способ контроля свободного состояния рельсовой линии

Классы МПК:B61L23/16 рельсовые электрические цепи, специально приспособленные для перегонной блокировки 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-27
публикация патента:

Изобретение относится к области железнодорожной автоматики и предназначено для использования в системах регулирования движения поездов. С одного конца в рельсовую линию подают сигнал переменного тока. Изменяют фазу сигнала переменного тока в двух циклически повторяющихся тактах. На приемном конце вычитают одно из другого значения сигналов этих тактов. Фиксируют свободное состояние рельсовой линии при превышении значения разности над пороговым. Технический результат - повышение надежности работы при пониженном сопротивлении изоляции. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что с одного конца в рельсовую линию подают сигнал переменного тока, а на другом конце сравнивают принятый сигнал с пороговым значением, отличающийся тем, что изменяют фазу сигнала переменного тока в двух циклически повторяющихся тактах, а на приемном конце вычитают одно из другого значения сигналов этих тактов, сравнивают с пороговым значением, и фиксируют свободное состояние рельсовой линии при превышении значения разности над пороговым.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожной автоматике и может быть использовано для контроля состояния рельсовой линии.

Известен способ, реализованный в рельсовой цепи, содержащей генератор частоты, подключенный через первый резистор, первый фильтр и изолирующий трансформатор к одному концу рельсовой линии, а через второй резистор, выпрямитель и фильтр - к входу первого аналого-цифрового преобразователя, вход которого совместно с выходом второго аналого-цифрового преобразователя соединен с выходом первого блока памяти, выход которого через первый и второй логический элементы И соединен с входом синхронизации регистра памяти, выход которого соединен с первым входом второго блока памяти, вторые входы которого соединены с выходами второго аналого-цифрового преобразователя, а выход - со вторым входом первого логического элемента И, а ко второму входу второго логического элемента И подсоединен выход генератора, к другому концу рельсовой линии подсоединен второй изолирующий трансформатор, к выходу которого подключены приборы релейного конца и выпрямитель, к выходу которого через второй фильтр и третий резистор подключен вход второго аналого-цифрового преобразователя, к выходу первого фильтра подключены приборы питающего конца [1].

Недостатком известного способа является низкая шунтовая чувствительность рельсовой цепи при пониженном сопротивлении изоляции.

Известен способ контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающийся в том, что в рельсовую линию на одном ее конце подают сигналы переменного тока, а на другом конце фиксируют их и сравнивают с пороговым значением [2].

Недостатком известного способа является низкая надежность действия рельсовой цепи при снижении сопротивления изоляции ниже нормативного значения.

Данное техническое решение выбрано авторами в качестве прототипа.

Техническим результатом, на достижение которого направлено изобретение, является повышение надежности контроля состояния рельсовой линии при пониженном сопротивлении изоляции.

Технический результат достигается тем, что в известном способе контроля свободного состояния рельсовой линии, заключающимся в том, что с одного конца в рельсовую линию подают сигнал переменного тока, а на другом конце сравнивают принятый сигнал с пороговым значением, изменяют фазу сигнала в двух циклически повторяющихся тактах, а на приемном конце значения сигналов в этих тактах вычитают одно из другого и сравнивают с пороговым значением, при превышении значения разности сигналов над пороговым фиксируют свободное состояние рельсовой линии.

На фиг. 1 представлены зависимости разности сигналов в смежных тактах приемного конца от координаты шунта при различных значениях сопротивления изоляции.

Кривые 1, 2 и 3 (фиг.1) рассчитаны соответственно при трех значениях сопротивления изоляции 4,6 Омспособ контроля свободного состояния рельсовой линии, патент № 2185300км; 1000 Омспособ контроля свободного состояния рельсовой линии, патент № 2185300км; 0,5 Омспособ контроля свободного состояния рельсовой линии, патент № 2185300км.

