шина для челюстно-височного сустава

Классы МПК:A61F5/04 устройства для вытяжения и установки в правильное положение сломанных конечностей; устройства для вытяжения; шины
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Ситников Евгений Валерьянович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-05-15
публикация патента:

Изобретение относится к ортопедической стоматологии и касается шины для челюстно-височного сустава, ограничивающей степень открывания рта и поперечные движения нижней челюсти. Шина содержит два шарнирно соединенных звена, свободные концы которых шарнирно сопряжены своими отверстиями с осями. Оси закреплены на нижних и верхних опорных коронках при помощи пластин. Шарнирное соединение звеньев между собой выполнено разъемным и осуществляется винтом. Шарнирное соединение снабжено ограничителем угла взаимного поворота звеньев. Ограничитель выполнен предпочтительно в виде сменного секторного вкладыша, который расположен концентрично шарнирному соединению звеньев между собой и неподвижно сопряжен с одним из звеньев выступом. Оси предпочтительно снабжены концевыми радиальными фиксирующими выступами, а отверстия на свободных концах звеньев выполнены с соответствующими пазами. В результате конструкция шины позволяет упростить и облегчить установку и последующую регулировку шины в процессе лечения, а также одновременно повысить комфортность для пациента и снизить травматичность в отношении слизистой полости рта с возможностью многократного использования шарнирных звеньев. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Шина для челюстно-височного сустава, содержащая два шарнирно соединенных между собой звена, свободный конец одного из которых шарнирно сопряжен своим отверстием с осью, закрепленной на нижних опорных коронках, отличающаяся тем, что свободный конец другого звена шарнирно сопряжен своим отверстием с осью, закрепленной на верхних опорных коронках, а шарнирное соединение звеньев между собой выполнено разъемным и снабжено ограничителем угла взаимного поворота звеньев.

2. Шина по п. 1, отличающаяся тем, что ограничитель угла взаимного поворота звеньев выполнен в виде сменного секторного вкладыша, который расположен концентрично шарнирному соединению звеньев между собой и неподвижно сопряжен с одним из звеньев.

3. Шина по п. 1 или 2, отличающаяся тем, что оси снабжены концевыми радиальными фиксирующими выступами, а отверстия на свободных концах звеньев выполнены с соответствующими пазами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ортопедической стоматологии и непосредственно касается шины для челюстно-височного сустава, используемой при лечении таких его заболеваний, как привычные вывихи и различные дисфункции, а также дисфункции жевательных мышц, путем ограничения степени открывания рта и поперечных движений нижней челюсти

Из уровня техники известна шина для челюстно-височного сустава (авторское свидетельство СССР 167278, кл. A 61 F 05/04, 1965). Она устанавливается с левой или с правой стороны и содержит два шарнирно соединенных между собой звена, свободный конец одного из которых шарнирно сопряжен своим отверстием с осью, закрепленной на нижних опорных коронках, а свободный конец другого звена остается свободным и снабжен концевой ограничительной гайкой, взаимодействующей при максимальном открывании рта с упорно-направляющим кольцом, прикрепленным к верхним опорным коронкам. Шарнирное соединение звеньев между собой выполнено неразъемным. Ограничительная гайка фиксируется в выверенном положении при помощи пайки или сварки, звенья вставляются в упорно-направляющее кольцо, нижнее звено свободным концом устанавливается на оси, закрепленной на нижних опорных коронках, и фиксируется шплинтом.

Вследствие своей конструкции описанная шина создает существенные затруднения при ее установке и последующей регулировке в процессе лечения. В то же время такая шина дискомфортна и травматична, так как при закрывании рта верхнее поворотное звено поворачивается в сторону, лишь упираясь своим концом в слизистую полости рта. Шарнирные звенья такой шины могут использоваться лишь однократно.

