насосная штанга (варианты)

Классы МПК:E21B17/01 насосно-компрессорные трубы
F16B11/00 Соединения конструктивных элементов склеиванием или прессованием, например холодной сваркой под давлением
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Пышнов Виктор Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
2000-11-22
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающему машиностроению и предназначено для механизации добычи нефти из скважины. Изобретение описывает выполнение насосной штанги в двух вариантах. Согласно первому варианту в насосной штанге, содержащей стержень с глухими отверстиями, ниппели на его концах с цилиндрической и конической внутренними поверхностями на каждом ниппеле, имеющими общую ось, и присоединительной резьбой со стороны конической внутренней поверхности, адгезив, расклинивающие детали, каждый ниппель выполнен с конической внутренней поверхностью, переходящей в сквозное отверстие, со стороны, противоположной цилиндрической внутренней поверхности, причем длина внутренней конической поверхности ниппеля равна 2,5-4,0 диаметра его внутренней цилиндрической поверхности, который равен диаметру стержня, а меньший диаметр внутренней конической поверхности, равен диаметру внутренней цилиндрической поверхности ниппеля, при этом стержень выполнен с прорезями на концах и с возможностью его расклинивания за счет них расклинивающими деталями без разрушения на требуемую глубину, отношение диаметра D0 стержня к диаметру его глухого отверстия равно 4-9, длина глухого отверстия стержня равна длине прорезей в нем и составляет (2,5-4)D0, а углы полураствора конических поверхностей ниппеля и расклинивающей детали равны между собой и составляют 2-4o. Согласно второму варианту отношение диаметра внутренней цилиндрической поверхности ниппеля к меньшему диаметру его внутренней конической поверхности равно 1,1-1,2, переход от цилиндрической поверхности ниппеля к его конической поверхности выполнен с уступом, стержень также выполнен с уступом, который соответствует уступу на ниппеле. Изобретение обеспечивает увеличение прочности и долговечности насосной штанги, а также уменьшение массы и габаритов ниппеля и упрощение его изготовления. 2 с.п. ф-лы, 12 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12

Формула изобретения

1. Насосная штанга, содержащая стержень с глухими отверстиями, ниппели на его концах с цилиндрической и конической внутренними поверхностями на каждом ниппеле, имеющими общую ось, и присоединительной резьбой со стороны конической внутренней поверхности, адгезив, расклинивающие детали, отличающаяся тем, что каждый ниппель выполнен с конической внутренней поверхностью, переходящей в сквозное отверстие, со стороны, противоположной цилиндрической внутренней поверхности, причем длина внутренней конической поверхности ниппеля равна 2,5-4,0 диаметра его внутренней цилиндрической поверхности, который равен диаметру стержня, а меньший диаметр внутренней конической поверхности, равен диаметру внутренней цилиндрической поверхности ниппеля, при этом стержень выполнен с прорезями на концах и с возможностью его расклинивания за счет них расклинивающими деталями, соотношение диаметра D0 стержня к диаметру его глухого отверстия равно 4-9, длина глухого отверстия стержня равна длине прорезей в нем и составляет (2,5-4)D0, а углы полураствора конических поверхностей ниппеля и расклинивающей детали равны между собой и составляют 2-4o.

2. Насосная штанга, содержащая стержень с глухими отверстиями, ниппели на его концах с цилиндрической и конической внутренними поверхностями на каждом ниппеле, имеющими общую ось, и присоединительной резьбой со стороны конической внутренней поверхности, адгезив, расклинивающие детали, отличающаяся тем, что каждый ниппель выполнен с конической внутренней поверхностью, переходящей в сквозное отверстие, со стороны, противоположной цилиндрической внутренней поверхности, причем длина его внутренней конической поверхности равна 2,5-4,0 диаметра внутренней цилиндрической поверхности, который равен диаметру стержня, при этом отношение диаметра внутренней цилиндрической поверхности ниппеля к меньшему диаметру его внутренней конической поверхности равно 1,1-1,2, переход от цилиндрической поверхности ниппеля к его конической поверхности выполнен с уступом, углы полураствора конических поверхностей ниппеля и расклинивающей детали равны между собой и составляют 2-4o, при этом стержень выполнен с прорезями на концах на длину, равную 2,5-4,0 диаметра цилиндрической поверхности и с возможностью его расклинивания за счет них расклинивающими деталями, а в средней его части при переходе от одной цилиндрической поверхности с диаметром D0 к другой с диаметром d1, стержень выполнен с уступом, который соответствует уступу на ниппеле, при этом D0/d1= 1,1-1,2.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к нефтеперерабатывающему машиностроению и предназначено для механизации добычи нефти из скважины.

