляет собой фаянсовый носитель с удельной поверхностью 60-128 м3/г, на который нанесены оксиды никеля и хрома при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Оксид никеля - 5,5-8,3

Оксид хрома - 10,4-15,2

Фаянсовый носитель - Остальное

Этот катализатор разработан для очистки газов от оксидов азота и обладает достаточной эффективностью при температуре 400oC.

Его изготовление требует высоких энергетических затрат при приготовлении формовочной массы - перемешивание в течение 4-5 часов, сушка и прокаливание формованных гранул при температурах 250oC и 1150oC соответственно.

Такой катализатор очищает газы от оксидов азота в течение 100 часов, далее его активность резко снижается.

Целью изобретения является разработка катализатора для эффективной комплексной очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания от оксидов азота и монооксида углерода.

Авторами предлагается катализатор комплексной очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорании от оксидов азота и монооксида углерода, содержащий носитель на основе диоксида кремния с нанесенными на него компонентами, причем в состав носителя введена глина бентонитовая с размером частиц менее 10x10-3 мм, а соотношение компонентов составляет, мас.%:

Оксид никеля - 5,08 - 7,04

Оксид хрома - 9,6 - 11,5

Диоксид кремния (аэросил) - 68,12 - 65,17

Глина бентонитовая - 17,2 - 16,29

Отличительными признаками изобретение являются: использование в качестве неорганического связующего в носителе бентонитовой глины Часов-Ярского месторождения с размером частиц менее 1x10-3 мм, а также соотношение компонентов носителя, мас.%:

Оксид никеля II - 5,08 - 7,04

Оксид хрома III - 9,6 - 11,5

Диоксид кремния - 68,12 - 65,17

Глина бентонитовая - 17,2 - 16,29

В состав носителя входят аэросил - тонкодисперсный оксид кремния с удельной поверхностью 300 м3/г, средним размером частиц 5катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 219162420катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 219162410-12 мм и (монтмориллонитовая) бентонитовая глина с размером частиц менее 1x10-3 мм, что позволяет создать разнопористую структуру носителя с удельной поверхностью 120-140 м2/г и преобладающим радиусом пор 0,015 мкм. Основа носителя - аэросил марки А-300 обеспечивает высокую удельную поверхность, механическую прочность и термостабильность с добавкой неорганического связующего - глины бентонитовой Часов-Ярского месторождения. Органическим связующим, обеспечивающим необходимые реологические свойства формуемой массы, является водный раствор поливинилацетатной дисперсии.

Каталитическая масса, не содержащая благородных металлов, в носитель вводится методом пропитки растворами солей переходных металлов - хром (III), никель (II) с последующей сушкой и прокаливанием.

Эффективность катализатора оценивалась по степени очистки отходящих газов двигателя внутреннего сгорания от монооксида углерода (СО) и оксидов азота (NОх) на стенде, созданном на базе универсальной компрессорной станции УКС-400В. Силовым агрегатом на стенде является дизельный двигатель ЯМ 3-236. Наличие компрессора позволяет получить нагрузочные характеристики режимов работы, близкие к характеристикам дизельных автомобилей при эксплуатации их на автодорогах.

Узел очистки отходящих газов при испытании катализатора представляет собой реакционный аппарат из нержавеющей стали диаметром 20 мм и высотой 180 мм с рубашкой обогрева, имеющей электрическую спираль. Степень разогрева катализатора регулируется реостатом.

Наличие NOx и СО в отходящих газах, их концентрация и температура до и после катализатора фиксируется газоанализатором типа IMR 3000Р.

Исследования катализатора проводились на холостом ходу и нагрузочном режиме работы двигателя. При испытаниях на холостом ходу для вывода катализатора на режим осуществлялся подогрев катализатора (спиралью). В обоих случаях катализатор засыпается в стакан объемом ye = 5,6катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 219162410-5 м3.

На режиме холостого хода газ перед катализатором имел температуру 95катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 2191624100oС, на нагрузочном режиме 220катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 2191624230oC. Расход газа через катализатор измерялся объемным способом и изменялся в пределах 0,18катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 21916240,09 м3/ч, при этом объемные скорости составили соответственно 3000катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 21916245000 ч-1. Концентрация и температура газов измерялись до и после катализатора. Степень очистки отработавших газов от СО и NОх определялась по изменению состава выходящих газов по отношению к составу входящих газов.

