глушитель

Классы МПК:F01N1/02 с использованием резонанса 
F01N1/08 с дросселированием или завихрением потока газов 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Тульский патронный завод"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-09-13
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для подавления шума в системе выхлопа отработавших газов двигателя внутреннего сгорания. Глушитель содержит корпус, часть поверхности которого выполнена в виде сильфона. Торцы входного патрубка и выходного патрубка выполнены с заступом внутрь корпуса. Часть боковой стенки входного патрубка расположена в окружении сильфона. В боковой стенке входного патрубка выполнены отверстия, и торец его заглушен. Боковая стенка по меньшей мере одного из патрубков выполнена гофрированной узкими гофрами. Торец выходного патрубка заглушен и в боковой стенке выходного патрубка выполнены отверстия. Сильфон выполнен с по меньшей мере одной широкой гофрой, расположенной на участке между отверстиями входного патрубка. Ширина широкой гофры выбрана больше, чем ширина узких гофр боковой стенки упомянутых патрубков, и больше, чем ширина узких гофр сильфона корпуса. Торец выходного патрубка заглушен и в боковой стенке выходного патрубка выполнены отверстия. Технический результат: повышение долговечности и улучшение шумопоглощения. 10 з.п. ф-лы, 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

1. Глушитель, содержащий корпус, по меньшей мере, часть поверхности которого выполнена в виде сильфона, входной патрубок и выходной патрубок, соединенные с корпусом, торцы которых выполнены с заступом внутрь корпуса вдоль его продольной оси таким образом, что, по меньшей мере, часть боковой стенки входного патрубка расположена в окружении упомянутого сильфона, причем в боковой стенке входного патрубка выполнены отверстия и торец его заглушен, отличающийся тем, что, по меньшей мере, часть упомянутой боковой стенки, по меньшей мере, одного из упомянутых патрубков выполнена гофрированной узкими гофрами, а упомянутый сильфон выполнен с, по меньшей мере, одной широкой гофрой, расположенной на участке между отверстиями входного патрубка и ширина которой выбрана больше, чем ширина узких гофр боковой стенки упомянутых патрубков, и больше, чем ширина узких гофр сильфона корпуса, торец выходного патрубка заглушен и в боковой стенке выходного патрубка выполнены отверстия.

2. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что широкая гофра сильфона корпуса расположена в поперечной плоскости, смещенной относительно поперечной плоскости расположения узкой гофры боковой стенки входного патрубка.

3. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что отверстия выполнены круглого поперечного сечения.

4. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что отверстия выполнены в виде щелей, расположенных продольно относительно продольной оси корпуса.

5. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что отверстия расположены в вершинах узких гофр упомянутых патрубков.

6. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что отверстия расположены в цилиндрической части боковой стенки упомянутых патрубков.

7. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что выполнена гофрированной узкими гофрами боковая стенка входного патрубка.

8. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что выполнена гофрированной узкими гофрами боковая стенка выходного патрубка.

9. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что боковая стенка выходного патрубка расположена в окружении сильфона.

10. Глушитель по п. 1, отличающийся тем, что выпуклые поверхности и вогнутые поверхности сильфона выполнены в продольном сечении корпуса в виде полуокружностей, отношение радиуса R выпуклой поверхности широкой гофры к радиусу r выпуклой поверхности узкой гофры сильфона выбрано в диапазоне от 1,5 до 2,5, отношение высоты Н между выпуклой поверхностью широкой гофры и сопряженной с ней вогнутой поверхностью узкой гофры к высоте h между выпуклой поверхностью и вогнутой поверхностью узкой гофры - в диапазоне от 0,5 до 1,5.

11. Глушитель по п. 10, отличающийся тем, что отношение радиуса R1 вогнутой поверхности между широкой гофрой и узкой гофрой сильфона к радиусу r1 вогнутой поверхности между узкими гофрами выбрано в диапазоне от 1,0 до 2,2.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для подавления шума преимущественно в системе выхлопа отработавших газов двигателя внутреннего сгорания.

