состав преобразователя алифатического углеводородного сырья и жидкого топлива для улучшения полноты, скорости их окисления (сгорания) и снижения токсичности отходящих газов

Классы МПК:F02M27/02 катализаторами 
C10L10/02 для снижения дымообразования 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Адамович Борис Андреевич,
Дербичев Ахмет Гири Бамат Гиреевич,
Дудов Владимир Ильич,
Ким Олег Давидович,
Кобяков Дмитрий Петрович,
Трубицын Александр Павлович
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-20
публикация патента:

Изобретение относится к области энергетики и нефтехимического синтеза, в частности к топкам теплоэлектростанций, двигателям внутреннего сгорания, турбореактивным двигателям, ракетным двигателям с углеводородным горючим и установкам нефтехимического синтеза. Преобразователь углеводородного алифатического жидкого топлива и других алифатических нефтепродуктов выполнен в виде легкоплавкого сплава, состоящего из чистых металлов: олова (61,8% по массе) и кадмия (38,2%) в соотношении, равном коэффициенту "золотого сечения" (1,618), имеющего возможность образовывать свободные электроны, отщепляющие из открытой углеводородной цепи нефтепродукта радикалы, в виде отдельных гранул любой формы с массой 10-15 г. Размещение гранул в любом корпусе преобразователя может быть произвольным, а свободный объем корпуса должен в 3-5 раз превышать объем, занимаемый всеми гранулами. Технический результат заключается в увеличении скорости и полноты окисления (сгорания) нефтепродукта в различных энергетических установках и, как следствие, в уменьшении в несколько раз токсичности отработавших газов и увеличении производительности установок нефтехимического синтеза.

Формула изобретения

Состав преобразователя углеводородного алифатического жидкого топлива и других алифатических нефтепродуктов для улучшения полноты и скорости их окисления (сгорания) и снижения токсичности отходящих газов в топках электростанций, двигателях внутреннего сгорания, турбореактивных двигателях, ракетных двигателях с углеводородным горючим и установках нефтехимического синтеза, отличающийся использованием легкоплавкого сплава, состоящего из чистых металлов: олова (61,8% по массе) и кадмия (38,2%) в соотношении, равном коэффициенту "золотого сечения" (1,618), имеющего возможность образовывать свободные электроны, отщепляющие из открытой углеводородной цепи нефтепродукта радикалы, в виде отдельных гранул любой формы с массой 10-15 г, при этом размещение гранул в любом корпусе преобразователя может быть произвольным, а свободный объем корпуса должен в 3-5 раз превышать объем, занимаемый всеми гранулами.

Описание изобретения к патенту

1. Область техники, к которой относится изобретение

Изобретение относится к области энергетики и нефтехимического синтеза, в частности к топкам теплоэлектростанций, двигателям внутреннего сгорания (ДВС), турбореактивным двигателям (ТРД), ракетным двигателям (ЖРД) с углеводородным горючим и установкам нефтехимического синтеза.

2. Уровень техники

Известны многочисленные способы преобразования нефтепродуктов (изменения их молекулярной структуры) с целью повышения полноты и скорости окисления (сгорания) и, как следствие, повышения мощности (производительности), экономичности и уменьшения токсичности отработавших газов. Эта цель реализуется с помощью обработки жидких нефтепродуктов в магнитных и электростатических полях, добавки плакирующих компонентов и использования различных композиционных сплавов тяжелых металлов.

Применительно к двигателям внутреннего сгорания на рынке появились многочисленные приборы, реализующие эти способы:

"Пауэрплас" - Англия; "Пауэркет" - США; "Пауэртех" - Корея; "МСЖТ"; "Экохим" -Армения и др. (1), (2), (3), (4). Недостатком известных решений является низкая эффективность.

Известен способ предварительной подготовки топлива двигателя внутреннего сгорания путем воздействия на топливо гранулированного композиционного сплава, состоящего из 60-80% по массе олова, 15-30% сурьмы, 2-7% свинца и 3-12% ртути (5).

