способ формирования компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости

Классы МПК:G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Раменское приборостроительное конструкторское бюро"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-07-05
публикация патента:

Способ может быть использован при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа. Для формирования компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости предварительно определяют угол истинного курса. При настройке гироскопа определяют погрешность гирокомпасирования при горизонтальном положении плоскости его осей чувствительности на заданных азимутальных углах в диапазоне 0 - 360o. На заданных азимутальных углах гироскоп наклоняют на заданные углы сначала по тангажу, а потом по крену и определяют при этом коэффициенты влияния на погрешность углов наклона. Погрешность гирокомпасирования в горизонтальном положении и коэффициенты влияния на погрешность гирокомпасирования углов наклона в зависимости от азимутального угла представляют в виде синусоидальных законов с постоянными составляющими, параметры которых находят на основе измеренных зависимостей. При операции гирокомпасирования компенсацию формируют в виде закона азимутального изменения погрешности гирокомпасирования в горизонтальном положении с учетом влияния наклона и использования в первом приближении вместо угла истинного азимута курсового угла. Обеспечивается повышение точности компенсации погрешности. 7 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

Формула изобретения

Способ формирования компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости, основанный на предварительном определении угла истинного курса, отличающийся тем, что при настройке гироскоп устанавливают на наклонно-поворотный стенд, задают известные азимутальные положения корпуса гироскопа в диапазоне 0-360o при горизонтальном положении плоскости его осей чувствительности, определяют погрешность гирокомпасирования на этих азимутальных углах, затем на разных известных азимутальных углах гироскоп наклоняют на известные углы сначала по тангажу при отсутствии угла крена, а потом по крену при отсутствии угла тангажа и определяют при этом коэффициенты влияния на погрешность углов наклона на известных азимутальных углах, после этого погрешность гирокомпасирования в горизонтальном положении и коэффициенты влияния на погрешность гирокомпасирования углов наклона по тангажу и крену в зависимости от азимутального угла представляют в виде синусоидальных законов с постоянными составляющими, параметры которых находят на основе измеренных зависимостей, а затем при операции гирокомпасирования компенсацию определяют по следующей формуле

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

где способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931 - угол истинного курса, определенный известным способом,

[a0+b0sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883930)] - погрешность гирокомпасирования в горизонтальном положении,

а0, b0, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883930 - параметры погрешности гирокомпасирования в горизонтальном положении,

[aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393)] - коэффициент влияния угла наклона по тангажу на погрешность гирокомпасирования,

av, bv, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - параметры коэффициента влияния наклона по тангажу на погрешность гирокомпасирования,

[aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393)] - коэффициент влияния угла наклона по крену на погрешность гирокомпасирования,

aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - параметры коэффициента влияния наклона по крену на погрешность гирокомпасирования,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - углы наклона по тангажу и крену.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области точного приборостроения, преимущественно гироскопического, и может быть использовано при создании гирокомпасов и курсоуказывающих устройств аналитического типа.

Известен способ компенсации скорости дрейфа гироскопа при определении истинного курса с помощью гироскопического датчика угловой скорости (см., например, книгу Б.Н. Назарова и Г.А. Хлебникова "Гиростабилизаторы ракет", М. , 1975, cтp.193-196), согласно которому при гирокомпасировании гироскоп, измерительная ось которого расположена в плоскости горизонта, поворачивают на разные азимутальные углы и снимают на этих углах показания с гироскопа в виде электрического напряжения с эталонного сопротивления, стоящего в цепи обратной связи.

Вследствие того, что ряд моментов гироскопа, не связанный с его корпусом, меняет знак при разворотах его в азимуте, разработаны известные методы, которые позволяют выполнить автокомпенсацию части вредных моментов. Однако эти известные методы автокомпенсации не позволяют полностью исключить погрешность определения курса от дрейфа гироскопа, а также от других источников, например, невыставки осей чувствительности гироскопа в горизонт.

За прототип взят способ аналитической компенсации вредных составляющих угловых скоростей при определении истинного курса с применением гироскопического датчика угловой скорости (см. статью V. L. Budkin, S.P. Redkin "Gyrocompassing on a Movable Object by Means of Angular Rate Sensor on the Basis of Dynamically Tuned Gyro". Second International Symposium on Inertial Technology in Beijing. Beijing, China, October, 1998, pp. 143-151).

В этом способе при гирокомпасировании с применением двухканального гироскопического датчика угловой скорости на наклонном объекте применяют метод аналитической компенсации вредных составляющих угловых скоростей. При гирокомпасировании в условиях наклонного объекта из показаний гироскопического датчика угловой скорости выделяют проекции горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли на горизонтальные оси, являющиеся проекциями осей, связанных с объектом. В известном способе азимутальный угол неподвижного наклонного объекта определяют с помощью выражения

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

где

U11, U12 - напряжения с эталонных сопротивлений гироскопа соответственно по первому и второму каналам,

Кн11, Кн12 - крутизна гироскопа по напряжению по первому и второму каналам,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - угловая скорость вращения Земли,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - широта местоположения объекта,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - углы наклона плоскости осей чувствительности гироскопа соответственно по тангажу и крену,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1ду, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1дх - дрейф гироскопа соответственно по первому и второму каналам.