Известна насосная штанга, содержащая стержень из стеклопластика, металлические ниппели с присоединительной резьбой и глухими односторонними отверстиями, адгезив для соединения стержня с ниппелем. Конец стержня, соединенный с ниппелем, выполнен с пазами различной глубины, внутренняя полость ниппеля выполнена с коническими зонами. Кроме того, на конце стержня могут быть выполнены прорези, проходящие через ось стержня. Пазы или прорези предназначены для равномерного распределения адгезива [1].

Недостатками этой насосной штанги являются невысокая прочность и недостаточная долговечность, так как отсутствие конусности на конце стержня не позволяет использовать эффект клинового соединения и оптимальным образом распределить напряжения между стержнем и ниппелем, кроме того, глухое с одного конца ниппеля отверстие приводит к уменьшению площади склеивания и поэтому снижает прочность и долговечность насосной штанги.

Известна насосная штанга, содержащая стержень из стеклопластика с глухими отверстиями на его концах, металлические ниппели на концах стержня с присоединительной резьбой и глухим отверстием на одном конце ниппеля, в котором содержатся коническая и цилиндрическая поверхности на общей оси, адгезив, расклинивающую деталь, которая внедрена в стержень со стороны глухого отверстия ниппеля [2].

Недостатком этой насосной штанги является недостаточная прочность и долговечность из-за того, что отсутствие прорезей на конце стержня не позволяет внедрить расклинивающую деталь на требуемую глубину (порядка нескольких диаметров стержня), поэтому площадь конусности на конце стержня будет мала, что в свою очередь вызовет эффект концентрации напряжений в конусной части, кроме того, при внедрении расклинивающей детали будет происходить неконтролируемое разрушение конца стержня с распространением трещин вдоль тела стержня, а также из-за того, что ниппели выполнены с глухими отверстиями, что приводит к уменьшению площади склеивания ниппеля со стержнем или к увеличению массы и габаритов ниппеля, кроме того, данная штанга сложна в изготовления из-за сложной технологии изготовления внутренней поверхности ниппеля и сложности сборки стержня с ниппелем.

Техническим результатом предложения является увеличение прочности и долговечности насосной штанги, а также уменьшение массы и габаритов ниппеля и упрощение его изготовления.

Для достижения этого, согласно первому варианту, в насосной штанге, содержащей стержень с глухими отверстиями, ниппели на его концах с цилиндрической и конической внутренними поверхностями на каждом ниппеле, имеющими общую ось, и присоединительной резьбой со стороны конической внутренней поверхности, адгезив, расклинивающие детали, каждый ниппель выполнен с конической внутренней поверхностью, переходящей в сквозное отверстие, со стороны, противоположной цилиндрической внутренней поверхности, причем длина внутренней конической поверхности ниппеля равна 2,5-4,0 диаметра его внутренней цилиндрической поверхности, который равен диаметру стержня, а меньший диаметр внутренней конической поверхности равен диаметру внутренней цилиндрической поверхности ниппеля, при этом стержень выполнен с прорезями на концах и с возможностью его расклинивания за счет них расклинивающими деталями без разрушения на требуемую глубину, отношение диаметра D0 стержня к диаметру его глухого отверстия равно 4-9, длина глухого отверстия стержня равна длине прорезей в нем и составляет (2,5насосная штанга (варианты), патент № 21826424)D0, а углы полураствора конических поверхностей ниппеля и расклинивающей детали равны между собой и составляют 2-4o.

Согласно второму варианту, для достижения технического результата в насосной штанге, содержащей стержень с глухими отверстиями на его концах, ниппели на концах стержня с цилиндрической и конической внутренними поверхностями, имеющими общую ось, и присоединительной резьбой со стороны конической внутренней поверхности, адгезив, расклинивающую деталь, каждый ниппель выполнен с конической внутренней поверхностью, переходящей в сквозное отверстие, со стороны, противоположной цилиндрической внутренней поверхности, причем длина его внутренней конической поверхности равна 2,5-4,0 диаметра внутренней цилиндрической поверхности, который равен диаметру стержня, при этом отношение диаметра внутренней цилиндрической поверхности ниппеля к меньшему диаметру его внутренней конической поверхности равно 1,1-1,2, переход от цилиндрической поверхности ниппеля к его конической поверхности выполнен с уступом, углы полураствора конических поверхностей ниппеля и расклинивающей детали равны между собой и составляют 2-4o, при этом стержень выполнен с прорезями на концах на длину, равную 2,5-4,0 диаметра цилиндрической поверхности, и с возможностью его расклинивания за счет них расклинивающими деталями без разрушения на требуемую глубину, а в средней его части при переходе от одной цилиндрической поверхности с диаметром D0 к другой с диаметром d1 стержень выполнен с уступом, который соответствует уступу на ниппеле, при этом D0/d1=1,1-1,2.