Пример. Готовят носитель из (диоксида кремния) аэросила марки А-300, глины Часов-Ярской и поливиниилацетатной дисперсии (ПВАД) плотностью (катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 2191624) 1,01 г/м3. Для получения формовочной массы к 18 г аэросила прибавляют 4,6 г глины, измельченной до частиц размером 1x10-3 мм, тщательно перемешивают, добавляют 69 мл ПВАД необходимой плотности. Затем формуют сферические гранулы диаметром 5 мм. Гранулы высушивают в течение 24 часов при температуре 20катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 21916245oC и прокаливают в течение 30 минут при температуре 900oC. Готовый носитель выдерживают в течение 24 часов при температуре 20катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 21916245оС и пропитывают каталитической массой, содержащей 10%-ный водный раствор нитрата никеля II и 25%-ный водный раствор нитрата хрома III, сушат в течение 24 часов при температуре 20катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 21916245oС и прокаливают в течение 2,5 часов при температуре 550oС. Полученный катализатор имеет состав в массовых %: NiO - 5,89%, Сr2O3 - 10,4%, остальное диоксид кремния и глина.

Для определения степени очистки отработавших газов катализатор помещают в трубчатый реакционный аппарат и пропускают через него выходной газ двигателя внутреннего сгорания с объемной скоростью 3000катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 21916245000 ч-1, содержащий оксид азота СNOx = 1254 ppm и оксид углерода СCO = 1170 ppm при температуре 230oС на нагрузочном режиме работы двигателя, а также CNOx = 198 ppm и СCO = 770 ppm при температуре 100oС на холостом ходу работы двигателя.

Результаты испытания катализатора при холостом ходе и нагрузочном режиме работы двигателя представлены в таблицах 1 и 2 соответственно.

Результаты испытаний катализатора показывают зависимость содержания NОх и СО в отработавших газах от температуры, создаваемой на его поверхности. Необходимой температурой для начала окислительно-восстановительного каталитического процесса является 265oC на холостом ходу работы двигателя, при этом степень очистки отработавших газов от СО составили 78%, от NOx - 10%, температура достигается за счет эдектроподогрева катализатора.

При температуре 320oC степень очистки от СО составила 86%, от NOx - 39%. Далее при отключенной системе подогрева происходит снижение температуры газа после катализатора, причем степень очистки газа катализатором возрастает и при температуре 180oC составляет 90% от СО и 55% от NОх. При температуре ниже 165oC происходит снижение степени очистки отходящих газов, поэтому целесообразен электроподогрев катализатора.

Испытания катализатора на холостом ходу работы двигателя проводились в течение 6 часов.

На выгрузочном режиме работы двигателя необходимой температурой окислительно-восстановительного каталитического процесса является 280oС, при этом степень очистки отработавших газов от СО - 71%, от NOx - 67%. Степень очистки отработавших газов остается стабильной от СО (80-82%), от NОх (70-73%) при незначительных изменениях температуры в пределах 278-310oС в течение 300 часов.

Катализатор, предложенный авторами изобретения, предназначен для комплексной очистки отработавших газов двигателя внутреннего сгорания от оксидов азота и монооксида углерода в отличие от прототипа, действующего в отношении оксидов азота.

Предлагается использование носителя с высокой удельной поверхностью 120-140 м2/г, получаемого из неорганического вещества аэросила марки А-300 - высокодисперсного диоксида кремния и с величиной частиц 5катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 219162420катализатор хромово-никелевый для комплексной очистки   газовых выбросов от оксидов азота и монооксида углерода, патент № 219162410-12 мм и неорганического связующего - монтмориллонитовой (бентонитовой) глины Часов-Ярского месторождения с размером частиц менее 1x10-3 мм. Высокая удельная поверхность составляющих носителя и размер частиц позволяют создать разнопористую структуру катализатора.

Носитель предлагаемого катализатора изготавливается путем механического перемешивания компонентов в течение 0,5 ч, обжига отформованных и высушенных гранул при температуре 900oC в течение 0,5 ч, что приводит к снижению энергозатрат по сравнению с производством известного катализатора.

Катализатор обеспечивает эффективность очистки отработавших газов от NОх и СО в течение 300 часов.

Класс B01J23/26 хром

каталитическая композиция и способ олигомеризации этилена -  патент 2525917 (20.08.2014)
катализатор для получения синтетических базовых масел и способ его приготовления -  патент 2525119 (10.08.2014)
система и способ активации катализаторов -  патент 2515614 (20.05.2014)
способ получения олефиновых углеводородов c3-c5 и катализатор для его осуществления -  патент 2514426 (27.04.2014)
высокопористые пенокерамики как носители катализатора для дегидрирования алканов -  патент 2486007 (27.06.2013)
смешанные оксидные катализаторы для каталитического окисления в газовой фазе -  патент 2480280 (27.04.2013)
способ получения 1,1,1-трифтор-2,3-дихлорпропана -  патент 2476413 (27.02.2013)
способ выделения продуктов олигомеризации олефинов и разложения остатков катализатора олигомеризации -  патент 2471762 (10.01.2013)
способ получения диметилсульфида -  патент 2457029 (27.07.2012)
способ активации катализатора для получения фторсодержащих углеводородов -  патент 2449832 (10.05.2012)