В известном способе при гирокомпасировании аналитически компенсируют в показаниях гироскопа U11, U12 составляющие, обусловленные дрейфом гироскопа способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1ду, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1дх, вертикальной составляющей угловой скорости вращения Земли способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sinспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393.

При точной компенсации выражение (1) можно представить в виде

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = arctg[способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393cosспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sinспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393cosспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393cosспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393)-1]. (2)

Числитель выражения (2) представляет из себя проекцию горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли на одну из горизонтальных осей, являющихся проекциями осей, связанных с объектом, а знаменатель - проекцией горизонтальной составляющей угловой скорости вращения Земли на другую ось. Как видно из выражения (2), отношение этих проекций является тангенсом искомого азимутального угла.

Однако, в известном способе компенсация производится с погрешностями, которые обусловлены ошибками задания и измерения: крутизны гироскопа по напряжению, широты местоположения, углов тангажа и крена, модели дрейфа гироскопа, напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа.

Выражение для погрешности гирокомпасирования вследствие неточной аналитической компенсации вредных составляющих угловых скоростей при применении датчика угловой скорости на основе динамически настраиваемого гироскопа можно представить в виде

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

где

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

Kн11 способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393Kн11, Kн12, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393Kн12 - крутизна гироскопа по напряжению и погрешность ее задания по первому и второму каналам,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1ду, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1ду, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1дх, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1дх - скорость дрейфа гироскопа и погрешность ее задания по первому и второму каналам,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - угловая скорость вращения Земли,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - широта местоположения и погрешность ее задания при компенсации,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - угол наклона объекта по тангажу и погрешность его задания при компенсации,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - угол наклона объекта по крену и погрешность его задания при компенсации,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393U11, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393U12 - погрешность измерения напряжений на эталонных сопротивлениях гироскопа.

В соответствии с выражением (2) была рассчитана погрешность определения курса в известном способе при следующих параметрах:

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393U11 = способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393U12 =0,15 мВ, Кн11н12=3,5способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 218839310-71/с мВ, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393Kн11 = способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393Kн12 =3,5способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 218839310-101/с мВ,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1дх = способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1ду =1 град/час, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1дх = способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393г1ду =0,05 град/час, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0,017 град,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 55,5способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 0,05способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 30способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 15 градус/час.

На фиг. 1 показана теоретическая зависимость погрешности определения истинного курса известным способом при этих параметрах.

Таким образом, из зависимости 1, представленной на фиг.1, следует, что при известном способе компенсации вредных составляющих угловых скоростей, имеет место существенная погрешность гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости. Эта погрешность обусловлена параметрами гироскопа и ошибками их задания при компенсации, углами наклона объекта и ошибками их задания при компенсации, угловой скоростью Земли, широтой местоположения и ошибкой ее задания, погрешностью измерения напряжений с эталонных сопротивлений гироскопа. При этом погрешность определения курса при неточной компенсации имеет колебательный характер в зависимости от курсового угла. Расчетная амплитуда изменения систематической погрешности гирокомпасирования вследствие неточной компенсации составила 0,5 град.

Техническим результатом, который может быть получен при осуществлении настоящего изобретения, является повышение точности алгоритмической компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости.

Технический результат достигается тем, что с использованием известного способа формирования компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости предварительно определяют угол истинного курса, а при настройке гироскоп устанавливают на наклонно-поворотный стенд, задают известные азимутальные положения корпуса гироскопа в диапазоне от 0 до 360 градусов при горизонтальном положении плоскостей чувствительности, определяют погрешность гирокомпасирования на этих азимутальных углах, затем на разных известных азимутальных углах гироскоп наклоняют на известные углы сначала по тангажу при отсутствии угла крена, а потом по крену при отсутствии угла тангажа и определяют при этом коэффициенты влияния на погрешность углов наклона на известных азимутальных углах, после этого погрешность гирокомпасирования в горизонтальном положении и коэффициенты влияния на погрешность гирокомпасирования углов наклона по тангажу и крену в зависимости от азимутального угла представляют в виде синусоидальных законов с постоянными составляющими, параметры которых находят на основе измеренных зависимостей, а затем при операции гирокомпасирования компенсацию определяют по следующей формуле

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

где

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931 - угол истинного курса, определенный известным способом,

[a0+b0sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883930)] - погрешность гирокомпасирования в горизонтальном положении,

a0, b0, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883930 - параметры погрешности гирокомпасирования в горизонтальном положении,

[aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393)] - коэффициент влияния угла наклона по тангажу на погрешность гирокомпасирования,

aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393,bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - параметры коэффициента влияния наклона по тангажу на погрешность гирокомпасирования,

[aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393)] - коэффициент влияния угла наклона по крену на погрешность гирокомпасирования,

aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - параметры коэффициента влияния наклона по крену на погрешность гирокомпасирования,

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 - углы наклона по тангажу и крену.

