газотурбоионный двигатель
Классы МПК: | F02C6/20 приспосабливание газотурбинных установок для приведения в действие транспортных средств |
Автор(ы): | Григорчук В.С. |
Патентообладатель(и): | Григорчук Владимир Степанович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-10-20 публикация патента:
27.06.2002 |
Газотурбоионный двигатель, относящийся к двигателестроению, содержит газовые турбины, пусковой электродвигатель, понижающий редуктор. Газовые турбины изолированы друг от друга и закреплены на одном валу. Один конец вала через центробежную муфту соединен с пусковым двигателем, а другой - связан с ведущей шестерней понижающего редуктора. Впускной и выпускной каналы каждой газовой турбины соединены между собой трубопроводом. Трубопровод имеет снаружи охладитель газа и штуцер с запорным краном, а внутри - ионизатор газа, ускоряющую систему и нейтрализатор. Внутренние полости каждой газовой турбины и каждого трубопровода заполнены водородом под давлением, который является рабочим телом. Ионизаторы газа, ускоряющие системы и нейтрализаторы газовых турбин подключены к ядерным высоковольтным батареям. Предложенный двигатель экологичен, имеет небольшие тепловые потери. 9 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9
Формула изобретения
Газотурбоионный двигатель, содержащий газовые турбины, пусковой электродвигатель, понижающий редуктор, отличающийся тем, что газовые турбины изолированы друг от друга и закреплены на одном валу, один конец которого через центробежную муфту соединен с пусковым электродвигателем, а другой связан с ведущей шестерней понижающего редуктора, кроме того, впускной и выпускной каналы каждой газовой турбины соединены между собой трубопроводом, имеющим снаружи охладитель газа и штуцер с запорным краном, а внутри - ионизатор газа, ускоряющую систему и нейтрализатор, причем внутренние полости каждой газовой турбины и каждого трубопровода заполнены водородом под давлением, который является рабочим телом, а ионизаторы газа, ускоряющие системы и нейтрализаторы газовых турбин подключены к ядерным высоковольтным батареям.Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к области машиностроения и может найти применение в качестве двигателя. Известен двигатель внутреннего сгорания Ванкеля, содержащий трехгранный ротор, профиль которого выполнен по эпитроохойде, закрепленный на эксцентриковом валу, имеющим зубчатое колеcо, обкатывающееся по неподвижному колесу. Ротор вставлен в элиптичеcкий цилиндр, имеющий впускной и выпускной каналы, а также свечу зажигания. Передаточное отношение неподвижной и подвижной шестерен 3/2 /А.Ф. Крайнев. Словарь-справочник по механизмам, М.: Машиностроение, 1981, c. 31/. Недостатками известного двигателя внутреннего сгорания Ванкеля являются: большой расход топлива, большие тепловые потери и вредное воздействие на окружающую среду. Указанные недостатки обусловлены конструкцией двигателя. Известна также газотурбинная энергетическая установка, cодержащая осевой компрессор, газовую турбину, понижающий редуктор и пусковой электродвигатель, сидящие на одном валу, камеру сгорания c форсункой и системой зажигания, вход которой пневматически соединен c выходом компрессора, а выход подключен ко входу газовой турбины /Морcкой энциклопедический словарь, т. 1, А-И. /Под ред. д.т.н. В.В. Дмитриева, Л.: Судостроение, 1991, c. 281-282/. Известная газотурбинная энергетическая установка, как наиболее близкая по технической сущности и доcтигаемому полезному результату, принята за прототип. Недостатки известной газотурбинной энергетической установки, принятой за прототип, те же. Указанные недостатки обусловлены конструкцией газотурбинной энергетической установки. Целью настоящего изобретения является уменьшение расхода топлива и вредного воздействия на окружающую среду. Указанная цель согласно изобретению обеспечивается тем, что осевой компрессор и камера сгорания с форсункой и системой зажигания заменены несколькими дополнительными газовыми турбинами, изолированными друг от друга, закрепленными на общем валу, один конец которого через центробежную муфту соединен с электродвигателем (пусковым), а другой конец соединен с ведущим валом понижающего редуктора, впускной и выпускной фланцы каждой из газовых турбин соединены между собой трубопроводом, снаружи имеющим охладитель газа и штуцер с запорным краном, а внутри содержащим ионизатор газа, ускоряющую систему и нейтрализатор, причем внутренние полости каждой газовой турбины и каждого трубопровода заполнены водородом под давлением, который является рабочим телом, а ионизатор газа, ускоряющая система и нейтрализатор каждой газовой турбины подключены к ядерным высоковольтным батареям. Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен общий вид газотурбоионного двигателя, на фиг.2 - вид слева на газотурбоионный двигатель, на фиг.3 - вид оправа на газотурбоионный двигатель, на фиг.4 - продольный разрез газотурбоионного двигателя, на фиг.5 - схема газотурбоионного двигателя, на фиг.6 - схема регулировки частоты вращения вала газотурбоионного двигателя, на фиг.7 - схема понижающего редуктора, на фиг.8 - устройство центробежной муфты, на фиг.9 - устройство ядерной высоковольтной батареи. Газотурбоионный двигатель содержит корпуса 1, 2, 3, закрытые крышками 4, 5, 6, соединенные болтами между собой, внутри которых установлены турбины 7, 8, 9, закрепленные на общем валу 10. К крайним корпусам прикреплены корпус 11 центробежной муфты, связанной с пусковым электродвигателем 12, и корпус 13 понижающего редуктора. Центробежная муфта содержит ведущей вал 14, соединенный с валом пускового электродвигателя, на котором закреплена вилка 15, на концах которой с возможностью продольного перемещения установлены грузики 16, 17 с колодками 18, 19. На общем валу установлен диск 20 с фрикционной накладкой 21. Понижающий редуктор содержит ведущую шестерню 22, закрепленную на общем валу и входящую в зацепление с большой шестерней 23 каретки, закрепленной на водиле 24, установленном на валу 25 газотурбоионного двигателя. Малая шестерня 26 каретки входит в зацепление с неподвижной шестерней 27, закрепленной на корпусе понижающего редуктора. Впускной и выпускной фланцы каждой из турбин соединены между собой трубопроводами 28, 29, 30, снаружи которых установлены охладители газа 31, 32, 33 и штуцера с запорными кранами 34. Внутри каждого из трубопроводов размещены ионизатор газа, ускоряющая система и нейтрализатор. Ионизатор газа содержит круглый цилиндр 35, подключенный к положительному выводу высоковольтной батареи, источник электронов 36 в форме круглого стержня, вставленного внутрь круглого цилиндра и соединенного с ускоряющей сеткой 37, подключенных к высоковольтной батарее. Там же установлены замедляющая сетка 38 и нейтрализатор 39 в форме сетки, подключенные к высоковольтным батареям. Ионизатор газа, ускоряющая система и нейтрализатор расположены в трубопроводе, внутренняя поверхность которого выполнена из изоляционного материала, внутрь которого входят лопасти турбины, также выполненные из прочного изоляционного материала или покрытые им. Снаружи на ионизаторе газа установлен соленоид 40. Все соленоиды соединены последовательно и подключены к батареям. Система регулирования частоты вращения вала газотурбоионного двигателя содержит три группы батарей и включателей. Первая группа содержит батареи 41-45 и включатели 46-50. Вторая группа содержит батареи 51-55 и включатели 56-60. Третья группа содержит батареи 61-65 и включатели 66-70. Все три группы батарей и включателей подключены в цепь питания ионизаторов газа, ускоряющих систем и нейтрализаторов, причем каждая группа включателей имеет общий привод (на чертежах не показано), а одни и те же элементы разных турбин соединены между собой проводниками, как показано на фиг.6. Внутренние полости турбин, трубопроводов заполнены водородом под давлением, который является рабочим телом газотурбоионного двигателя. Ядерные (изотопные) высоковольтные батареи одинаковые по конструкции и каждая из них содержит корпус 71, внутрь которого вставлен, изолированный от корпуса, эмиттер 72, являющийся носителем


Класс F02C6/20 приспосабливание газотурбинных установок для приведения в действие транспортных средств