атомная подводная газоперекачивающая станция

Классы МПК:F17D1/065 устройства для перемещения газов или паров
B63H21/18 на судах с использованием атомной энергии 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-10-11
публикация патента:

Изобретение относится к транспортировке газообразного углеводородного топлива по трубопроводам большой протяженности, проложенным по морскому дну. Атомная подводная газоперекачивающая станция содержит легкий и прочный корпус, разделенный прочными переборками на герметичные отсеки. В среднем отсеке размещен во до-водяной атомный реактор, соединенный паропроводами с паровыми турбинами турбонагнетателей, расположенных в концевых отсеках и сообщенных валами с компрессорами-нагнетателями, которые размещены вне прочного корпуса и крепятся к сферической переборке по ее оси, а приемные и напорные ветви газопроводов турбонагнетателей проходят по междубортному пространству и соединены с выгородками стыковочных узлов, с помощью которых станция подключается к магистральному газопроводу. Техническим результатом изобретения является исключение попадания природного газа внутрь обитаемых отсеков. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Атомная подводная газоперекачивающая станция, содержащая легкий и прочный корпус, разделенный прочными переборками на герметичные отсеки, в среднем из которых установлен водо-водяной атомный реактор, соединенный паропроводами с газовыми турбонагнетателями, приводная турбина которых соединена вращающимся валом с компрессором-нагнетателем, приемные и напорные ветви газопроводов которого проходят по междубортному пространству и соединены с выгородками стыковочных узлов станции магистральным газопроводом, расположенных в килевой ее части, отличающаяся тем, что приводная турбина нагнетателя размещена в герметичном концевом отсеке и соединена вращающимся валом с компрессором-нагнетателем турбонагнетателя, установленного вне прочного корпуса и соединенного с концевой сферической переборкой по ее оси.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортировке газообразного углеводородного топлива (природного газа) по трубопроводам большой протяженности, проложенным по морскому дну. Входящие в состав магистрального трубопровода перекачивающие газовые станции устанавливаются через 150-200 километров по длине газопровода.

Известна атомная газоперекачивающая станция, содержащая легкий и прочный корпус, разделенный прочными переборками на герметичные отсеки, в среднем из которых установлен водо-водяной атомный реактор, соединенный паропроводами с газовыми турбонагнетателями, приводная турбина которых соединена вращающимся валом с компрессором-нагнетателем, приемные и напорные ветви газопроводов которого проходят по междубортному пространству и соединены с выгородками стыковочных узлов станции с магистральным газопроводом, расположенных в килевой ее части (патент 2154231).

Недостатком известной атомной подводной газоперекачивающей станции является то, что газовые турбонагнетатели размещены в обитаемых, смежных с реакторным отсеках станции, что не исключает попадание незначительных протечек перекачиваемого природного газа в обитаемые отсеки прочного корпуса станции во время ее эксплуатации, а также в аварийной ситуации на станции или магистральном газопроводе. Это приводит к необходимости бороться с протечками в условиях изолированности от атмосферного воздуха.

Предлагаемым изобретением решается задача исключения попадания перекачиваемого атомной подводной газоперекачивающей станцией природного газа внутрь обитаемых отсеков во время ее работы, а также во время аварийного раскрытия фланцев магистрального газопровода.

Решение этой задачи достигнуто тем, что приводная турбина нагнетателя размещена в герметичном концевом отсеке и соединена вращающимся валом с компрессором-нагнетателем турбонагнетателя, установленного вне прочного корпуса и соединенного с концевой сферической переборкой по ее оси.

Незначительные протечки природного газа, выделяющиеся из уплотнительного масла носового (дейдвудного) уплотнения нагнетателя-компрессора, попадают в специальную выкуумируемую выгородку концевого отсека и удаляются за борт.

Конструкция предлагаемой атомной подводной газоперекачивающей станции иллюстрируется чертежом.

Атомная подводная газоперекачивающая станция содержит стальной герметичный корпус 1, разделенный прочными переборками 2 на реакторный отсек 3, два жилых и аккумуляторных отсека 4 и два концевых - турбинных отсека 5.

В реакторном отсеке размещен автономный, экологически чистый источник энергии, питающий все потребители атомной подводной газоперекачивающей станции - водо-водяной атомный реактор 6, отвечающий всем международным требованиям и нормативным актам в части радиационной и ядерной безопасности, в том числе рекомендациям МАГАТЭ. Реактор 6 соединен паропроводами с газовыми турбонагнетателями.

В соседних, симметрично расположенных относительно реакторного отсеках 4 расположены жилые каюты, аккумуляторные батареи, пульты управления и все остальное общекорабельное оборудование, механизмы и устройства.

В концевых герметичных отсеках 5 размещены паротурбинные установки 7, которые через специальный вращающийся вал 8 соединены с носовым концом ротора 9 компрессора-нагнетателя 10, который размещен вне прочного корпуса и крепится к концевой сферической переборке 11. Роль дейдвудного сальника в данном случае выполняют носовое масляное уплотнение компрессора-нагнетателя и носовой его подшипник.

Таким образом, весь тракт перекачиваемого атомной подводной газоперекачивающей станцией природного газа находится вне прочного легкого корпуса, причем приемные и напорные ветви газопроводов от компрессора-нагнетателя проходят по междубортому пространству и соединены с выгородками стыковочных узлов станции с магистральным газопроводом, расположенных в килевой части.

Порядок посещения станции в подводном положении следующий. После установки подводного грузового аппарата на комингс 13 атомной подводной газоперекачивающей станции дистанционно производится анализ газового состава воздуха в жилом отсеке 4 и его замена в случае необходимости.

Открывается входной люк 14, через который обслуживающий персонал попадает в жилой отсек 4 станции. Затем уже из жилого отсека 4 производится газовый анализ воздуха в концевом отсеке 5 и его замена в случае необходимости, открывается входной люк на переборке 15 и обслуживающий персонал приступает к осмотру механизмов 7, уплотнения компрессора-нагнетателя и замене расходных материалов.

После окончания работ обслуживающий персонал покидает станцию до следующего посещения.

Предлагаемое изобретение позволяет создать на атомной подводной газоперекачивающей станции условия посещения станции обслуживающим персоналом без риска его контакта с перекачиваемым природным газом, что повышает надежность и безопасность работы станции.

Класс F17D1/065 устройства для перемещения газов или паров

комплекс для доставки природного газа потребителю -  патент 2520220 (20.06.2014)
устройство для доставки природного газа -  патент 2505742 (27.01.2014)
способ доставки природного газа -  патент 2504712 (20.01.2014)
способ подготовки природного газа для транспортирования -  патент 2500950 (10.12.2013)
устройство для подготовки природного газа для транспортирования -  патент 2498153 (10.11.2013)
способ доставки природного газа потребителю -  патент 2496048 (20.10.2013)
способ транспортировки газа по магистральному газопроводу и устройство для его осуществления -  патент 2476761 (27.02.2013)
атомная подводная газоперекачивающая станция -  патент 2419739 (27.05.2011)
система и способ регулируемого поднятия давления низконапорного газа -  патент 2415307 (27.03.2011)
способ подачи газообразного топлива в силовой привод из магистрального газопровода и устройство для его осуществления -  патент 2293908 (20.02.2007)

Класс B63H21/18 на судах с использованием атомной энергии 

Наверх