На фиг. 2 представлена экспериментальная зависимость погрешности гирокомпасирования способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 218839310 с применением динамически настраиваемого гироскопа ГВК-6 при использовании известного способа компенсации в зависимости от азимутального угла способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 при горизонтальном расположении его осей чувствительности. Эту зависимость можно аппроксимировать в виде синусоидального закона с постоянной составляющей в следующем виде

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 218839310 = a0+b0sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883930), (5)

где

а0=0,15 град, b0=0,95 град, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883930 =80,1 град.

На фиг.3 показаны экспериментальные зависимости 1-8 погрешностей гирокомпасирования способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 соответственно для азимутальных углов способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 градусов при наклонах по тангажу в случае применения известного способа компенсации погрешности гирокомпасирования. Эти погрешности при разных показаниях можно аппроксимировать линейными функциями, тангенс угла наклона которых будет характеризовать коэффициенты влияния наклона по тангажу на погрешность гирокомпасирования.

На фиг.4 показана экспериментальная зависимость коэффициента влияния кспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 от азимутального угла на погрешность гирокомпасирования при наклоне по тангажу с применением известного способа формирования компенсации. Эту зависимость можно аппроксимировать синусоидальным законом с постоянной составляющей в следующем виде

кспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393), (6)

где

aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = -0,025, bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 0,048, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 76,7способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393.

На фиг.5 показаны экспериментальные зависимости 1-8 погрешности гирокомпасирования способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 соответственно для азимутальных углов способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 градусов при наклонах по крену в случае применения известного способа компенсации погрешности гирокомпасирования. Эти погрешности при разных азимутальных углах можно аппроксимировать линейными функциями, тангенс угла наклона которых будет характеризовать коэффициенты влияния наклона по крену на погрешность гирокомпасирования.

На фиг.6 показана экспериментальная зависимость от азимутального угла способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 коэффициента влияния кспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 наклона по крену на погрешность гирокомпасирования при применении известного способа формирования компенсации. Эту зависимость можно аппроксимировать синусоидальным законом с постоянной составляющей в следующем виде

кспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+dспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393sin(способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393+способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393), (7)

где aспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =-0,01, bспособ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0,17, способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =11,9 град.

При гирокомпасировании с применением датчика угловой скорости предлагается формировать компенсацию погрешностей в виде закона (5) изменения погрешности в известном способе при горизонтальном положении осей чувствительности гироскопа с учетом коэффициентов влияния на погрешность углов наклона по тангажу (6) и крену (7).

Тогда предлагаемую компенсацию можно определить в виде

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

В связи с тем, что при гирокомпасировании точное значение азимутального угла способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 не известно, то вместо него в первом приближении можно использовать угол истинного курса способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931, определенный с применением известного способа. Для погрешности гирокомпасирования несколько градусов такая замена не вызовет существенных изменений в законе предлагаемой компенсации. С учетом этого, заменив в выражении (8) способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 на способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 21883931, получим

способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393

Таким образом, предлагаемый способ формирования компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости имеет следующие отличия от известного способа:

- в операции предварительной настройки определяют остаточную погрешность гирокомпасирования при применении известного способа в горизонтальном положении осей чувствительности гироскопа и находят коэффициенты влияния на погрешность углов наклона по тангажу и крену в диапазоне азимутальных углов от 0 до 360 градусов;

- в операции гирокомпасирования аналитически представляют остаточную погрешность гирокомпасирования после применения компенсации по известному способу в виде новой формульной зависимости.

На фиг. 1, показана теоретическая зависимость погрешности определения истинного курса известным способом.

На фиг. 2 представлена экспериментальная зависимость погрешности гирокомпасирования с применением динамически настраиваемого гироскопа при горизонтальном расположении его осей чувствительности с использованием известного способа компенсации.

На фиг. 3 показаны экспериментальные зависимости погрешностей гирокомпасирования на разных азимутальных углах при наклоне по тангажу с применением известного способа.

На фиг. 4 показана экспериментальная зависимость от азимутального угла коэффициента влияния на погрешность гирокомпасирования наклона по тангажу с применением известного способа.

На фиг. 5 показаны экспериментальные зависимости погрешностей гирокомпасирования на разных азимутальных углах при наклоне по крену с применением известного способа.

На фиг. 6 показана экспериментальная зависимость от азимутального угла коэффициента влияния на погрешность гирокомпасирования наклона по крену с применением известного способа.