Известно устройство для подавления шума и вибраций газового потока, содержащее корпус, по меньшей мере часть поверхности которого выполнена в виде сильфона, входной патрубок и выходной патрубок, соединенные с корпусом (патент США 3493076, F 01 N 1/08, опубл. 1970 г.).

В этом устройстве сильфон выполнен с одинаковыми по ширине гофрами, конически расширяющимся по ходу газов. Входной патрубок и выходной патрубок соединены с корпусом на противоположных сторонах корпуса соосно. Сильфонная часть корпуса служит для гашения механических вибраций двигателя и взаимодействия с газовой струей. Корпус также снабжен поперечными перегородками для обеспечения переотражения газового потока.

Ограничением устройства являются недостаточная эффективность шумоглушения пульсирующего газового потока.

Известен глушитель, содержащий корпус, по меньшей мере часть поверхности которого выполнена в виде сильфона, соосный патрубок, установленный внутри корпуса и выполненный с поперечно гофрированной поверхностью, причем соосный патрубок окружен сильфоном (авторское свидетельство СССР 1562485, F 01 N 1/08, опубл. 1990 г.).

В этом техническом решении цилиндрический корпус снабжен соплом звукового затвора. Соосный патрубок установлен в зоне выпускного отверстия. Кромки выпускного отверстия и отверстий сопла и соосного патрубка выполнены косозубчатыми. Вершины и впадины гофров сильфона корпуса и соосного патрубка расположены в одних плоскостях с образованием кольцевого канала переменного сечения. Сопло в зоне выходного отверстия снабжено кольцевой полостью, сообщенной с атмосферой.

Преимуществом этого технического решения является возможность обеспечения фазового сдвига колебаний двух струй, проходящих внутри соосного патрубка, а также между ним и сильфоном корпуса. За счет упомянутого выполнения устройства газовый поток на выходе соосного патрубка сужается, а газовый поток на выходе между соосным патрубком и сильфоном расширяется, и оба потока на выходе устройства интерферируют.

Ограничениями этого глушителя являются: недостаточно высокое шумоподавление и компенсация колебаний газового потока из-за расположения вершин и впадин гофров сильфона корпуса и гофров соосного патрубка в одних поперечных плоскостях, а также из-за отсутствия дросселирования газового потока из области внутри соосного патрубка в область между соосным патрубком и сильфоном корпуса; использование сопла приводит к увеличению динамического давления газовой струи на конструкцию, что в условиях колебательного процесса газового потока и его дополнительного закручивания вызывает повышенную нагрузку на гофрированные поверхности и на устройство в целом, возникает сложность крепления соосного патрубка внутри корпуса с зазором; из-за использования сопла соосный патрубок должен быть установлен на достаточно большом расстоянии от него, что увеличивает продольные габариты устройства; применение только одного патрубка для обеспечения эффективного шумоподавления также приводит к большим продольным габаритам устройства, поскольку газовый поток не испытывает значительного перепада давлений при прохождении между одинаково гофрированными поверхностями, а гофры служат только для сужения и расширения газовых потоков.

Наиболее близким является глушитель, содержащий корпус, по меньшей мере часть поверхности которого выполнена в виде сильфона, входной патрубок и выходной патрубок, соединенные с корпусом, торцы которых выполнены с заступом внутрь корпуса вдоль его продольной оси таким образом, что, по меньшей мере часть боковой стенки входного патрубка расположена в окружении упомянутого сильфона, причем в боковой стенке входного патрубка выполнены отверстия и торец его заглушен (патент США 4540064, F 01 N 1/02, опубл. 1985 г.).

В этом техническом решении внутренний диаметр сильфона выбран в 2-4 раза больше внутреннего диаметра патрубков, при этом, поскольку торцы входного патрубка и выходного патрубка выполнены с заступом внутрь корпуса и расположены на расстоянии друг от друга, то между ними образуется расширительная камера, а вокруг боковых стенок патрубков и внутренней поверхности корпуса - резонансные камеры. В данном техническом решении сильфон служит для гашения вибраций между входным и выходным патрубками.

Преимуществом устройства перед предшествующими является улучшенное шумоподавление и гашение вибраций за счет использования в конструкции корпуса компенсационного элемента - сильфона, а также за счет применения в нем расширительной и резонансных камер, небольшие габариты и простота конструкции.

