роторная машина

Классы МПК:F04C2/113 с роликами на внутреннем элементе, взаимозацепляющимися с внешним элементом
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Смертин Александр Спиридонович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-04-24
публикация патента:

Роторная машина предназначена для использования в качестве гидропривода, насоса, компрессора, детандера в машиностроении, нефтяной, химической и других отраслях промышленности. Роторная машина содержит корпус, ротор с лопастями, межроликовые камеры, синхронизирующие шестерни. Ротор выполнен в виде цилиндрической обечайки с лопастями на внутренней поверхности и торцовых крышек, одна из которых запрессована на вал роторной машины, другая опирается на подшипник. Внутри обечайки размещен сердечник с выборками для размещения роликов-разделителей, подшипников, валов синхронизирующих шестерен, каналов ввода и вывода рабочей среды. Межроликовые камеры образованы между сердечником, обечайкой и роликами-разделителями. Одна из торцевых крышек выполнена в виде колеса ротора радиального типа, а сердечник запрессован на центральный неподвижный стержень. Одна часть стержня выполнена полой и полый конец стержня закреплен в торцевой крышке роторной машины, другой сплошной конец опирается в другой торцевой крышке на подшипник, расположенный внутри полого вала. В полой части стержня, запрессованной в сердечник, выполнены выборки, соединяющие внутреннюю полость центрального стержня с каналами вывода рабочей среды из межроликовых камер, при этом полая часть стержня является каналом вывода рабочей среды из роторной машины. Увеличивается удельная мощность машины. 2 з.п.ф-лы, 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

1. Роторная машина, содержащая корпус, внутри которого размещены ротор, выполненный в виде цилиндрической обечайки с лопастями на внутренней поверхности и торцевой крышки, запрессованной на вал роторной машины, межроликовые камеры, внутри обечайки размещен сердечник сборной конструкции, в котором выполнены выборки для размещения роликов-разделителей, подшипников, валов, шестерен, синхронизирующих вращение роликов разделителей и ротора, каналов ввода и вывода рабочей среды, отличающаяся тем, что межроликовые камеры образованы между сердечником, обечайкой и роликами-разделителями, цилиндрическая обечайка включает другую торцевую крышку, опирающуюся на подшипник, одна из торцевых крышек обечайки выполнена в виде колеса ротора радиального типа, а сердечник запрессован на центральный неподвижный стержень сборной конструкции, при этом одна часть стержня выполнена полой и полый конец стержня закреплен в торцевой крышке роторной машины, другой сплошной конец опирается в другой торцевой крышке на подшипник, расположенный внутри полого вала машины, причем в полой части центрального стержня, запрессованной в сердечник, выполнены выборки, соединяющие внутреннюю полость центрального стержня с каналами вывода рабочей среды из межроликовых камер, при этом полая часть стержня является каналом вывода рабочей среды из роторной машины.

2. Машина по п.1, отличающаяся тем, что количество роликов-разделителей при одиночном расположении составляет от 1 до 4, при попарном расположении - от 2 до 8, при этом при количестве роликов-разделителей более одного при одиночном расположении и более одной пары роликов-разделителей при попарном расположении ролики-разделители размещены в сердечнике на равных угловых расстояниях один от другого, причем количество пар каналов вывода и ввода рабочей среды из межроликовых камер равно количеству роликов-разделителей при одиночном расположении и количеству пар роликов-разделителей при попарном расположении.

3. Машина по п.1, отличающаяся тем, что лопасти обечайки и канавки роликов-разделителей имеют эвольвентный профиль.

Описание изобретения к патенту

Роторная машина относится к гидравлическим и пневматическим машинам и предназначена для использования в качестве гидропривода, насоса, компрессора, детандера в машиностроении, нефтяной, химической и других отраслях промышленности.

Известно устройство "Роликолопастная гидромашина" (А.С. 1613685, МПК F 04 С 2/08, 1986), содержащая корпус, в цилиндрических расточках которого размещены с образованием больших и малых межроликовых камер ротор с лопастями и ролики-разделители, причем ротор установлен в подшипниковых опорах и кинематически соединен через синхронизирующие шестерни с роликами-разделителями, а большие и малые межроликовые камеры соединены попарно каналами гидравлической разгрузки, которые выполнены в корпусе.

Недостатком данного устройства являются большие габариты и масса, что препятствует внедрению роликолопастной машины вместо шестеренных и поршневых насосов и гидроприводов.