По характеру кривых видно, что максимальное значение разности токов приходится на сопротивление изоляции 4,6 Омспособ контроля свободного состояния рельсовой линии, патент № 2185300км (кривая 1), а минимальное - на 0,5 Омспособ контроля свободного состояния рельсовой линии, патент № 2185300км (кривая 3).

Если принять за пороговое значение величину разности токов в 2,7 А (кривая 4), то при превышении этого значения рельсовая цепь фиксируется как свободная, а в противном случае - как занятая.

По приведенным кривым также видно, что принятый порог может быть скорректирован как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, что существенно повышает надежность схемной реализации с учетом колебаний напряжения источника питания и коэффициента возврата приемника.

На фиг.2 представлена блок-схема реализации предлагаемого способа контроля рельсовой линии.

Способ реализуется в следующем устройстве.

К выходу генератора 1 подсоединен первый коммутатор 2, к выходам последнего подсоединены индуктивный 3 и емкостной 4 ограничители, выходы которых соединены между собой и с одним концом подсоединены к рельсовой линии 5, к другому концу которой подсоединен вход второго коммутатора 6, к выходам которого подсоединен приемник сигнала такта с индуктивным 7 и емкостным 8 ограничителями, к их выходам подсоединено устройство определения разности токов приемного конца (вычитатель) 9, а к его выходу подсоединен пороговый приемник 10.

Для синхронизации подключения ограничителей 3, 4 и приемников 7, 8 служит синхронизатор 11, выходы которого соединены с вторыми входами коммутаторов 2 и 6.

Способ реализуется следующим образом.

К генератору 1 посредством коммутатора 2 попеременно подключается индуктивный 3 или емкостной 4 ограничители. В рельсовую линию 5 поступает сигнал в первом и втором тактах с учетом характера (индуктивный или емкостной) ограничителя. На приемном конце значение сигнала (величина тока приемного конца рельсовой линии) фиксируется в приемниках 7 и 8, а затем определяется их разность с помощью вычитателя 9. С входа вычитателя значение разности поступает на вход порогового приемника 10, где сравнивается с пороговым значением и по результату сравнения фиксируется состояние рельсовой линии.

Минимальное значение сопротивления изоляции, при котором рельсовая цепь остается работоспособной, в несколько раз ниже принятого норматива 1 Омспособ контроля свободного состояния рельсовой линии, патент № 2185300км.

Использование данного способа позволит повысить надежность рельсовой цепи при колебаниях сопротивления изоляции и повысить безопасность движения на железнодорожном транспорте.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. А.с. 1799787 от 07.03.93. Бюл. 9 1993 г. B 61L 23/16.

2. Котляренко Н.Ф. и др. Путевая блокировка и авторегулировка. М.: Транспорт. - 1983, стр.46, фиг.3.9 (прототип).

Класс B61L23/16 рельсовые электрические цепи, специально приспособленные для перегонной блокировки 

способ измерения асимметрии переменного тягового тока в рельсовых линиях под катушками алс -  патент 2529566 (27.09.2014)
система интервального регулирования движения поездов -  патент 2521066 (27.06.2014)
способ диагностики состояния электрического сопротивления рельсовых линий в рельсовых цепях на участках с электротягой переменного тока -  патент 2514027 (27.04.2014)
система интервального регулирования движения высокоскоростных поездов на перегоне -  патент 2511748 (10.04.2014)
способ контроля нахождения подвижного состава на участке пути и устройство для его осуществления -  патент 2508215 (27.02.2014)
рельсовая цепь -  патент 2505443 (27.01.2014)
многоканальный путевой приемник рельсовой цепи -  патент 2504494 (20.01.2014)
система интервального регулирования движения поездов на перегоне -  патент 2503564 (10.01.2014)
способ контроля состояния рельсовой линии -  патент 2492089 (10.09.2013)
устройство контроля состояния рельсовой линии -  патент 2488506 (27.07.2013)
Наверх