Ограничениями глушителя являются: сильфон выполняет функцию только механического компенсатора для гашения передаваемых от двигателя осевых вибрационных колебаний, благодаря расширению и сжатию гофр, и конструкция самого сильфона не позволяет подавить шумы, возникающие в процессе пульсации газовой струи, эту функцию выполняют резонансные камеры; при приложении вибраций двигателя и пульсирующей нагрузки, возникающей при прохождении газового потока через сильфон, наибольшие механические напряжения испытывают вогнутые поверхности тех гофр, которые расположены ближе к месту приложения нагрузки, они сильно деформируются, а дальние гофры практически не изменяют своей формы, т.е. не принимают участия в компенсации механических вибраций, что приводит к уменьшению долговечности; конструкция в целом не обеспечивает значительного изменения формы или фазы газовой струи, а узкие гофры сильфона корпуса не позволяют получить на них значительного перепада давления газового потока, т.е. затраты кинетической энергии газов, что ухудшает шумоподавление и может при определенных частотах привести к резонансным явлениям; выполнение отверстий в боковой стенке входного патрубка хотя и вызывает дросселирование газового потока в резонансную камеру, однако на гофрированной узкими гофрами поверхности сильфона корпуса не происходит существенного перепада давлений и изменения фазы волны, описывающей пульсирующий газовый процесс, и, пройдя расширительную камеру и поступая в выходной патрубок, газовый поток испытывает гашение его кинетической энергии только за счет его попадания в резонансные камеры, что на определенных частотах может приводить к явлениям резонанса, уменьшает величину ослабления газовых пульсаций и ухудшает шумоподавление; выполнение гофр сильфона корпуса с одинаковой шириной не учитывает периодичность колебательных процессов струи выхлопного газа и не позволяет в достаточной мере компенсировать циклические нагрузки от газовой струи.

Решаемая изобретением задача - повышение качества и надежности устройства, улучшение технико-эксплуатационных характеристик при его функционировании в условиях периодического воздействия выхлопных газов.

Технический результат, который может быть получен при выполнении устройства, - повышение долговечности и улучшение шумопоглощения за счет обеспечения компенсации циклических нагрузок газовой струи и исключения резонансных колебаний.

Для решения поставленной задачи с достижением указанного технического результата в глушителе, содержащем корпус, по меньшей мере часть поверхности которого выполнена в виде сильфона, входной патрубок и выходной патрубок, соединенные с корпусом, торцы которых выполнены с заступом внутрь корпуса вдоль его продольной оси таким образом, что по меньшей мере часть боковой стенки входного патрубка расположена в окружении упомянутого сильфона, причем в боковой стенке входного патрубка выполнены отверстия, и торец его заглушен, согласно изобретению по меньшей мере часть упомянутой боковой стенки, по меньшей мере, одного из упомянутых патрубков выполнена гофрированной узкими гофрами, а упомянутый сильфон выполнен с по меньшей мере одной широкой гофрой, расположенной на участке между отверстиями входного патрубка и ширина которой выбрана больше, чем ширина узких гофр боковой стенки упомянутых патрубков, и больше, чем ширина узких гофр сильфона корпуса, торец выходного патрубка заглушен и в боковой стенке выходного патрубка выполнены отверстия.

Возможны дополнительные варианты выполнения глушителя, в которых целесообразно, чтобы:

- широкая гофра сильфона корпуса была расположена в поперечной плоскости, смещенной относительно поперечной плоскости расположения узкой гофры боковой стенки патрубка;

- отверстия были выполнены круглого поперечного сечения;

- отверстия были выполнены в виде щелей, расположенных продольно относительно продольной оси корпуса;

- отверстия были расположены в вершинах узких гофр упомянутых патрубков;

- отверстия были расположены в цилиндрической части боковой стенки упомянутых патрубков;

- была выполнена гофрированной узкими гофрами боковая стенка входного патрубка;

- была выполнена гофрированной узкими гофрами боковая стенка выходного патрубка.