Однако известное решение также характеризуется недостаточной эффективностью.

Целью изобретения является повышение эффективности преобразования топлива и других нефтепродуктов.

3. Сущность изобретения

Поставленная цель достигается применением гранулированного композитного сплава чистых металлов, состоящего из 61,8% по массе олова и 38,2% кадмия, соотношение которых равно коэффициенту "золотого сечения" (1,618). Максимальная эффективность сплава обеспечивается путем образования в нем свободных электронов при контакте с топливом, отщепляющих из открытой углеводородной цепи нефтепродукта радикалы.

Композитный сплав используется в виде отдельных гранул любой формы с массой 10-15 г, при этом размещение гранул в любом корпусе преобразователя может быть произвольным, а свободный объем корпуса должен в 3-5 раз превышать объем, занимаемый всеми гранулами.

Физико-химический механизм преобразования заключается в следующем.

Легкоплавкий сплав, состоящий из олова и кадмия в "золотом" соотношении, характеризуется тем, что эти элементы имеют незаполненные орбитали на внешних электронных оболочках атомов и различные значения коэффициентов электроотрицательности, т. е. способности притягивать к себе электроны. Взаимодействие этих элементов (обмен электронами) приводит к образованию в массе сплава свободных электронов, локализирующихся у поверхности сплава. Молекулы жидких углеводородов, обтекающих сплав, вследствие существенного различия (по Милликену - Яффе) коэффициентов электроотрицательности сплава и углеводородных радикалов взаимодействуют с поверхностными электронами, в результате чего часть радикалов покидает открытую цепочку алифатического углеводорода, приобретая соответствующий дипольный момент. Эти свободные радикалы (СНх) - диполи весьма реакционноспособны и являются инициаторами бездетонационного горения по цепному принципу.

Наибольшая эффективность способа имеет место при использовании легкоплавкого сплава, состоящего из элементов с повышенной электроотрицательностью (олово) и элементов с пониженной электроотрицательностью (кадмий). Это подтверждается также тем, что химическое сродство кадмия к электрону практически равно нулю, т.е. атомы кадмия не будут притягивать электроны, но будут отдавать их тем атомам, у которых сродство с кислородом имеет большие значения (олово).

4. Сведения, подтверждающие возможность осуществления изобретения

а) Подтверждение предлагаемого механизма преобразования

Прямых надежных методов обнаружения свободных радикалов в жидких углеводородах нет.

Жидкостная хроматография не обнаружила изменений в составе нефтепродуктов после их обработки предлагаемым сплавом.

Для этой цели был использован косвенный метод, заключающийся в том, что если после сгорания обработанного сплавом топлива в продуктах сгорания увеличится содержание свободных радикалов, то это будет свидетельствовать о существовании предлагаемого механизма.

Брали автомобиль Газ-2410 с пробегом 60 тыс. км и работали на холостом ходу.

В 20 см от среза выхлопной трубы устанавливали индикаторные трубки фирмы "Дрегер" типа СН-25401 и измеряли содержание свободных радикалов до и после установки преобразователя. Без преобразователя содержание свободных радикалов составляло 2,5 мг/л, с преобразователем - 4,2 мг/л. Таким образом, предлагаемый состав преобразователя обеспечивает соответствующую реструктуризацию топлива.

б) Подтверждение нового технического эффекта

Сравнение с известными техническими решениями показало, что предложенная композиция сплава позволяет получить технический эффект, в несколько раз превышающий достигнутый раннее.

Пример применительно к ДВС. Провели испытание сплава на современных автомобильных двигателях, оборудованных системой непосредственного впрыска топлива.

Для испытаний брали автомобили иностранных марок, прошедшие 50-80 тыс. км и обеспечивающие на холостом ходу содержание СО около 0,5-0,6% по объему и СН - 100-200 ppm.

Обработка топлива предлагаемым сплавом позволила:

- на холостом ходу снизить концентрацию СО в 50 раз (до 0,01%), а СН - в 10 раз (15 ppm);

- на городском ездовом цикле: СО - в 3-5 раз (до 0,1%) и СН - в 1,5-2 раза (до 70-80 ppm).