Это обеспечивает еще большую прочность насосной штанги при сжатии, а в ряде случаев и при растяжении.

Предложение поясняется чертежами, на которых показаны: фиг.1 - насосная штанга (по варианту 1), фиг.2 - вид А по фиг.1, фиг.3 - ниппель (по варианту 1), фиг.4 - стержень (по варианту 1), фиг.5 - вид В по фиг.4, фиг.6 - сечение по С-С по фиг.5, фиг.7 - насосная штанга (по варианту 2), фиг.8 - вид А на фиг. 7, фиг.9 - ниппель (по варианту 2), фиг.10 - стержень (по варианту 2), фиг.11 - вид В по фиг.10, фиг.12 - сечение по С-С на фиг.11.

Насосная штанга по варианту 1 содержит (фиг.1) стержень 1, ниппель 2 и расклинивающую деталь 3. Стержень 1 имеет глухие отверстия 6 и прорези 7 на его концах (фиг. 4). Ниппель 2 (фиг.3) имеет сквозную внутреннюю полость в виде цилиндрической поверхности 4 и в виде конической поверхности 5 с противоположной стороны для соединения со стержнем 1. Расклинивающая деталь 3 в виде конуса устанавливается в глухом отверстии 6 стержня 1. Адгезив 8 соединяет поверхность расклинивающей детали 3 со стержнем 1, стержень 1 с ниппелем 2, а также разрезанные прорезями 7 поверхности стержня 1.

Стержень 1 может быть выполнен из коррозионно-стойкого материала, например стеклопластика, ниппель 2 и расклинивающая деталь 3 - из металла, например стали.

Конец ниппеля 2 содержит резьбу 10 для соединения штанг между собой посредством муфты (не показаны).

Ниппель и расклинивающая деталь на другом конце стержня 1 (на фиг.1 не показаны) выполнены аналогично.

Отношение диаметра стержня D0 к диаметру d0 глухого отверстия 6 равно 4-9. Данное отношение выбрано из условий прочности стержня и технологичности выполнения глухого отверстия. При D0/d0>9 диаметр глухого отверстия 6 будет мал для обеспечения точности сверления отверстия на требуемую глубину. При D0/d0<4 глухое отверстие будет велико и снизит прочность стержня 1.

Ниппель 2 имеет с одного конца цилиндрическую поверхность 4 с внутренним диаметром D1, равным диаметру D0 в средней части стержня 1, а с другого конца - коническую поверхность 5 на длине L1=(2,5-4,0)D1 с углом полураствора конуса насосная штанга (варианты), патент № 21826421= 2-40, при этом меньший диаметр внутренней конической поверхности d3 равен диаметру внутренней цилиндрической поверхности D1, причем внутренние коническая и цилиндрическая поверхности имеют общую ось. При L1>4,0D1 толщина ниппеля 2 будет мала в области присоединительной резьбы 10 и снизит его прочность. При L1<2,5D площадь конусной поверхности 5 будет мала и снизит прочность соединения стержня 1 с ниппелем 2. При насосная штанга (варианты), патент № 21826421< 20 существенно уменьшится прочность соединения ниппеля 2 со стержнем 1, а при насосная штанга (варианты), патент № 21826421> 40 толщина ниппеля 2 в области присоединительной резьбы 10 будет мала и снизит прочность ниппеля 2.

Длина L1 конической поверхности 5 ниппеля 2 равна длине L2 расклинивающей детали 3 и длине L0 прорезей 7 в стержне 1 и длине L3 глухого отверстия 6 и равна (2,5-4)D0.

Угол насосная штанга (варианты), патент № 21826421 полураствора конической поверхности 5 ниппеля 2 равен углу насосная штанга (варианты), патент № 21826422 полураствора расклинивающей детали 3 и составляет 2-4o.

Насосную штангу изготавливают следующим образом.

На внутреннюю поверхность ниппеля 2, на коническую поверхность расклинивающей детали 3 и на концы стержня 1 наносится адгезив 8. Затем ниппели 2 устанавливаются на концы стержня 1. После этого в глухое отверстие 6 стержня 1 устанавливается расклинивающая деталь 3, при этом концы стержня 1 расклиниваются (фиг.1). Далее образующиеся пустоты в стержне 1 заполняются адгезивом 8, после чего происходит его отверждение.

По варианту 2 насосная штанга содержит (фиг.7) стержень 1, ниппель 2 и расклинивающую деталь 3. Стержень 1 имеет глухие отверстия 6 и прорези 7 на его концах (фиг.10).