- боковая стенка выходного патрубка была расположена в окружении сильфона;

- выпуклые поверхности и вогнутые поверхности сильфона были выполнены в продольном сечении корпуса в виде полуокружностей, отношение радиуса R выпуклой поверхности широкой гофры к радиусу r выпуклой поверхности узкой гофры сильфона было выбрано в диапазоне от 1,5 до 2,5, отношение высоты Н между выпуклой поверхностью широкой гофры и сопряженной с ней вогнутой поверхностью узкой гофры к высоте h между выпуклой поверхностью и вогнутой поверхностью узкой гофры - в диапазоне от 0,5 до 1,5.

Кроме того, отношение радиуса R1 вогнутой поверхности между широкой гофрой и узкой гофрой сильфона к радиусу r1 вогнутой поверхности между узкими гофрами может быть выбрано в диапазоне от 1,0 до 2,2.

Указанные преимущества, а также особенности настоящего изобретения поясняются лучшими вариантами его выполнения со ссылками на прилагаемые фигуры.

Фиг.1 схематично изображает половину продольного сечения глушителя;

фиг.2 - то же, что фиг.1, другой вариант;

фиг.3 - то же, что фиг.1, другой вариант;

фиг.4 - то же, что фиг.1, другой вариант;

фиг.5 - схематично сечение верхней части сильфона корпуса.

Глушитель (фиг.1-4) содержит корпус 1. По меньшей мере часть поверхности корпуса 1 выполнена в виде сильфона 2. Входной патрубок 3 и выходной патрубок 4 соединены с корпусом 1. Торцы входного патрубка 3 и выходного патрубка 4 выполнены с заступом внутрь корпуса 1 вдоль его продольной оси (поэтому между внутренней поверхностью корпуса и боковой стенкой упомянутых патрубков 3, 4 образован зазор). По меньшей мере часть боковой стенки входного патрубка 3 расположена в окружении упомянутого сильфона 2. В боковой стенке входного патрубка 3 выполнены отверстия 5 и торец его заглушен.

По меньшей мере часть боковой стенки по меньшей мере одного из упомянутых патрубков 3 и/или 4 выполнена гофрированной узкими гофрами 6. Сильфон 2 выполнен с по меньшей мере одной широкой гофрой 7, расположенной на участке между отверстиями 5 входного патрубка 3. Ширина широкой гофры 7 выбрана больше, чем ширина узких гофр 6 боковой стенки патрубка 3 и/или 4, а также больше, чем ширина узких гофр 8 сильфона 2 корпуса 1. Торец выходного патрубка 4 заглушен и в боковой стенке выходного патрубка 4 выполнены отверстия 5. На фиг.1 также схематично показаны заглушка 9 торца входного патрубка 3 и заглушка 10 торца выходного патрубка 4.

Широкая гофра 7 сильфона корпуса расположена в поперечной плоскости, которая смещена относительно поперечной плоскости расположения узкой гофры 6 боковой стенки входного патрубка 3 и/или выходного патрубка 4.

Отверстия 5 могут быть выполнены круглого поперечного сечения (фиг.3, 4) или в виде щелей (фиг.1-4). Щели расположены продольно относительно продольной оси корпуса 1.

Отверстия 5 могут быть расположены в вершинах узких гофр 6 упомянутых патрубков 3, 4 (фиг.1, 2).

Отверстия 5 также могут быть расположены в цилиндрической части боковой стенки упомянутых патрубков 3, 4 (фиг.3,4).

При этом гофрированной узкими гофрами 6 может быть боковая стенка входного патрубка 3 (фиг.1-4).

Гофрированной узкими гофрами 6 может быть боковая стенка выходного патрубка 4.

Боковая стенка выходного патрубка 4, также как и входного патрубка 3, может быть расположена в окружении сильфона 2 (фиг.2, 4).

Кроме того, выпуклые поверхности и вогнутые поверхности сильфона 2 (фиг. 1-5) могут быть выполнены в продольном сечении корпуса 1 в виде полуокружностей. Отношение радиуса R выпуклой поверхности широкой гофры 7 к радиусу r выпуклой поверхности узкой гофры 8 сильфона 2 (фиг.5) выбрано в диапазоне от 1,5 до 2,5. Отношение высоты Н между выпуклой поверхностью широкой гофры 7 и сопряженной с ней вогнутой поверхностью узкой гофры 8 к высоте h между выпуклой поверхностью и вогнутой поверхностью узкой гофры 8 выбрано в диапазоне от 0,5 до 1,5.