При испытаниях использовали только высокооктановый алифатический неэтилированный бензин с содержанием ароматических углеводородов не более 35%.

Особое значение имеет использование предлагаемого композиционного сплава для напряженного автомобильного движения в крупных городах, изобилующего "пробками", перегазовками и режимами, близкими к холостому ходу и повышенным оборотам без нагрузки, когда концентрации СО и СН максимальны, а NОх - минимальны.

Применительно к другим типам энергетических устройств (топки ТЭЦ, ТРД, ЖРД) испытания не проводились, однако следует отметить, что механизм преобразования топлива является общим для всех видов устройств, работающих на алифатическом углеводородном топливе. В перспективе использование такого состава позволит увеличить скорость физико-химических реакций нефтехимического синтеза.

Следует отметить, что коэффициент "золотого сечения", обеспечивающий в настоящей заявке новый весьма значительный технический эффект, проявляет загадочные свойства и в других физико-химических приложениях.

Так, например, эвтектические сплавы олова и свинца при массовом соотношении олова к свинцу и свинца к олову, равном 1,618 имеют практически одну и ту же температуру плавления (солидус, около 180oС).

Источники информации

1. МСЖТ, "Изобретатель и рационализатор", 6, 1995.

2. "Старт", "Изобретатель и рационализатор", 11, 1995.

3. "Пауэрплас", "Financial Times", 14.11.1989.

4. Патент США 4469076, 1984.

5. Заявка РСТ 90/14516, 1990.

Класс F02M27/02 катализаторами 

способ получения механической или электрической энергии из топлива, содержащего спирт -  патент 2451800 (27.05.2012)
устройство предпускового подогрева двигателя, автономного отопления, генерации водородсодержащего газа и способ работы устройства -  патент 2440507 (20.01.2012)
каталитический подогреватель топлива для использования в топливной системе транспортного средства -  патент 2432487 (27.10.2011)
устойчивая к сере система дополнительной обработки выхлопных газов для сокращения оксидов азота -  патент 2406867 (20.12.2010)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2396449 (10.08.2010)
устройство для электрокаталитической обработки топлива -  патент 2377434 (27.12.2009)
способ улучшения работы систем сжигания дизельного топлива -  патент 2296152 (27.03.2007)
способ и устройство для обработки топлива -  патент 2265644 (10.12.2005)
форсунка для дизельного топлива -  патент 2229032 (20.05.2004)
непрерывная дегидратация спирта до простого эфира и воды, применяемых как топливо для дизельных двигателей -  патент 2205861 (10.06.2003)

Класс C10L10/02 для снижения дымообразования 

солевое производное амида поли(гидроксикарбоновой кислоты) и содержащая его смазочная композиция -  патент 2499034 (20.11.2013)
способ регулирования побочных продуктов или загрязняющих веществ, образующихся при сжигании топлива (варианты), топливная композиция, топливная дисперсия и снижение количества выбросов с ее помощью -  патент 2492215 (10.09.2013)
присадка к топливу и содержащее ее топливо -  патент 2486229 (27.06.2013)
применение диалкилполигликолевых эфиров полиоксиметилена в качестве добавки к дизельным топливам с целью снижения выделения твердых частиц с выхлопными газами в двигателях с самовоспламенением -  патент 2485170 (20.06.2013)
применение смазочного масла в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2477306 (10.03.2013)
способ получения брикетного топлива -  патент 2473672 (27.01.2013)
антидымная присадка -  патент 2472847 (20.01.2013)
антидымная присадка -  патент 2472844 (20.01.2013)
комбинированный пакет смазочного масла и топлива для использования в двигателе внутреннего сгорания -  патент 2464302 (20.10.2012)
применение соединений, содержащих галоген и азот, для снижения выбросов ртути при сжигании угля -  патент 2441905 (10.02.2012)
Наверх