Повышенные габариты и масса роликолопостной машины связана с тем, что ролики-разделители расположены по внешней поверхности ротора (А.С. 1613685, МПК F 04 С 2/08, 1986, фиг.1, 2) непосредственно в цилиндрической части корпуса. Из-за такого расположения роликов-разделителей увеличивается диаметр цилиндрической части корпуса и толщина стенки корпуса, а следовательно, и масса роликолопастной гидромашины.

Известна роликолопастная гидромашина (заявка 98113035, 27.03.2000), принятая за ближайший аналог, содержащая корпус, внутри которого размещены ротор, выполненный в виде цилиндрической обечайки с лопастями на внутренней поверхности и торцевой крышки, запрессованной на вал роторной машины, межроликовые камеры, внутри обечайки размещен сердечник сборной конструкции, в котором выполнены выборки для размещения роликов-разделителей, подшипников, валов, шестерен, синхронизирующих вращение роликов-разделителей и роторов каналов ввода и вывода рабочей среды.

Недостатком данной конструкции является то, что сердечник крепится к торцевой крышке гидромашины, что ограничивает длину сердечника, а следовательно, габариты сердечника и в целом гидромашины. Данное ограничение сужает возможности увеличения мощности машины и области ее применения.

Техническая задача изобретения - создание машины с большей мощностью и расширение диапазона использования решается путем создания машины с сердечником, не имеющим связи с торцевой крышкой машины.

Для решения этой задачи в роторной машине, содержащей корпус, внутри которого размещены ротор, выполненный в виде цилиндрической обечайки с лопастями на внутренней поверхности и торцевой крышки, запрессованной на вал роторной машины, межроликовые камеры, внутри обечайки размещен сердечник сборной конструкции, в котором выполнены выборки для размещения роликов-разделителей, подшипников, валов, шестерен, синхронизирующих вращение роликов-разделителей и ротора, каналов ввода и вывода рабочей среды, при этом межроликовые камеры образованы между сердечником, обечайкой и роликами-разделителями, цилиндрическая обечайка включает другую торцевую крышку, опирающуюся на подшипник. Одна из торцевых крышек обечайки выполнена в виде колеса ротора радиального типа, а сердечник запрессован на центральный неподвижный стержень сборной конструкции, при этом одна часть стержня выполнена полой и полый конец стержня закреплен на торцевой крышке роторной машины, другой сплошной конец опирается в другой торцевой крышке на подшипник, расположенный внутри полого вала машины, причем в полой части центрального стержня, запрессованной в сердечник, выполнены выборки, соединяющие внутреннюю полость центрального стержня с каналами вывода рабочей среды из межроликовых камер, при этом полая часть стержня является каналом вывода рабочей среды из роторной машины.

Кроме того, количество роликов-разделителей в роторной машине при одиночном расположении составляет от 1 до 4, при попарном расположении - от 2 до 8, при количестве роликов-разделителей более одного при одиночном расположении и более одной пары роликов-разделителей при попарном расположении, ролики-разделители размещены в сердечнике на равных угловых расстояниях один от другого, причем количество пар каналов ввода и вывода рабочей среды из межроликовых камер равно количеству роликов-разделителей при одиночном расположении и количеству пар роликов-разделителей при попарном расположении. Кроме этого, лопасти обечайки и канавки роликов-разделителей имеют эвольвентный профиль.

За счет указанных выше технических решений и в первую очередь за счет более эффективного ротора, представляющего собой комбинацию двух роторов: роликолопастного и радиального, при их осуществлении роторная машина будет иметь по сравнению с прототипом больше удельную мощность до 25%.

Кроме того, расширяется диапазон области применения роторной машины, которая может применяться в качестве компрессора для сжатия газов, компрессора для выработки холода.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежами.

На фиг.1 изображена роторная машина, продольный разрез А-А фиг.2.

На фиг.2 изображен поперечный разрез Б-Б фиг.1.

На фиг.3 - 6 изображены варианты размещения роликов-разделителей.

На фиг. 7 - 10 изображены варианты размещения роликов-разделителей в сердечнике в поперечном разрезе при попарном расположении роликов-разделителей. Изображения на фиг.3 - 10 выполнены условно без привязки к чертежам фиг.1, 2.

Роторная машина содержит корпус 1 с торцевыми крышками 2, 3, внутри которого размещен ротор, выполненный в виде цилиндрической обечайки 4 с лопастями 5 на внутренней поверхности и торцевыми крышками 6, 7. Торцевая крышка 6 запрессована на вал 10.1 роторной машины. Вал роторной машины сборный и состоит из полой части 10.1 и сплошной части 10.2, запрессованной в полую часть 10.1. Торцевая крышка 7 опирается на подшипник 22. Внутри обечайки 4 размещен сердечник 9 сборной конструкции, в котором выполнены выборки для размещения роликов-разделителей 17, валов синхронизирующих шестерен 19, 20, 21, каналов ввода 14 и вывода 15 рабочей среды. При этом между сердечником 9, обечайкой 4 и роликами-разделителями 17 образованы межроликовые камеры 23.