Дополнительно отношение радиуса R1 вогнутой поверхности между широкой гофрой 7 и узкой гофрой 8 сильфона 2 к радиусу r1 вогнутой поверхности между узкими гофрами 8 выбрано в диапазоне от 1,0 до 2,2.

Работает глушитель (фиг.1-4) следующим образом.

Поскольку сильфон 2 имеет по меньшей мере одну широкую гофру 7 с узкими гофрами 8, то, как показали испытания, подобная геометрия узких гофр 8 и широкой гофры 7 изменила характер нагрузки на узкие гофры 8 и в целом на сильфон 2 независимо от его длины и диаметра, а также места расположение широкой гофры 7. Увеличилась устойчивость сильфона 2, нагруженного внутренним давлением и осевым усилием. Узкие гофры 8 (фиг.1, 2), расположенные от широкой гофры 7 слева и справа, стали работать с симметричным распределением нагрузки и с одинаковой величиной хода независимо от других геометрических размеров гофр, их количества и симметрии расположения. Такая конструкция позволяет значительно уменьшить вибрационные нагрузки, передаваемые непосредственно двигателем глушителю и соответственно улучшить шумоподавление шумовой составляющей, связанной с механическими вибрациями двигателя.

Выпуклые поверхности и вогнутые поверхности сильфона 2 выполнены в продольном сечении корпуса 1 в виде полуокружностей для того, чтобы уменьшить концентрацию напряжений в вершинах гофр и повысить долговечность конструкции. Для обеспечения полного симметричного распределения нагрузки по узким гофрам 8 (фиг. 3) отношение радиуса R выпуклой поверхности широкой гофры 7 к радиусу r выпуклой поверхности узкой гофры 8 сильфона 2 выбрано в диапазоне от 1,5 до 2,5, а отношение высоты Н между выпуклой поверхностью широкой гофры 7 и сопряженной с ней вогнутой поверхностью узкой гофры 8 к высоте h между выпуклой поверхностью и вогнутой поверхностью узкой гофры 8 - в диапазоне от 0,5 до 1,5.

Как показали испытания, желательно, чтобы отношение радиуса R1 вогнутой поверхности между широкой гофрой 7 и узкой гофрой 8 сильфона к радиусу r1 вогнутой поверхности между узкими гофрами 8 было выбрано в диапазоне от 1,0 до 2,2, при этом достигается практически одинаковая величина хода всех узких гофр 8.

Отработавшие газы от двигателя, поступающие во входной патрубок 3, характеризуются колебательным процессом, создающим термоциклические и вибрационные нагрузки. Спектр шума газовой струи широкополосный и содержит набор составляющих. По оси струи в направлении хода газов составляющие шума находятся в области низких частот от нескольких герц до сотен герц, а в направлении перпендикулярном ходу газа максимум шума находится в области высоких частот.

Анализ сложных колебаний струи выхлопных газов позволяет в первом приближении выделить гармонику для простого синусоидального перемещения волны вдоль полости корпуса 1. Воздействие такой гармоники на конструкцию позволяет оценить воздействие всей газовой струи. Учитывая временные зависимости длины глушитель, патент № 2184856 волны газовой струи, силы F давления газового потока и скорости V продвижения волны газовой струи, а также учитывая, что сила F находится в противофазе с глушитель, патент № 2184856, а V сдвинута на - 90o относительно глушитель, патент № 2184856, можно определить критические места устройства.

При известной длине и диаметре сильфона 2 можно определить, сколько периодов Т волны газовой струи укладывается в гофрированной части сильфона 2. Сила F давления газового потока имеет максимальную величину через 1/4 Т, где Т - период волны газовой струи. Изменяя ширину гофр определенным образом, можно скомпенсировать пульсации газового потока методом противофазного компенсирования.