Задачей изобретения является создание такой шины для челюстно-височного сустава, конструкция которой позволила бы упростить и облегчить установку и последующую регулировку шины в процессе лечения, а также одновременно повысить комфортность для пациента и снизить травматичность в отношении слизистой полости рта, с возможностью многократного использования шарнирных звеньев.

Эта задача решается тем, что в предлагаемой шине для челюстно-височного сустава, содержащей, как и известная, два шарнирно соединенных между собой звена, свободный конец одного из которых шарнирно сопряжен своим отверстием с осью, закрепленной на нижних опорных коронках, согласно основному воплощению изобретения свободный конец другого звена шарнирно сопряжен своим отверстием с осью, закрепленной на верхних опорных коронках, а шарнирное соединение звеньев между собой выполнено разъемным и снабжено ограничителем угла их взаимного поворота. Благодаря такому конструктивному исполнению шины удалось решить поставленную задачу в полном объеме.

Согласно предпочтительному воплощению изобретения ограничитель угла взаимного поворота звеньев выполнен в виде сменного секторного вкладыша, который расположен концентрично шарнирному соединению звеньев между собой и неподвижно сопряжен с одним из звеньев. Благодаря такому конструктивному исполнению ограничителя угла взаимного поворота звеньев удалось дополнительно упростить и облегчить регулировку степени открывания рта в процессе лечения.

Согласно наиболее предпочтительному воплощению изобретения оси снабжены концевыми радиальными фиксирующими выступами, а отверстия на свободных концах звеньев выполнены с соответствующими пазами. Благодаря такому конструктивному исполнению осевой фиксации звеньев удалось дополнительно упростить и облегчить установку и снятие шины.

Более подробно изобретение поясняется ниже на примерах его конструктивного исполнения, представленных на следующих чертежах:

фиг. 1 - общий вид шины согласно наиболее предпочтительному воплощению изобретения; шина, установленная у пациента справа, показана при закрытом рте на виде с правой стороны пациента;

фиг.2 - то же, при максимально открытом рте;

фиг.3 - разрез по А-А фиг.1;

фиг.4 - шарнирное соединение звеньев шины между собой согласно основному воплощению изобретения (в положении аналогично фиг.1).

Предлагаемая шина для челюстно-височного сустава (фиг.1 и 2) содержит два шарнирно соединенных между собой звена 1 и 2, свободный конец одного из которых, в данном случае звена 1, шарнирно сопряжен своим отверстием с осью 3, закрепленной на нижних опорных коронках (не показаны) с помощью пластины 4. Согласно основному воплощению изобретения свободный конец другого звена, в данном случае звена 2, шарнирно сопряжен своим отверстием с осью 5, закрепленной на верхних опорных коронках 6 (фиг.3) с помощью пластины 7. Шарнирное соединение звеньев 1 и 2 между собой выполнено разъемным, для чего в качестве его оси служит винт 8 диаметром, например, М2. Для ограничения степени открывания рта шарнирное соединение звеньев 1 и 2 снабжено ограничителем 9 (фиг.4) угла их взаимного поворота, выполненным в данном случае как единое целое с одним из звеньев, в данном случае со звеном 1. Угловое положение ограничителя 9, определяющее максимальный угол взаимного поворота звеньев 1 и 2 и, соответственно, наибольшую степень открывания рта, в процессе лечения может поэтапно корректироваться путем снятия металла с упорной поверхности вплоть до возможности полного открывания рта. В последнем случае шина ограничивает лишь поперечные движения нижней челюсти.

Согласно предпочтительному воплощению изобретения ограничитель угла взаимного поворота звеньев 1 и 2 выполнен в виде сменного секторного вкладыша 10 (фиг.1). Вкладыш 10 расположен концентрично шарнирному соединению звеньев 1 и 2 между собой и неподвижно сопряжен с одним из звеньев, в данном случае со звеном 1, при помощи, например, выступа 11, зацепленного с соответствующим пазом звена 1. В комплекте шины подразумевается набор сменных вкладышей 10 для перекрытия с определенной дискретизацией всего рабочего диапазона.

