вагон-самосвал типа думпкар

Классы МПК:B61D9/02 отличающиеся опрокидывающимися устройствами 
B61D9/08 рамы; поддерживающие и направляющие устройства для кузовов 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Акционерное общество "Крюковский вагоностроительный завод" (UA)
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-08
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту. Вагон-самосвал типа думпкар содержит раму с хребтовой балкой 4 и опорными кронштейнами под шарнирно закрепленный кузов 5 с откидными бортами 6, и симметрично расположенные вдоль оси вагона по бокам хребтовой балки поворачивающиеся в вертикальной плоскости силовые цилиндры 8. На хребтовой балке закреплены торцевые кронштейны 14 для исключения опрокидывания кузова. Кузов закреплен на хребтовой балке через навесные кронштейны 9 с вертикальными пазами в местах их соединения с опорными кронштейнами. Через навесные кронштейны к торцевым стенкам кузова закреплены силовые цилиндры, закрепленные на хребтовой балке через торцевые кронштейны. На хребтовой балке под днищем кузова закреплены в контейнерах блоки пружин, облегчающих подъем груженого кузова. Изобретение повышает эффективность. 1 з.п. ф-лы, 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Вагон-самосвал типа думпкар, содержащий раму с хребтовой балкой и опорными кронштейнами под шарнирно закрепленный кузов с откидными бортами, и симметрично расположенные вдоль оси вагона по бокам хребтовой балки поворачивающиеся в вертикальной плоскости силовые цилиндры, отличающийся тем, что на хребтовой балке закреплены торцевые кронштейны для исключения опрокидывания кузова, который закреплен на хребтовой балке через имеющие вертикальные пазы в местах их соединения с опорными кронштейнами навесные кронштейны, через которые к торцевым стенкам кузова закреплены силовые цилиндры, закрепленные на хребтовой балке через торцевые кронштейны.

2. Вагон-самосвал по п. 1, отличающийся тем, что на хребтовой балке под днищем кузова закреплены в контейнерах блоки пружин, облегчающих подъем груженого кузова.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к вагонам-самосвалам типа думпкар, предназначенным преимущественно для работы в карьерах.

Известна конструкция вагона-самосвала типа думпкар, защищенная патентом США N 4240355, dec. 23, 1980. Изобретение отражает использование гидравлических цилиндров, расположенных по одному на торцах вагона, для опрокидывания кузова вагона.

К недостаткам аналога следует отнести то, что гидросистемы в поездах усложняют их конструкцию.

Известно устройство для наклона кузова вагона-самосвала, защищенное а.с. СССР N 1556978 А1, В 61 D 9/02, опубликованным в бюл. N 14 от 15.04.90 г.

Устройство содержит шарнирно закрепленные одними концами на нижней раме по ее продольной оси силовые цилиндры, шарнирно соединенные другими концами с кузовом. На торцевых стенках кузова закреплены сегментные направляющие для возможности перемещения цилиндров с помощью дополнительного привода.

Использование двух воздушных цилиндров большого диаметра, которыми оснащен аналог, ограничивает длину кузова, а сложность конструкции поворотного механизма не обеспечит надежность их эксплуатации.

Прототипом изобретения является саморазгружающийся вагон типа думпкар, защищенный а. с. N 1749090 А1, В 61 D 9/10, В 60 Р 1/28, опубликованным в бюл. N 27 от 23.07.92 г. Изобретение использовано при разработке вагонов-самосвалов (думпкары), описанных в отраслевом каталоге "Вагоны СССР", Москва, 1989 г.

Тяжеловесные вагоны, находящиеся в эксплуатации, выполнены восьмиосными для груза 145 т (модели 34-667 и 34-669). Наиболее близким прототипом является шестиосный вагон-самосвал типа думпкар, база которого включает две трехосные тележки. Для перевозки груза он содержит кузов с открывающимися бортами, для поворота которого на 45o в любую сторону между тележками закреплены шесть цилиндров по три с каждого борта. Цилиндры пневматические, с рабочей полостью вагон-самосвал типа думпкар, патент № 2181329 685 мм, двойного действия. Сжатый воздух в цилиндры подается по отдельной пневмомагистрали вагона от компрессора локомотива.

