устройство перемещения транспортного средства

Классы МПК:B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Приоритеты:
подача заявки:
2000-07-17
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения. Технический результат - повышение эффективности за счет расширения функциональных возможностей. Устройство перемещения транспортного средства содержит хотя бы две части с механизмом поступательного перемещения. На каждой части установлен хотя бы один движитель. Движители соединены приводным механизмом вращения через устройство задания крутящего момента с возможностью управления им и механизмом поступательного перемещения в зависимости от параметров почвы. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Устройство перемещения транспортного средства, содержащее хотя бы две части с механизмом поступательного перемещения, причем на каждой части установлен хотя бы один движитель, отличающееся тем, что движители соединены приводным механизмом вращения через устройство задания крутящего момента с возможностью управления им и механизмом поступательного перемещения в зависимости от параметров почвы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в транспортном машиностроении.

Известен способ перемещения транспортного средства, за счет передачи вращения от двигательной установки к ведущим колесам.

К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании способа, относится недостаточная эффективность при перемещении по опорной поверхности с малой несущей способностью.

Известен способ перемещения транспортного средства, заключающийся в перемещении одной части транспортного средства относительно другой (авт. св. 981068, МКИ В 62 D 57/00. Транспортное средство. Ю.В. Бакувов, Бюл. 46 от 15.12.82).

К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании способа, относится недостаточная эффективность при перемещении по опорной поверхности с большой скоростью.

Известно устройство, содержащее хотя бы две части с механизмом поступательного перемещения, причем на каждой части установлен хотя бы один движитель (авт. св. 981068, МКИ В 62 D 57/00. Транспортное средство. Ю.В. Бакувов, Бюл. 46 от 15.12.82).

К причинам, препятствующим достижению требуемого технического результата при использовании способа, относится недостаточная эффективность при перемещении по опорной поверхности с большой скоростью.

Техническая задача, на решение которой направлено заявленное изобретение - повышение эффективности, за счет расширения функциональных возможностей.

Технический результат - возможность перемещения по участкам опорной поверхности с малой несущей способностью (песок, лед и т.д.) и перемещение с большой скоростью. Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе, заключающемся в повышении эффективности перемещения груза, за счет перемещения одной части транспортного средства относительно другой, хотя бы одной поступательно перемещающейся части передают вращение от привода механизма вращения.

Причем хотя бы одну из частей транспортного средства перемещают поступательно и плавно прикладывают крутящий момент, хотя бы к движителю поступательно перемещающейся части транспортного средства, таким образом, чтобы буксование было минимальным.

А в устройстве, содержащем хотя бы две части с механизмом поступательного перемещения, причем на каждой части установлен хотя бы один движитель, движители соединены приводным механизмом вращения через устройство задания крутящего момента с возможностью управления им механизмом поступательного перемещения.

На фиг. 1 изображен общий вид устройства; на фиг.2 - то же, вариант с датчиками параметров почвы; на фиг.3 - сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 - вид сверху устройства с упругим элементом между движителями и приводом механизма вращения.

Транспортное средство 1 (фиг.1) состоит хотя бы из двух частей 2, 3 механизма поступательного перемещения 4, который может быть выполнен различным образом, например, из насосной станции 5 и гидроцилиндра 6; привода механизма вращения 7, который также может быть выполнен различным образом, из двигателя 8 (электрического, дизеля и т.д.) и механизма передачи вращения 9 или из энергетической установки 10 и двигателей 11, встроенных в движители 12, 13. Движители могут быть выполнены различным образом или в виде колес, или в виде гусениц 14, 15 (фиг.2), причем на подвижные части 2, 3 могут быть установлены по одному движителю. Параметры почвы могут определяться либо визуально, либо посредством системы датчиков 16, которая может включать колесо 17 (для определения величины буксования) и датчик параметров почвы 18 (твердости, влажности и т. д.). Сигнал от системы датчиков 16 подается на блок управления 19, который задает последовательность поступательного перемещений частей 2, 3 и вращательного движения движителей 12, 13 (14, 15). Груз 20 может перемещаться относительно транспортного средства 1 посредством привода 21 груза 20.

Устройство задания крутящего момента 22 может быть выполнено различным образом, например, в виде упругого элемента 23 между движителями 12, 13 (14, 15) и приводом механизма вращения 7 (в виде двигателя 8) или в виде двигателей 11, установленных в движителях 12, 13, управляемых блоком управления 19 по сигналу системы датчиков 16.

