компрессор газотурбинного двигателя

Классы МПК:F04D29/00 Конструктивные элементы, узлы и вспомогательные устройства
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Авиадвигатель"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-09-18
публикация патента:

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений и позволяет повысить кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора. Сущность изобретения: в компрессоре газотурбинного двигателя с истираемым покрытием внутренней поверхности статорного рабочего кольца за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой выполнен защитный козырек, при этом компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 = 0,1...0,3компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256, компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562 = 0,6...2компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256, где компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256 - радиальный зазор между периферийным торцем пера рабочей лопатки компрессора и внутренней поверхностью истирающегося покрытия рабочего кольца; компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 - высота выступа истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора; компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562 - глубина утопания истираемого покрытия в рабочее кольцо. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Компрессор газотурбинного двигателя с истираемым покрытием внутренней поверхности статорного рабочего кольца, отличающийся тем, что за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой выполнен защитный козырек, при этом

компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 = 0,1...0,3компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256, компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562 = 0,6...2компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256,

где компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256 - радиальный зазор между периферийным торцем пера рабочей лопатки компрессора и внутренней поверхностью истираемого покрытия рабочего кольца;

компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 - высота выступа истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора;

компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562 - глубина утопания истираемого покрытия в рабочее кольцо.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к конструкциям газотурбинных двигателей наземного и авиационного назначений.

Известен компрессор газотурбинного двигателя, недостатком которого является низкий кпд компрессора вследствие увеличенных радиальных зазоров между периферийными торцами рабочих лопаток и рабочими кольцами компрессора, т.к. на рабочих кольцах отсутствует истираемое покрытие [1].

Наиболее близкой к заявляемой является конструкция компрессора газотурбинного двигателя, в которой для уменьшения радиальных зазоров между рабочими лопатками и внутренними поверхностями рабочих колец на последние наносят мягкое истираемое покрытие, например алюмографитовое [2].

Недостатком такой конструкции является снижение кпд компрессора с увеличением ресурса, т.к. мягкое покрытие с увеличением наработки двигателя подвергается износу из-за абразивного воздействия частиц либо в результате выветривания.

Для повышения экономичности компрессоры современных газотурбинных двигателей выполняются с большой степенью сжатия: например, суммарная степень сжатия компрессоров двигателя ПС-90А достигает 35, а температура воздуха на выходе из компрессора более 600oС. С увеличением давления воздуха возрастает концентрация посторонних частиц на единицу объема этого воздуха, и поэтому в компрессорах с высокой степенью сжатия возрастает абразивный износ поверхностей, особенно мягких истираемых покрытий. Кроме того, абразивному износу и выветриванию способствует высокая температура воздуха и высокие скорости в проточной части компрессора.

Техническая задача, которую решает изобретение, заключается в повышении кпд двигателя за счет уменьшения эрозионного износа истираемого покрытия рабочего кольца компрессора.

Сущность изобретения заключается в том, что в компрессоре газотурбинного двигателя с истираемым покрытием внутренней поверхности статорного рабочего кольца согласно изобретению за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой выполнен защитный козырек, при этом

компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 = 0,1...0,3компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256, компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562 = 0,6...2компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256,

где компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256 - радиальный зазор между периферийным торцем пера рабочей лопатки компрессора и внутренней поверхностью истирающегося покрытия рабочего кольца;

компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 - высота выступа истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора;

компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562 - глубина утопания истираемого покрытия в рабочее кольцо.

Выступ компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 истираемого покрытия рабочего кольца в проточную часть компрессора выполнен для первоначальной приработки рабочей лопатки и истираемого покрытия и служит для компенсации искажения геометрии деталей при работе двигателя, например для парирования овализации рабочих колец статора на работающем двигателе.

При компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561<0,1компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256 размер компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 будет недостаточен для парирования овализации рабочих колец статора на работающем двигателе, а при компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561>0,3компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256 велика вероятность резкого ухудшения кпд компрессора, поскольку произойдет быстрый износ незащищенного гребешком покрытия, что приведет к увеличению радиального зазора и снижению кпд.

