способ коррекции гирокомпаса

Классы МПК:G01C19/38 осуществляющие поиск направления на север с помощью немагнитных средств, например гирокомпасы 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Пермская научно- производственная приборостроительная компания
Приоритеты:
подача заявки:
2001-04-16
публикация патента:

Изобретение относится к области навигационного приборостроения и может быть использовано для определения и компенсации основных погрешностей гирокомпасов. Способ коррекции гирокомпаса включает запуск гирокомпаса и выдержку в течение времени, сравнение курса гирокомпаса с истинным курсом стенда, формирование поправки разности курсов и смещение выходного курса на величину поправки. Перед запуском гирокомпаса разворачивают платформу гирокомпаса вокруг вертикальной оси, при этом ось чувствительности гирокомпаса направлена на север. Включают режим гироазимута и измеряют ток в вертикальном датчике момента. Вновь разворачивают платформу гирокомпаса вокруг вертикальной оси, при этом ось чувствительности гирокомпаса направлена на юг. Включают режим гироазимута и операцию измерения тока в вертикальном датчике момента повторяют. Токи в вертикальном датчике момента пропорциональны угловым скоростям способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1, и способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2, управления гирокомпасом вокруг горизонтальной оси. Вычисляют дрейф вокруг восточной оси по формуле P = 0,5(способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1-способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2). Формируют компенсационную поправку по току по формуле Ip=-РН/Kдм, где Kдмспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074см/а] - передаточный коэффициент датчика момента по току, Н[гспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074смспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074с] - кинетический момент гироскопа. Подают ток Ip на вертикальный датчик момента гироскопа. Технический результат состоит в повышении точности гирокомпаса. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ коррекции гирокомпаса, включающий запуск гирокомпаса и его выдержку в течение времени, необходимого для достижения установившегося теплового и электрического состояния, сравнение курса гирокомпаса с истинным курсом стенда, формирование поправки, равной разности курсов, и смещение выходного курса гирокомпаса на величину поправки, отличающийся тем, что, с целью повышения точности за счет определения и компенсации основных погрешностей гироскопа, перед указанными операциями дополнительно разворачивают платформу гирокомпаса вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности была направлена на север, затем включают режим гироазимута и измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный угловой скорости управления гирокомпасом вокруг горизонтальной оси способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1, затем вновь разворачивают платформу гирокомпаса вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности гирокомпаса была направлена на юг, включают режим гироазимута и вновь измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный скорости управления способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2, вычисляют дрейф вокруг восточной оси по формуле P = 0,5(способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1+способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2), формируют компенсационную поправку к току по формуле

Ip=-РН/Kдм,

где Kдмспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074см/а] - передаточный коэффициент датчика момента по току;

Н[гспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074смспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074с] - кинетический момент гироскопа,

и подают ток Ip на вертикальный датчик момента гироскопа.

Описание изобретения к патенту

Способ относится к области навигационного приборостроения и может быть использован для определения и компенсации основных погрешностей двухрежимных одногироскопных курсоуказателей - гирокомпасов (ГК).

Известен способ коррекции ГК, заключающийся в запуске ГК, выдержке его в течение времени, необходимого для достижения устойчивого теплового и электрического состояния, сравнении курса ГК с истинным курсом стенда или полученным, например, методом пеленгования известного ориентира, формировании поправки, равной разности курсов, и добавлении ее к выходному курсу ГК [см. Коган В.М., Чичинадзе М.В. Судовой гироазимуткомпас "Вега". М.: Транспорт, 1983, с.87, 100].

Недостатком способа является возникновение дополнительных погрешностей при изменении широты места плавания.

Как известно, погрешность ГК способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074К в определении истинного курса зависит от основных ее источников: дрейфа вокруг восточной оси Р и невыставки способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 в соответствии с выражением:

способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074

где U - скорость Земли,

способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 - широта места.

Невыставка способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 в соответствии с фиг.1 - это угол между поперечной осью корпуса ГК ХП и осью чувствительности гироскопа Х (ось Х перпендикулярна кинетическому моменту гироскопа способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074) в заарретированном нулевом положении, когда сигнал с курсового датчика угла, измеряющего угол поворота между корпусом 3 и платформой 1, равен нулю. Заарретированное нулевое положение получают при регулировке, механически связывая платформу и корпус ГК и выставляя сигнал курсового датчика угла в ноль.

При использовании способа-прототипа к курсу добавляется постоянная поправка способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074, определенная при регулировке и зависящая от широты места регулировки способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074ст и поэтому обуславливающая дополнительную погрешность определения курса, которая имеет вид:

способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074

Величина (secспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074-secспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074ст) для объектов, плавающих в широтах способ коррекции гирокомпаса, патент № 218707470o, может достигать 1 и значение дополнительной погрешности при реальных для современных компасов дрейфах P=0,1способ коррекции гирокомпаса, патент № 21870740,2[o/ч] может достигать нескольких градусов.

В случае, когда поправка способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Кст пересчитывается к дрейфу по формуле Pст = способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Kстспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Ucosспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 = P+способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Ucosспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074ст и добавляется к сигналу управления скоростью гироскопа вокруг восточной оси, дополнительная погрешность гироскопа будет иметь вид

способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074

Величина способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 для указанных районов плавания может достигать значения 2 и значение дополнительной погрешности при реальных для современных компасов значениях невыставок способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074=0,5oспособ коррекции гирокомпаса, патент № 21870741,5o может достигать нескольких градусов.