Шестерня 19 является ведущей, так как связана непосредственно с торцевой крышкой 6, запрессованной на вал 10.1 роторной машины. Шестерня 19 через промежуточную шестерню 20 связана с шестерней 21 ролика-разделителя 17. Промежуточная шестерня 20 обеспечивает необходимое направление вращения ролика-разделителя 17. Вместе шестерни 19, 20, 21 обеспечивают синхронизацию вращения обечайки 4 и роликов-разделителей 17. Торцевая крышка 7 обечайки 4 выполнена в виде колеса ротора радиального типа с лопастями 8, а сердечник 9 запрессован на центральный неподвижный стержень 11.1 и 11.2 сборной конструкции. Часть стержня выполнена полой 11.2 и в полую часть частично запрессована сплошная часть 11.1. Полый конец стержня 11.2 закреплен в торцевой крышке 3 роторной машины. Конец сплошного стержня опирается в торцевой крышке 2 на подшипник 22, расположенный внутри полого вала 10.1 машины. В полой части стержня 11.2, запрессованной в сердечник 9, выполнены выборки 11.3, соединяющие внутреннюю полость стержня 11.2 с каналами вывода 15 рабочей среды из межроликовых камер 23 через переходную камеру 12.

Полая часть стержня 11.2 одновременно выполняет несколько функций:

- служит опорой для сердечника 9,

- служит опорой для подшипника 22, на который опирается торцевая крышка 7 обечайки 4;

- служит каналом вывода рабочей среды из роторной машины.

Ролик-разделитель 17 может иметь одну или несколько канавок 18, чаще две канавки, глубина и длина канавки 18 равна соответственно высоте и длине лопасти 5 обечайки 4, при этом лопасть 5 и канавка 18 имеют эвольвентный профиль.

Расположение и количество роликов-разделителей 17 в сердечнике 9 выбирается в зависимости от конкретного назначения роторной машины. При одиночном расположении количество роликов-разделителей составляет от 1 до 4 (фиг.3, 4, 5, 6), при попарном расположении от 2 до 8 (фиг.7, 8, 9, 10), при этом при количестве роликов-разделителей 17 более одного при одиночном расположении (фиг.4, 5, 6) и более одной пары при попарном расположении (фиг.8, 9, 10) ролики-разделители 17 размещены в сердечнике 9 на равных угловых расстояниях один от другого. Количество пар каналов ввода 14, вывода 15 рабочей среды из межроликовых камер 23 равно количеству роликов-разделителей 17 при одиночном расположении и количеству пар роликов-разделителей 17 при попарном расположении.

Для предотвращения утечки рабочей среды из межроликовых камер 23 установлены уплотнения 24. Для ввода рабочей среды в корпус 1 роторной машины имеется канал 13 в торцевой крышке 3 роторной машины.

Разберем работу роторной машины в качестве компрессора для сжатия воздуха.

При вращении вала 10.2, 10.1 по часовой стрелке вращается торцевая крышка ротора, которая приводит во вращение обечайку 4 и торцевую крышку 7. Одновременно приводятся во вращение синхронизирующие шестерни 19, 20,21 и ролики-разделители 17. Торцевая крышка выполнена в виде колеса радиального типа. Лопасти 8 торцевой крышки 7, вращаясь, всасывают воздух через канал 13 и одновременно производят наддув воздуха в каналы ввода 14 сердечника 9 и далее - в межроликовые камеры 23. Лопасть 5 обечайки 4, вращаясь, сжимает воздух и выталкивает в канал 15 вывода из межроликовой камеры. Далее лопасть 5 проходит через канавку 18 ролика-разделителя 17, переходит снова в межроликовую камеру 23 и цикл повторяется. Ролики-разделители 17 вращаются синхронно с вращением обечайки 4 за счет работы синхронизирующих шестерен 19, 20, 21. Сжатый воздух из канала 15 поступает в переходную камеру 12 и через выборки 11.3 - во внутреннюю полость центрального неподвижного стержня 11.2, которая служит каналом вывода сжатого воздуха из роторной машины.

В зависимости от перекачиваемой рабочей среды подбирается конструкция колеса радиального типа, которым является торцевая крышка 7 ротора.

При использовании роторной машины в качестве детандера гидропривода каналы 11.2; 15 являются каналами ввода рабочей среды, а каналы 14, 13 - каналами вывода рабочей среды.

Наверх