К недостаткам прототипа следует отнести то, что крупногабаритная система опрокидывания кузова на 45o исключает возможность повысить грузоподъемность шестиосного вагона-самосвала типа думпкар. К ним также следует отнести трудоемкость изготовления воздушных цилиндров большого диаметра, их большое количество на вагоне и использование при опрокидывании кузова цилиндров одного борта. Кроме этого, размещение цилиндров опрокидывания кузова между тележками исключает возможность увеличить объем кузова и понизить центр тяжести груза.

Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в том, что грузоподъемность вагона-самосвала типа думпкар на двух трехосных тележках может быть приближена до грузоподъемности восьмиосного вагона-самосвала типа думпкар грузоподъемностью 145 т снижением массы вагона. Кроме этого, высвобождение межвагонного пространства обеспечивает возможность увеличить полезный объем кузова и понизить центр тяжести кузова к грузу.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где

на фиг.1 изображен вагон-самосвал типа думпкар в транспортном положении;

на фиг. 2 - вагон-самосвал типа думпкар, вид с торца, транспортное положение;

на фиг.3 - вагон-самосвал типа думпкар, подъем кузова;

на фиг. 4 - вагон-самосвал типа думпкар, опрокидывание кузова на угол 45o.

Вагон-самосвал типа думпкар 1 (фиг.1) включает ходовую часть в виде двух трехосных тележек 2, оборудованных пятниковой опорой 3, на которые опираются хребтовая балка 4, с шарнирно закрепленным кузовом 5, оборудованным откидными бортами 6. На хребтовой балке 4 через опорные кронштейны 7 шарнирно закреплены силовые цилиндры 8 наклона кузова 5.

Цилиндров 8 четыре, по два с каждого торца кузова 5. Через навесные кронштейны 9 и торцевые стенки 10 кузова 5 они закреплены в вертикальном положении. Кузов 5 днищем опирается на шкворневые балки 11 хребтовой балки 4. Между днищем кузова 5 и хребтовой балкой 4 установлены комплекты пружин 12 (фиг. 2), установленные в контейнеры 13, жестко закрепленные к хребтовой балке 4. Для исключения опрокидывания кузова 5 к хребтовой балке 4 закреплены торцевые кронштейны 14, которые используются также для крепления цилиндров 8, места крепления под которые выполнены в виде пазов 15, исключающих поломку штоков цилиндров 8 при повороте кузова 5. Навесные кронштейны 9 в местах крепления к кронштейнам 7 также оборудованы пазами 16.

Работа осуществляется следующим образом. Вагон-самосвал типа думпкар 1 подается под погрузку грунта 17 в состоянии, когда кузов 5 опирается на торцевые кронштейны 14. Для этого цилиндрами 8 кузов 5 прижимается к кронштейнам 14 и закрепляется фиксирующим устройством типа защелки. После погрузки грунта 17 вагон-самосвал типа думпкар 1 подается локомотивом к месту разгрузки. Перед разгрузкой кузов 5 отсоединяется от хребтовой балки 4 и при помощи пружин 12 и цилиндров 8 подымается на высоту h (фиг.3), определенную пазами 16. Затем, работая цилиндрами 8 в "раздрай", осуществляется поворот кузова 5 на угол 45o (фиг.4). Одновременно осуществляется раскрытие борта 6 механизмом, размешенным в кузове 5, который выполнен аналогично прототипу.

Выгруженный вагон-самосвал типа думпкар 1 возвращается в исходное положение, кузов 5 прижимается к кронштейнам 14, защелкивается и отправляется под погрузку.

Размещение на торцах вагона по два цилиндра 8 и под днищем кузова 5 пружин 12 обеспечивает возможность создания шестиосного вагона-самосвала 1 грузоподъемностью до 145 т за счет уменьшения диаметра и количества цилиндров 8 и снижения массы кузова 5.

Изобретение обеспечивает возможность уменьшить количество силовых цилиндров до четырех вместо шести при диаметре их до 400 мм вместо 800 мм.

Наверх