Первый из указанных способов используется при регулировке на предприятии-изготовителе, второй - на объектах при эксплуатации, при существенном изменении поправки за счет изменения дрейфа Р. Как показано выше, отсутствие компенсации на заводе-изготовителе практически не меняющейся величины невыставки способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 не позволяет повысить точность ГК ни в случае применения первого, ни в случае применения второго способа.

Целью изобретения является повышение точности ГК за счет определения и компенсации основных погрешностей гироскопа.

Поставленная цель достигается тем, что в способе коррекции ГК-прототипе, включающем запуск ГК и выдержку в течение времени, необходимого для достижения установившегося теплового и электрического состояния, сравнение курса ГК с истинным курсом стенда, формирование поправки равной разности курсов и смещение выходного курса ГК на величину поправки, дополнительно перед указанными операциями разворачивают платформу ГК вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности ГК была направлена на север, затем включают режим гироазимута и измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный угловой скорости управления гирокомпасом вокруг горизонтальной оси способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1, затем вновь разворачивают платформу ГК вокруг вертикальной оси так, чтобы горизонтальная ось чувствительности ГК была направлена на юг, включают режим гироазимута и вновь измеряют ток в вертикальном датчике момента, пропорциональный скорости управления способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2, вычисляют дрейф вокруг восточной оси по формуле

P=0,5(способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1+способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2).

Формируют компенсационную поправку по току по формуле:

Iр=-РН/Кдм,

где Кдмспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074см/а] - передаточный коэффициент датчика момента по току;

Н[гспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074смспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074с] - кинетический момент гироскопа;

и подают ток Iр на вертикальный датчик момента гироскопа.

Теоретическое обоснование способа заключается в следующем. После разворота платформы гирокомпаса на курс 90o и включения режима гироазимута в установившемся режиме скорость управления вокруг горизонтальной оси способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г, пропорциональная току в вертикальном датчике момента, будет определяться выражением способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1 = Ucosспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074+P.

После разворота платформы гирокомпаса на курс 270o эта скорость будет определяться выражением способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2 = -Ucosспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074+P. Эти выражения могут быть получены после измерения токов в вертикальном датчике момента гироскопа или пропорциональных ему скоростей управления способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1 и способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2. Тогда значения восточного дрейфа гирокомпаса вычисляются исходя из полученных измерений Р=0,5(способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1+способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2).

Значение компенсационной поправки к току определяется выражением:

Iр=-PH/Кдм,

где Kдмспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074см/а] - передаточный коэффициент датчика момента по току;

Н[гспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074смспособ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074с] - кинетический момент гироскопа.

После добавления компенсационного тока, пропорционального вычисленному восточному дрейфу, к току управления вертикальным датчиком момента восточный дрейф гироскопа будет скомпенсирован и после включения режима гирокомпаса его погрешность в соответствии с выражением (1) будет определяться только невыставкой способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074: способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074K = способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074.

Зная истинный курс гирокомпаса и сравнивая его с вырабатываемым, вычисляем поправку к показаниям датчика курса

способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074

Установка платформы ГК на румбы 90o и 270o может осуществляться либо вручную, либо подачей большого тока в горизонтальный датчик момента ГК, либо подачей слабого сигнала в усилитель следящей азимутальной системы ГК.

Для определения сигналов способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г1, способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074Г2 с погрешностью 0,005o/ч достаточно установить платформу ГК на курсы 90o и 270o с погрешностью 1oспособ коррекции гирокомпаса, патент № 21870742o. Поправка к курсу способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074К может либо добавляться к выходному сигналу датчика курса, либо смещать его сигнал путем дополнительного поворота ротора датчика относительно его статора в заарретированном нулевом положении на угол, при котором сигнал с датчика курса равен способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 Предложенный способ может быть реализован, например, в конструкции гирокомпаса, структура которого представлена на фиг.2.

Гирокомпас содержит:

- платформу 1;

- гироскоп 2;

- вертикальный и горизонтальный датчики момента 3 и 4;

- датчик угла 5;

- электронный блок 6;

- пульт оператора 7;

- акселерометр 8.

ГК работает следующим образом. Гирокомпас удерживает платформу 1 в северном направлении благодаря подаваемым в горизонтальный 3 и вертикальный 4 датчики момента токам, формируемым в электронном блоке 6 по сигналу с акселерометра 8. Составляющая тока, компенсирующая восточный дрейф в вертикальный датчик момента, формируется в электронном блоке 6 по величине дрейфа Р, вводимой с пульта оператора 7. Компенсация невыставки способ коррекции гирокомпаса, патент № 2187074 осуществляется смещением сигнала датчика курса.

Класс G01C19/38 осуществляющие поиск направления на север с помощью немагнитных средств, например гирокомпасы 

гирокомпас -  патент 2526477 (20.08.2014)
способ определения курса путем поворота инерциального устройства -  патент 2499223 (20.11.2013)
способ определения курса в направлении географического севера при помощи инерциального счетчика текущих координат -  патент 2463558 (10.10.2012)
маркшейдерский гирокомпас -  патент 2445574 (20.03.2012)
гироазимуткомпас с автоматической коррекцией широты места судна -  патент 2419767 (27.05.2011)
аналитический гирокомпас для квазистатических измерений -  патент 2408843 (10.01.2011)
гирокомпас -  патент 2339910 (27.11.2008)
гирокомпас -  патент 2331844 (20.08.2008)
корректируемая система инерциальной навигации и стабилизации -  патент 2319930 (20.03.2008)
система самоориентирующаяся гироскопическая курсокреноуказания (варианты) -  патент 2316730 (10.02.2008)
Наверх