Осевая фиксация звеньев 1 и 2 на осях соответственно 3 и 5 в принципе может осуществляться любым подходящим способом из числа известных, например с помощью традиционных шплинтов. Тем не менее согласно наиболее предпочтительному воплощению изобретения для осевой фиксации звеньев 1 и 2 оси 3 и 5 снабжены концевыми радиальными фиксирующими выступами 12, а отверстия на свободных концах звеньев 1 и 2 выполнены с соответствующими сквозными пазами 13.

Все детали шины изготавливаются из одного и того же металла, например нержавеющей стали. Лишь сменный вкладыш 10 может быть выполнен из подходящей пластмассы, которая к тому же в определенной степени может служить амортизатором ударной нагрузки на ограничитель.

Описанная шина устанавливается, работает и используется следующим образом.

Опорные коронки изготавливают по обычной методике как ортодонтические в количестве обычно по две взаимно спаянных коронки на верхний и нижний зубные ряды. Например, для правого расположения шины обычно соединяют опорными коронками 15-й и 16-й зубы на верхней челюсти и 45-й и 46-й зубы на нижней челюсти. К каждой паре опорных коронок припаивают или приваривают подогнанные пластины 4 и 7 вместе с осями 3 и 5 соответственно таким образом, чтобы после фиксации коронок на опорных зубах с помощью цемента оси были перпендикулярны к одной вертикальной плоскости. На оси 3 и 5 устанавливают соответствующие звенья 1 и 2, совмещая их пазы 13 с радиальными выступами 12 осей, и поворачивают примерно на 90o звено 2 по часовой стрелке, а звено 1 - в противоположном направлении. Затем устанавливают на место подходящий, подобранный из имеющегося набора сменный вкладыш 10, совмещают концы звеньев 1 и 2 и завинчивают винт 8, завершая тем самым сборку шарнирного соединения звеньев шины. Предохранение винта 8 от самоотвинчивания производят фиксирующей пломбой 14 из самотвердеющей пластмассы или подобного композиционного материала, например фотополимерного.

По прошествии определенного времени лечения шарнирное соединение звеньев 1 и 2 шины периодически разъединяют, вывинчивая винт 8, и заменяют вкладыш 10 на очередной, обеспечивающий соответственно большую степень открывания рта, вплоть до полного излечения. Конструкция шины обеспечивает выдавливание попадающих пищевых фрагментов, но в любое время при необходимости возможен демонтаж шины для ревизии и санитарной обработки. Возможно повторное использование деталей шины, в том числе у других пациентов, после соответствующей санитарной обработки.

Класс A61F5/04 устройства для вытяжения и установки в правильное положение сломанных конечностей; устройства для вытяжения; шины

ортопедическое устройство -  патент 2517605 (27.05.2014)
способ изготовления шины для внеротовой временной фиксации отломков при переломах верхней и нижней челюстей -  патент 2512957 (10.04.2014)
способ и устройство для лечения множественных переломов ребер и грудины -  патент 2503424 (10.01.2014)
медицинская транспортная шина для плечевого пояса -  патент 2491039 (27.08.2013)
шина транспортная иммобилизационная складная (варианты) -  патент 2482820 (27.05.2013)
способ комплексного безоперационного лечения заболеваний позвоночника -  патент 2456034 (20.07.2012)
устройство для растяжения позвоночника -  патент 2438642 (10.01.2012)
экстракорпоральный ортопедический дистрактор -  патент 2424784 (27.07.2011)
способ закрытой управляемой динамической аппаратной репозиции переломовывихов в голеностопном суставе при их внутрисуставной костной интерпозиции -  патент 2415656 (10.04.2011)
способ лечения больных с дегенеративным поражением позвоночника -  патент 2392907 (27.06.2010)
Наверх