Работа устройства осуществляется следующим образом. При трогании или при движении по опорной поверхности с низкой несущей способностью (лед, болото, песок и т.д.) возможно перемещение при относительном перемещении частей 2, 3 транспортного средства 1 и при торможении движителей подвижных частей обгонными муфтами (на чертежах не обозначены) или торможением или притормаживанием одного из движителей или фиксацией одной части (2 или 3) с опорной поверхностью.

Однако при неиспользовании несущей способности грунта (или при фиксации частей относительно опорной поверхности) уменьшается скорость перемещения по труднопроходимым участкам. Поэтому при трогании поступательно перемещают поступательно, например, часть 2 посредством механизма поступательного перемещения 4, например, в виде насосной станции 5 и гидроцилиндра 6, движитель 13 подвижной части 3 или притормаживается, или останавливается относительно грунта. Плавно начинают прикладывать крутящий момент к движителям 12, 13 (14, 15) таким образом, чтобы буксование было минимальным (минимальное разрушение грунта, истирание и т.д.). Параметры почвы определяются или визуально водителем, или системой датчиков 16, или по величине закручивания упругого элемента 23, если несущей способности опорной поверхности (грунта) недостаточно, то механизмом поступательного перемещения дополнительно перемещают подвижную часть 2 (3) до участка, где несущей способности грунта достаточно. Когда труднопроходимый участок пройден (или трогание закончено), перемещение может осуществляться только за счет вращения движителей 12, 13 (одного или нескольких) от механизма привода вращения 7. Для повышения эффективности при перекатывании груз 20 можно перемещать на (или в сторону) части 2 (или 3), относительно которой в данный момент происходит поступательное перемещение другой части 3 (или 2). При этом перемещение груза 20 осуществляется по заранее подготовленным элементам, широко известным в технике (на чертеже не показаны), например, ролики (или шарики) по плоской поверхности, или ролики по направляющим. Сила трения, препятствующая перемещению груза 20 относительно транспортного средства 1, минимальна. Сила, препятствующая перекатыванию движителей 12, 13 (14, 15) по опорной поверхности (грунту) в случае разгрузки подвижных частей (перемещением груза на заторможенную часть) - минимальна. Для дальнейшего уменьшения силы, препятствующей перекатыванию, к перемещающейся части 2 (3) можно прикладывать силу (механизмом поступательного перемещения 4) под некоторым углом к опорной поверхности, за счет отклонения гидроцилиндра 6.

По объекту - способу, заключающемуся в повышении эффективности перемещения груза, за счет перемещения одной части транспортного средства относительно другой, хотя бы к одному движителю, хотя бы одной поступательно перемещающейся части передают вращение от привода механизма вращения. Причем плавно прикладывают крутящий момент хотя бы к движителю поступательно перемещающейся части транспортного средства таким образом, чтобы буксование было минимальным.

Таким образом, вышеизложенные сведения свидетельствует о выполнении при использовании заявленного изобретения следующей совокупности условий:

- средство предназначено для использования в транспортных средствах;

- средство, воплощающее заявленный объект, способно обеспечить достижение устраиваемого заявителем технического результата.

Следовательно, заявленное изобретение соответствует требованию "промышленная применимость" по действующему законодательству. В настоящее время разработано и изготовлено транспортное средство по предлагаемому способу.

Класс B62D57/00 Транспортные средства с движителями иными, чем обычные колеса или гусеницы, отдельно или дополнительно к колесам или гусеницам

движитель для снегохода -  патент 2523155 (20.07.2014)
движитель для снегохода -  патент 2523154 (20.07.2014)
шаговиброкат -  патент 2522215 (10.07.2014)
снегоход -  патент 2521157 (27.06.2014)
транспортное средство для движения по снегу -  патент 2521151 (27.06.2014)
способ перемещения снегохода -  патент 2521148 (27.06.2014)
шагающее транспортное средство -  патент 2516958 (20.05.2014)
шагающий движитель -  патент 2513348 (20.04.2014)
универсальное транспортное средство суперманевренности и суперпроходимости -  патент 2512055 (10.04.2014)
средство транспортное болотоходное -  патент 2511195 (10.04.2014)
Наверх