Величина глубины утопания покрытия в рабочее кольцо компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562 была выбрана из расчета максимального врезания рабочей лопатки в истираемое покрытие в случае, например, экстренной остановки двигателя и сопровождающего ее интенсивного охлаждения наружных корпусов компрессора.

При компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562<0,6компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256 глубина утопания покрытия может оказаться недостаточной при экстренной остановке двигателя, что приведет к заклиниванию ротора компрессора о его статор и их повреждению.

В случае компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562>2компрессор газотурбинного двигателя, патент № 2186256 толщина покрытия будет излишней, что послужит причиной его скалывания.

Выполнение защитного козырька за одно целое с рабочим кольцом со стороны входа в компрессор вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой позволяет исключать лобовое столкновение и динамическое воздействие посторонних частиц и струй воздуха с покрытием, существенно снижая износ покрытия.

На фиг. 1 показан продольный разрез компрессора заявляемой конструкции. На фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Компрессор 1 газотурбинного двигателя состоит из статора 2 с рабочими кольцами 3 и направляющими аппаратами 4, а также из ротора 5 с рабочими лопатками 6. На внутренней поверхности 7 рабочих колец 3, на кольцевые или винтовые канавки 8 нанесено истираемое покрытие 9, например, на основе алюмографита.

Для уменьшения абразивного износа посторонними частицами 10 и выветривания покрытие 9 со стороны входа в компрессор, т.е. со стороны набегающего на рабочую лопатку воздушного потока 11, защищено козырьком 12, относительно внутренней поверхности 13 которого истираемое покрытие 9 выступает в сторону проточной части 14 компрессора 1 на величину компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862561 и утопает в рабочее кольцо 3 на глубину компрессор газотурбинного двигателя, патент № 21862562.

Защитный козырек 12 выполнен за одно целое с рабочим кольцом 3. Перо 15 рабочих лопаток 6 имеет периферийный торец 16, которым лопатка 6 может контактировать с покрытием 9 на рабочей длине зоны L. Защитный козырек 12 расположен вне зоны возможного контакта с рабочей лопаткой 6. Козырек 12 выполнен вне зоны L.

Устройство работает следующим образом.

При работе двигателя посторонние частицы 10, которые перемещаются вместе с воздушным потоком 11 по проточной части 14 компрессора 1, воздействуют на внутреннюю поверхность 17 истираемого покрытия 9 только по касательной. Козырек 12 защищает покрытие 9 от лобового столкновения частиц 10 и исключает скалывание этого покрытия 9. Кроме того, козырек 12 защищает покрытие 9 от дополнительного воздействия воздушного потока 11, учитывая, что скорость воздуха в проточной части 14 компрессора 1 может достигать 200 м/сек (720 км/час).

Кроме того, данная конструкция повышает надежность двигателя, т.к. исключает необходимость компенсации снижения кпд и тяги двигателя путем повышения температуры газа перед турбиной.

Источники информации

1. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1989, стр. 66, рис. 3.10.

2. С. А. Вьюнов. Конструкция и проектирование авиационных газотурбинных двигателей. М.: Машиностроение, 1989, стр. 122.

Класс F04D29/00 Конструктивные элементы, узлы и вспомогательные устройства

способ повышения эффективности работы осевого многоступенчатого компрессора -  патент 2529289 (27.09.2014)
лопатка осевого компрессора -  патент 2529272 (27.09.2014)
уплонительное устройство низких ступеней компрессора -  патент 2529050 (27.09.2014)
садовый насос с устройством для хранения труб -  патент 2528546 (20.09.2014)
турбинный двигатель летательного аппарата, его модуль, часть статора для такого модуля, а также кольцо для такого статора -  патент 2527809 (10.09.2014)
турбонасосный агрегат жрд -  патент 2526996 (27.08.2014)
многоступенчатый компрессор турбомашины -  патент 2525997 (20.08.2014)
ротор вентилятора турбореактивного двигателя самолета -  патент 2525817 (20.08.2014)
направляющий аппарат ступени центробежного многоступенчатого насоса -  патент 2525816 (20.08.2014)
турбонасосный агрегат жрд -  патент 2525775 (20.08.2014)
Наверх