Класс B01J23/755 никель

катализатор для окисления сернистых соединений -  патент 2529500 (27.09.2014)
способ получения катализатора для процесса метанирования -  патент 2528988 (20.09.2014)
способ получения ультранизкосернистых дизельных фракций -  патент 2528986 (20.09.2014)
катализатор для переработки тяжелого нефтяного сырья и способ его приготовления -  патент 2527573 (10.09.2014)
способы гидрокрекинга с получением гидроизомеризованного продукта для базовых смазочных масел -  патент 2519547 (10.06.2014)
катализаторы -  патент 2517700 (27.05.2014)
лакунарный гетерополианион структуры кеггина на основе вольфрама для гидрокрекинга -  патент 2509729 (20.03.2014)
пористый керамический каталитический модуль и способ переработки отходящих продуктов процесса фишера-тропша с его использованием -  патент 2506119 (10.02.2014)
катализатор гидроочистки масляных фракций и рафинатов селективной очистки и способ его приготовления -  патент 2497585 (10.11.2013)
состав и способ синтеза катализатора гидродеоксигенации кислородсодержащего углеводородного сырья -  патент 2492922 (20.09.2013)

Класс B01J21/16 глины или прочие минеральные силикаты

катализатор для переработки тяжелого нефтяного сырья и способ его приготовления -  патент 2527573 (10.09.2014)
шариковый катализатор крекинга "адамант" и способ его приготовления -  патент 2517171 (27.05.2014)
каталитическая добавка для повышения октанового числа бензина каталитического крекинга и способ ее приготовления -  патент 2516847 (20.05.2014)
содержащие вольфрамовые соединения катализаторы и способ дегидратации глицерина -  патент 2487754 (20.07.2013)
способ регенерации катализатора, используемого при дегидратации глицерина -  патент 2484895 (20.06.2013)
микросферический катализатор для крекинга нефтяных фракций и способ его приготовления -  патент 2473385 (27.01.2013)
микросферический бицеолитный катализатор для повышения октанового числа бензина крекинга вакуумного газойля и способ его приготовления -  патент 2473384 (27.01.2013)
микросферический катализатор для снижения содержания серы в бензине крекинга и способ его приготовления -  патент 2472586 (20.01.2013)
способ переработки бензинов термических процессов и катализатор для его осуществления -  патент 2469070 (10.12.2012)
способ приготовления блочных сотовых кордиеритовых катализаторов очистки отработавших газов двигателей внутреннего сгорания -  патент 2442651 (20.02.2012)

Класс B01D53/94 каталитическими способами

фильтр для фильтрования вещества в виде частиц из выхлопных газов, выпускаемых из двигателя с принудительным зажиганием -  патент 2529532 (27.09.2014)
фильтр для поглощения твердых частиц из отработавших газов двигателя с воспламенением от сжатия -  патент 2527462 (27.08.2014)
способ получения каталитического покрытия для очистки газов -  патент 2522561 (20.07.2014)
способ определения состояния восстановителя в баке для восстановителя -  патент 2522234 (10.07.2014)
композиция на основе оксидов циркония, церия и другого редкоземельного элемента при сниженной максимальной температуре восстанавливаемости, способ получения и применение в области катализа -  патент 2518969 (10.06.2014)
способ удаления загрязняющих примесей из отработавшего газа дизельного двигателя -  патент 2517714 (27.05.2014)
способ и каталитическая система для восстановления оксидов азота до азота в отработанном газе и применение каталитической системы -  патент 2516752 (20.05.2014)
дизельный окислительный катализатор с высокой низкотемпературной активностью -  патент 2516465 (20.05.2014)
способ получения наноструктурных каталитических покрытий на керамических носителях для нейтрализации отработавших газов двигателей внутреннего сгорания -  патент 2515727 (20.05.2014)
катализатор очистки выхлопных газов и способ его изготовления -  патент 2515542 (10.05.2014)

Класс B01D53/92 выхлопных газов

фильтр для улавливания твердых частиц с гидролизующим покрытием -  патент 2506987 (20.02.2014)
фильтр-пылегазоуловитель частиц и аэрозолей -  патент 2472569 (20.01.2013)
способ и устройство для обработки отработавших газов, образующихся при работе двигателя внутреннего сгорания -  патент 2457893 (10.08.2012)
устройство для уменьшения выбросов дибензодиоксина и дибензофурана с катализаторами, содержащими переходные металлы -  патент 2411985 (20.02.2011)
устройство для обработки отходящих газов и способ его изготовления -  патент 2388522 (10.05.2010)
устройство обработки выхлопных газов без их выпуска -  патент 2370307 (20.10.2009)
устройство обработки выхлопных газов с незначительным выпуском -  патент 2363522 (10.08.2009)
способ и устройство для снижения продуктов сгорания в выхлопных газах -  патент 2362612 (27.07.2009)
способ очистки уходящих газов газотурбинной установки и устройство для его осуществления -  патент 2342185 (27.12.2008)
способ и устройство для очистки выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания -  патент 2270051 (20.02.2006)
Наверх