способ модификации дизельного топлива

Классы МПК:C10L1/10 содержащее присадки 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Сургутгазпром"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-03-27
публикация патента:

Изобретение относится к области производства моторных топлив, в частности дизельного топлива. Способ включает выделение дизельной фракции из стабильного конденсата и введение присадок в поток дизельной фракции до достижения промежуточной концентрации с последующим ее снижением до рабочей, перед введением присадок поток дизельной фракции раздваивается на потоки с соотношением скоростей 3:4 - 1:40, присадки вводят в поток, движущийся с меньшей скоростью, а затем возвращают его в поток, движущийся с большей скоростью, доведя концентрацию присадок до рабочей. Градиент давления между точками разделения и соединения потоков дизельной фракции колеблется в интервале 3-20 кПа/м. Технико-экономический эффект достигается за счет обеспечения возможности модификации дизельного топлива присадками с весьма малой концентрацией в непрерывном производстве. 2 з.п. ф-лы.

Формула изобретения

1. Способ модификации дизельного топлива, включающий введение присадок в поток дизельной фракции до достижения промежуточной концентрации и последующее ее снижение до рабочей концентрации, отличающийся тем, что вначале выделяют дизельную фракцию из стабильного конденсата, затем поток дизельной фракции раздваивают на потоки с соотношением скоростей 3: 4-1: 40, вводят присадки в поток, движущийся с меньшей скоростью, после чего возвращают его в поток, движущийся с большей скоростью, доведя концентрацию присадок до рабочей.

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что градиент давления между точками раздвоения и соединения потоков дизельной фракции составляет 3-20 кПа/м.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что осевые линии (векторы скоростей) обоих потоков находятся в одной плоскости.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к области производства моторных топлив, в частности модифицированного дизельного топлива (ДТ).

Известен способ модификации (Я.Б. Чертков. Современные и перспективные углеводородные реактивные и дизельные топлива. - М.: Химия, 1968 г.) дизельных топлив с помощью жидких присадок или их смесей. Суть способа заключается в том, что в емкость заданного объема, содержащую дизельное топливо, добавляется дозированное количество присадки и содержимое емкости тщательно перемешивается. Недостаток способа заключается в том, что он непригоден для поточного производства дизельного топлива.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому является способ модификации (А.М. Данилов. Присадки и добавки. - М.: Химия, 1996 г., с. 182) дизельного топлива с помощью присадок, растворенных, например, в керосине или дизельном топливе.

Рабочие концентрации депрессоров составляют 0,02-0,05 мас.%, причем они вводятся в топливо, нагретое до 40-50oС. Суть способа заключается в том, что вначале готовят 10-15%-ные растворы депрессоров в дизельном топливе, керосине или другом растворителе, а затем доводят эти концентрации до рабочей путем последующего их разбавления в дизельном топливе и перемешивания.

Недостаток данного способа заключается в том, что он непригоден для непрерывной модификации дизельного топлива в крупнотоннажном производстве.

Цель изобретения - обеспечение однородности свойств дизельного топлива с весьма малыми присадками в непрерывном производстве.

Поставленная цель достигается тем, что в способе модификации дизельного топлива, включающем введение присадок в поток дизельной фракции до достижения промежуточной концентрации и последующее ее снижение до рабочей концентрации, вначале выделяют дизельную фракцию из стабильного конденсата, затем поток дизельной фракции раздваивают на потоки с соотношением скоростей 3: 4-1: 40, вводят присадки в поток, движущийся с меньшей скоростью, после чего возвращают его в поток, движущийся с большей скоростью, доведя концентрацию присадок до рабочей. Указанное запаздывание скорости вспомогательного потока по отношению к основному является оптимальным при введении присадок с весьма малой концентрацией.

Градиент давления между точками раздвоения и соединения потоков дизельной фракции колеблется в интервале 3-20 кПа/м.

Осевые линии (векторы скоростей) обоих потоков могут находиться в одной плоскости.

Поток дизельной фракции может разделяться на несколько вспомогательных потоков как до, так и после охлаждения дизельной фракции.

После введения раствора присадок в трубопровод содержимое трубопровода может подвергаться воздействию электромагнитного или магнитного полей.

Пример осуществления способа

Из стабильного газового конденсата выделяют дизельную фракцию и транспортируют ее по трубопроводу со скоростью 0,5 м/с.

После первичного охлаждения дизельной фракции поток с температурой 60-80oС раздваивают на поток, движущийся со скоростью 0,5 м/с и поток, движущийся со скоростью 0,1 м/с. В последний под давлением 2,5 кгс/см2 вводят заранее приготовленный в ароматическом углеводороде, например в ксилоле 45 мас. %, раствор смеси депрессора с диспергатором. В качестве депрессора используют сополимер этилена с винилацетатом, а в качестве диспергатора, не содержащего галогенов, - полимер с монозвеном на углеводородной основе, содержащий карбонильные и алифатические группировки, причем соотношение алифатических протонов к ароматическим протонам продукта взаимодействия монозвена с ксилолом колеблется в интервале 50:1- 15:1. Вначале концентрация смеси присадок дизельной фракции составляет 1-5 мас.%, а затем после соединения потоков концентрация смеси присадок снижается до рабочей, а именно 0,017 мас.%. Модифицированное дизельное топливо имеет следующие показатели:

температура застывания - минус 52oС

предельная температура фильтруемости - минус 42oС

цетановое число - 45

кинематическая вязкость - 1,45 мм2/с при 20oС.

В случае, когда возникает необходимость раздельного введения отдельных компонентов смеси присадок, основной поток дизельной фракции может распадаться на два дополнительных симметричных потока с разными точками возврата в основной поток дизельной фракции.

Для подогрева раствора трубопровод может быть снабжен коаксиально расположенной к потоку цилиндрической рубашкой с вентилями для заполнения и выпуска жидкой смеси раствора присадок, а также вспомогательным воздушным клапаном.

Предлагаемый способ позволяет получать модифицированное дизельное топливо с однородными свойствами.

Технико-экономический эффект достигается за счет обеспечения возможности модификации дизельного топлива присадками с весьма малой концентрацией (менее одной тысячной доли процента) в непрерывном производстве.

Класс C10L1/10 содержащее присадки 

способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
ракетное топливо староверова - 14 (варианты) -  патент 2516825 (20.05.2014)
ракетное топливо староверова - 15 (варианты) -  патент 2516711 (20.05.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
ракетное топливо -  патент 2513850 (20.04.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и топливная композиция, ее содержащая -  патент 2510415 (27.03.2014)
способ введения депрессорной присадки в парафинистую нефть -  патент 2508393 (27.02.2014)
способ получения противотурбулентной присадки с рециклом мономеров, способ получения противотурбулентной присадки, способ получения высших поли- -олефинов для этих способов и противотурбулентная присадка на их основе -  патент 2505551 (27.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
Наверх