Ниппель 2 (фиг.10) имеет сквозную внутреннюю полость, выполненную с одного конца в виде цилиндрической поверхности 4 с внутренним диаметром D1, равным диаметру D0 в средней части стержня 1, а с другого конца (со стороны присоединительной резьбы 10) - коническую поверхность 5 на длине L1=(2,5-4,0)D1 с углом полураствора конуса насосная штанга (варианты), патент № 21826421= 2-40, при этом меньший диаметр конической поверхности равен d2, при этом D1/d2=1,1-1,2. Внутренние коническая и цилиндрическая поверхности имеют общую ось. При переходе от диаметра D1 к диаметру d2 образуется уступ 9. Отношение D1/d2=1,1-1,2 выбрано исходя из того, что при D1/d2<1,1 величина уступа мала и не обеспечивает прочность насосной штанги при сжатии, а при D1/d2>1,2 диаметр d1 стержня 1 недостаточен для обеспечения его прочности.

Стержень 1 имеет (фиг.10) на концах диаметр d1, меньший, чем диаметр D0 средней части, при этом D0/d1=1,1-1,2. Данное отношение обусловлено прочностными требованиями к насосной штанге. На концах стержня 1 выполнены глухие отверстия 6 и прорези 7, длина L1 которых равна (2,5-4,0)D0, где D0 - диаметр средней части стержня 1.

Расклинивающая деталь 3 в виде конуса устанавливается в глухом отверстии 6 стержня 1. Адгезив 8 соединяет поверхность расклинивающей детали 3 со стержнем 1, стержень 1 с ниппелем 2, а также разрезанные прорезями 7 поверхности стержня 1.

Стержень 1 может быть выполнен из коррозионно-стойкого материала, например стеклопластика, ниппель 2 и расклинивающая деталь 3 - из металла, например стали.

Конец ниппеля 2 содержит резьбу 10 для соединения штанг между собой посредством муфты (не показаны).

Ниппель и расклинивающая деталь на другом конце стержня 1 (на фиг.8 не показаны) выполнены аналогично.

Отношение диаметра стержня D0 к диаметру d0 глухого отверстия 6 равно 4-9. Данное отношение выбрано из условий прочности стержня и технологичности выполнения глухого отверстия.

Длина L1 конической поверхности 5 ниппеля 2 равна длине L2 расклинивающей детали 3 и длине L0 прорезей 7 в стержне 1 и длине L3 глухого отверстия 6 и равна (2,5-4)D0.

Угол насосная штанга (варианты), патент № 21826421 полураствора конической поверхности 5 ниппеля 2 равен углу насосная штанга (варианты), патент № 21826422 полураствора расклинивающей детали 3 и составляет 2-4o.

Приведенные соотношения углов и длин конических поверхностей ниппелей и расклинивающих деталей обусловлены прочностными требованиями к штанге и конструктивными особенностями. Например, если уменьшать угол конусности, то уменьшится и прочность соединения вследствие уменьшения эффекта клинового соединения, если же увеличивать угол конусности, то толщина ниппеля будет стремиться к нулю, что также уменьшит прочность.

Насосная штанга изготавливается тем же способом, что и по варианту 1.

Выполнение в варианте 2 стержня 1 различного диаметра в средней части и на концах, наличие уступов 9 на стержне 1 и ниппеле 2 в отличие от варианта 1 позволяет еще больше увеличить прочность насосной штанги при сжатии за счет наличия уступа 9, а в ряде случаев увеличивается также и прочность на растяжение за счет увеличения толщины ниппеля в области присоединительной резьбы. Наличие сквозной внутренней полости только с одной цилиндрической и одной конической поверхностями упрощает технологию изготовления ниппеля и технологию сборки насосной штанги в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Патент РФ 2052627, кл. МПК Е 21 В 17/01.

2. Патент РФ 2117132, кл. МПК F 16 B 11/00.

Класс E21B17/01 насосно-компрессорные трубы

соединительный элемент райзера, райзер и способ уменьшения изгибающего момента в райзере -  патент 2490418 (20.08.2013)
насосно-компрессорная труба -  патент 2487229 (10.07.2013)
способ изготовления коррозионно-стойких насосно-компрессорных труб -  патент 2454468 (27.06.2012)
загрузочная система -  патент 2405711 (10.12.2010)
насосно-компрессорная труба и способ ее изготовления -  патент 2395666 (27.07.2010)
устройство для проведения спускоподъемных операций нкт -  патент 2387789 (27.04.2010)
способ изготовления полой насосной штанги для газонефтяных скважин -  патент 2384384 (20.03.2010)
технологический комплекс для ремонта насосно-компрессорных труб -  патент 2376444 (20.12.2009)
способ ремонта насосно-компрессорной трубы -  патент 2375548 (10.12.2009)
способ изготовления насосных штанг -  патент 2361058 (10.07.2009)

Класс F16B11/00 Соединения конструктивных элементов склеиванием или прессованием, например холодной сваркой под давлением

Наверх