На фиг. 7 показаны экспериментальные зависимости от азимутального угла погрешностей гирокомпасирования при наклоне по тангажу и крену с применением известного и предлагаемого способов.

Проводилась экспериментальная сравнительная оценка погрешности гирокомпасирования с помощью гироскопического датчика угловой скорости с использованием известного и предлагаемого способов.

Экспериментальные исследования проводились с применением датчика угловой скорости на основе динамически настраиваемого гироскопа ГВК-6. Динамически настраиваемый гироскоп устанавливался на платформу наклонно-поворотного стенда, с помощью которого осуществлялся поворот гироскопа в азимуте и наклон по крену и тангажу. Определялись коэффициенты модели дрейфа гироскопа. Модель дрейфа учитывала составляющие, не зависящие от ускорения и зависящие от ускорения в первой степени.

С использованием модели дрейфа реализовывался известный способ компенсации погрешности.

В горизонтальном положении осей чувствительности гироскопа с помощью стенда задавались известные азимутальные углы способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 градусов с точностью 10 угл. сек. Определялись погрешности гирокомпасирования с применением известного способа, которые представлялись в виде аналитического выражения (5).

На азимутальных углах способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 град гироскоп наклонялся по тангажу на углы способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0, 10, 20, 30 градусов с точностью 10 угл. сек. На основе полученных экспериментальных данных определялся коэффициент влияния наклона по тангажу на погрешность гирокомпасирования на разных азимутальных углах. Коэффициент влияния наклона по тангажу на погрешность гирокомпасирования на разных азимутальных углах представлялся в виде аналитического выражения (6).

На азимутальных углах способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315 град гироскоп наклонялся по крену на углы способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0, 10, 20, 30 градусов с точностью 10 угл. сек. На основе полученных экспериментальных данных определяют коэффициент влияния наклона по крену на погрешность гирокомпасирования на разных азимутальных углах. Коэффициент влияния наклона по крену на погрешность гирокомпасирования на разных азимутальных углах представлялся в виде аналитического выражения (7).

При гирокомпасировании в первом приближении в качестве азимутального угла использовались значения курсовых углов, полученные с применением известного способа и компенсация формировалась с использованием зависимости (9).

Гироскопу задавались углы наклона по тангажу и крену способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 = 10способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 и на азимутальных углах способ формирования компенсации погрешности   гирокомпасирования с применением гироскопического датчика   угловой скорости, патент № 2188393 =0, 45, 90, 135, 180, 225, 270, 315o определялись погрешности гирокомпасирования с применением известного и предлагаемого способов.

Погрешность гирокомпасирования определялась как разность известных задаваемых азимутальных углов и измеренных.

На фиг. 7 показаны экспериментальные зависимости от азимутального угла погрешностей гирокомпасирования при наклоне по тангажу и крену с применением известного 1 и предлагаемого 2 способов.

Из зависимостей, представленных на фиг.7, видно, что применение предлагаемого способа позволяет существенно повысить точность гирокомпасирования. Так амплитуда погрешности гирокомпасирования с применением известного способа в диапазоне азимутальных углов от 0 до 360 градусов составила 2,8 град, а при использовании предлагаемого способа амплитуда погрешности не превысила 0,6 град.

Таким образом, в проведенных сравнительных экспериментальных испытаниях погрешность гирокомпасирования уменьшилась в 4,5 раза при использовании предлагаемого способа.

Использование предлагаемого способа формирования компенсации погрешности гирокомпасирования с применением гироскопического датчика угловой скорости обеспечивает по сравнению с известными способами повышение точности гирокомпасирования, что расширяет области использования гирокомпасных устройств на его основе. Применение предлагаемого способа позволяет проводить начальную выставку по курсу бесплатформенных инерциальных систем, создавать двухрежимные приборы курса для наземных объектов, определяющих курс при остановках и сохраняющих его при движении.

Класс G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 

способ повышения точности бесплатформенной инерциальной системы ориентации на основе трехосных волоконно-оптических гироскопов с одним общим источником излучения -  патент 2502048 (20.12.2013)
бесплатформенная инерциальная курсовертикаль на чувствительных элементах средней точности -  патент 2487318 (10.07.2013)
блок ориентации пилотажно-навигационного комплекса -  патент 2467288 (20.11.2012)
способ определения местоположения наземных подвижных объектов -  патент 2445576 (20.03.2012)
способ определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира -  патент 2367909 (20.09.2009)
способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем спутниковых радионавигационных систем -  патент 2361231 (10.07.2009)
гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии в океане на подвижном объекте -  патент 2348009 (27.02.2009)
навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд -  патент 2321828 (10.04.2008)
способ выставки осей подвижного объекта -  патент 2320963 (27.03.2008)
способ определения навигационных параметров летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2313067 (20.12.2007)
Наверх