Для обеспечения такого противофазного компенсирования одну из гофр сильфона 1, например ближайшую к входу газов, выполняют в виде широкой гофры 7, а другую широкую гофру 7 располагают между узкими гофрами 8 (фиг.1) на заданном расстоянии, определяемом экспериментально или расчетным путем. Например, вторую широкую гофру 7 располагают от широкой гофры 7, ближайшей по ходу газов, на расстоянии N/4T, где N - целое число. Широкие гофры 7 выбирают с шириной, приблизительно в два раза большей, чем ширина узких гофр 8.

Газовый поток, проходящий входной патрубок 3, (т.к. тот выполнен гофрированным узкими гофрами 6), испытывает уменьшение пульсаций, поскольку при прохождении узких гофр 6 происходит периодическое с небольшим шагом изменение объема. В условиях течения газовой струи при высоте узких гофр 6 больше толщины вязкого пограничного слоя, коэффициент трения газовой струи по гофрированной поверхности не зависит от коэффициента трения для гладкой поверхности. В результате описанного процесса турбулентный поток газовой струи значительно погасится.

Даже при наличии одной широкой гофры 7, расположенной на участке между отверстиями 5 входного патрубка 3 (фиг.1-4), продросселировавшая через отверстия 5 часть газового потока до широкой гофры 7 испытывает фазовый сдвиг относительно части газового потока, продросселировавшего через отверстия 5 после широкой гофры 7. Давление на входе широкой гофры 7 больше, чем давление на ее выходе, и образуется завихрение газового потока, на что расходуется кинетическая энергия и ослабляется сила газовой струи. Затем газовый поток попадает в область узких гофр 7 сильфона, которые уменьшают его пульсации и улучшают резонансные характеристики. Таким образом, происходит значительное подавление шумов пульсирующих потоков до широкой гофры 7 и после нее.

Ширина широкой гофры 7 выбрана большей, чем ширина узких гофр 6 боковой стенки входного патрубка 3, и большей, чем ширина узких гофр 8 сильфона 2. Причем узкие гофры 6 боковой стенки входного патрубка 3 и выходного патрубка 4 могут быть выполнены различной ширины (фиг.3, 4), но широкая гофра 7 сильфона 2 всегда выбирается шире, чем самая широкая узкая гофра 6. При смешении обоих газовых потоков (имеющего сдвиг по фазе и не имеющего такого сдвига) на выходе в плоскости входного патрубка 3 происходит подавление вибраций, создаваемых непосредственно газовым потоком на входе входного патрубка 3. Как показали испытания, чередование гофр сильфона 2 различной ширины, их различное расположение по ходу газа и выполнение входного патрубка 3 с узкими гофрами 6 значительно уменьшают пульсации и срываются резонансные явления. При этом целесообразно, чтобы широкая гофра 7 (или широкие гофры 7) сильфона 2 была расположена в поперечной плоскости, смещенной относительно поперечной плоскости расположения узкой гофры 6 боковой стенки входного патрубка 3 (фиг. 1, 2), что приводит к дополнительному шумоподавлению за счет асимметрии перепадов давлений продросселировавших через отверстия 5 потоков газа и соответственно к большей затрате кинетической энергии и к ослаблению силы газовой струи.

После прохождения через входной патрубок 3 и окружающий входной патрубок 3 и сильфон 2 зазор газовый поток, минуя расширительную камеру, образовавшуюся из-за расположения заглушенных торцов входного патрубка 3 и выходного патрубка 4 на расстоянии друг от друга (фиг.1-4), поступает во второй зазор между корпусом 1 и выходным патрубком 4, т.к. торец выходного патрубка 4 заглушен (фиг.1). В зависимости от конкретных вариантов выполнения для различных типов двигателей и их шумовых характеристик внутренняя поверхность корпуса 1, окружающая выходной патрубок 4, может быть выполнена цилиндрической (фиг.1, 3) или корпус 1 на этом участке может быть выполнен также гофрированным (фиг. 2, 4). При этом выходной патрубок 4 также может быть гофрирован узкими гофрами 6, чем достигается дополнительное уменьшение пульсаций газовой струи аналогично процессу, описанному ранее при прохождении газового потока через входной патрубок 3. При прохождении газовой струи через отверстия 5 выходного патрубка 4 аналогично предыдущему может быть введен в газовый поток фазовый сдвиг за счет размещения широкой гофры 7 сильфона на участке между отверстиями 5 выходного патрубка 4 (фиг.2) или на участке между узкими гофрами 6 выходного патрубка 4 (фиг.4). Такое выполнение устройства (фиг. 1-4), как показали исследования, позволяет практически подавить все низкочастные и высокочастотные составляющие шумового спектра работающего двигателя. Таким образом, изменяя ширину гофр сильфона 2 определенным образом, удается скомпенсировать гармоники шумового спектра методом противофазного компенсирования. Для обеспечения дополнительного противофазного компенсирования отверстия 5 выполняют круглого поперечного сечения и в виде щелей, расположенных оппозитно круглым отверстиям на упомянутых патрубках 3, 4 (фиг.3, 4). Если в известном техническом решении резонансные камеры расположены симметрично, то в заявленном устройстве резонансные камеры могут отсутствовать (фиг.1, 2), или они могут быть расположены асимметрично, например, одна резонансная камера образована заглушенным торцом входного патрубка 3, а другая - зазором между выходным патрубком 4 и корпусом 1 (фиг.3), или, например, одна резонансная камера образована в зазоре между входным патрубком 3 и сильфоном 2, а другая - между заглушенным торцом выходного патрубка 4 и его отверстиями 5 (фиг.4).

Процессы прохождения газового потока через отверстия 5 входного патрубка 3 и выходного патрубка 4, вибрационные процессы от двигателя, воздействующие на сильфон 2, процессы противофазного компенсирования газового потока за счет выполнения сильфона 2 гофрированным узкими гофрами 8 и широкими гофрами 7, процессы компенсации газовой струи узкими гофрами 6 входного патрубка 3 или выходного патрубка 4 имеют достаточно сложный характер, поэтому месторасположение широкой гофры 7, ее ширина, а также ширина и количество узких гофр 6, 8, диаметры отверстий 5 не включены в основной вариант выполнения изобретения, поскольку они могут варьироваться для различных типов двигателей в достаточно широких пределах и быть уточнены при испытаниях. Однако заявленная общая компоновка указанных конструктивных узлов и их форма, полное отсутствие или ассиметричное расположение резонансных камер обеспечивает подавление широкого шумового спектра частотных составляющих, создаваемых непосредственно двигателем и пульсирующим потоком выхлопных газов, что позволяет решить поставленную задачу с достижением заявленного технического результата. Специалистам понятно, что заявленная конструкция глушителя не исчерпывает всех возможных ее усовершенствований, очевидных из уровня техники.

Наиболее успешно заявленный глушитель промышленно применим в системе выхлопа отработавших газов двигателя внутреннего сгорания.

Класс F01N1/02 с использованием резонанса 

резонатор гельмгольца для камеры сгорания газовой турбины -  патент 2511939 (10.04.2014)
резонансный шумоглушитель отражательного типа -  патент 2468217 (27.11.2012)
глушитель шума выпуска отработавших газов двигателя внутреннего сгорания автотранспортного средства -  патент 2460889 (10.09.2012)
двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ выпуска для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2439341 (10.01.2012)
многоцилиндровый двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ выпуска для многоцилиндрового двигателя внутреннего сгорания -  патент 2438020 (27.12.2011)
двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ подачи вторичного воздуха для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2436970 (20.12.2011)
двигатель внутреннего сгорания, транспортное средство, морское судно и способ очистки отработанного газа двигателя внутреннего сгорания -  патент 2434148 (20.11.2011)
способ снижения шума системы выпуска двигателя внутреннего сгорания -  патент 2362892 (27.07.2009)
устройство и способ для воздействия на вихревые структуры в турбулентной воздушной струе -  патент 2357109 (27.05.2009)
глушитель системы выпуска отработавших газов -  патент 2351773 (10.04.2009)

Класс F01N1/08 с дросселированием или завихрением потока газов 

Наверх