способ изготовления зарядов смесевого ракетного твердого топлива
Классы МПК: | C06B21/00 Способы или устройства для обработки взрывчатых веществ, например формование, резка, сушка C06D5/06 реакцией двух или нескольких твердых веществ |
Автор(ы): | Куценко Г.В., Салахов Р.Ф., Хренов В.С., Салахов Р.Ф., Федченко Н.Н., Божья-Воля Н.С., Гринберг С.И., Лисовский В.М. |
Патентообладатель(и): | Государственное унитарное предприятие Научно- исследовательский институт полимерных материалов, Федеральное государственное унитарное предприятие Пермский завод им. С.М. Кирова |
Приоритеты: |
подача заявки:
2000-04-24 публикация патента:
20.02.2002 |
Изобретение относится к изготовлению зарядов ракетного двигателя из смесевого ракетного твердого топлива. Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива включает в себя формование заряда методом литья топливной массы под давлением на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой, поддержание температуры топливной массы в шнеке при формовании путем подачи теплоносителя в кожух шнека, группирование зарядов для отверждения и отверждение под давлением. Формуют заряд в корпус ракетного двигателя при температуре топливной массы на 10-20oС ниже температуры отверждения. Отформованный заряд выдерживают при работающем шнеке в течение 120-420 с с одновременным охлаждением топливной массы в шнеке путем подачи теплоносителя в кожух шнека с температурой 5-20oС и производят отсечку топливной массы при давлении в корпусе ракетного двигателя 0,5-2,0 МПа. В процессе группирования заряд термостатируют при температуре теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования. Время термостатирования ограничивают временем достижения полноты отверждения топливной массы до 20% и отверждают заряд при температуре 65-85oС и давлении в корпусе ракетного двигателя 1,5-6,0 МПа. Данное изобретение повышает качество готового изделия по монолитности, обеспечивает безопасность процесса и позволяет снизить трудозатраты при изготовлении зарядов. 5 ил. , 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6
Формула изобретения
Способ изготовления заряда смесевого ракетного твердого топлива, включающий формование заряда методом литья топливной массы под давлением на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой, поддержание температуры топливной массы в шнеке при формовании путем подачи теплоносителя в кожух шнека, группирование зарядов для отверждения и отверждение под давлением, отличающийся тем, что формуют заряд в корпус ракетного двигателя при температуре топливной массы на 10-20oС ниже температуры отверждения, отформованный заряд выдерживают при работающем шнеке в течение 120-420oС с одновременным охлаждением топливной массы в шнеке путем подачи теплоносителя в кожух шнека с температурой 5-20oС и производят отсечку топливной массы при давлении в корпусе ракетного двигателя 0,5-2,0 МПа, в процессе группирования заряд термостатируют при температуре теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования, причем время термостатирования ограничивают временем достижения полноты отверждения топливной массы до 20% и отверждают заряд при температуре 65-85oС и давлении в корпусе ракетного двигателя 1,5-6,0 МПа.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области изготовления заряда ракетного двигателя (РД) из смесевого ракетного твердого топлива (СРТТ), а конкретно к технологии изготовления заряда методом литья под давлением на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой и отверждения его групповым способом под давлением. Способ может быть применен в промышленности для производства твердотопливных двигателей различных классов ракет, пороховых аккумуляторов давления для скважин и других изделий аналогичного назначения. Развитие ракетной техники выдвигает все более повышенные требования к качеству зарядов СРТТ, к эффективности производства за счет снижения трудозатрат при изготовлении, повышения производительности, и тем самым к способу их изготовления. Анализом отечественной и зарубежной патентной литературы установлено, что известны способы формования заряда литьем под давлением, предусматривающие нагревание компонентов топливной массы при смешении до температуры выше точки размягчения (патент США 3396215); до температуры 100-125oС (патент США 3408431); способ горячего формования блоков при температуре 85oС и более (патент Франции 2376094, кл С 06 В 21/00); существует способ полимеризации топлива под давлением инертного газа, которое выше атмосферного, но не выше 1/4 рабочего давления заряда при температуре 40-50oС (патент Франции 2116934, кл. С 06 В 21/00). Известен также способ экструзии для получения смесевого твердого топлива (патент США 4776993 МКИ С 06 G 21/00), который взят авторами в качестве прототипа, предусматривающий дополнительное перемешивание топливной массы в течение 60-120 мин, отверждения до твердости 40-70 единиц по Шору, экструдирование при температуре менее 49oС и окончательное отверждение топливва. Недостатками указанных способов и прототипа являются:- относительно высокая температура формования 85oС и более и низкая температура отверждения 40-50oС, что приводит к образованию разрежения в корпусе при отверждении, подсосу воздуха из атмосферы через неплотности пресс-формы и к нарушению качества зарядов по монолитности;
- относительно высокая температура формования 85oС и более не обеспечивает создания необходимого давления топливной массы в корпусе РД в конце формования заряда на установке со шнековой выгрузкой вследствие низкой вязкости топливной массы до 3,0102 Пас при таких температурах, что также служит причиной образования дефектов в заряде;
- отсутствие термостатирования в процессе группирования заряда перед отверждением не исключает возможности подсоса воздуха в корпус РД из-за снижения давления в корпусе ниже атмосферного в результате охлаждения топливной массы;
- отсутствие ограничений по времени и температуре термостатирования в процессе группирования зарядов, что может привести к образованию микротрещин в заряде в случае превышения полноты отверждения топлива до постановки на отверждение допустимых пределов. Техническим результатом предлагаемого изобретения является улучшение качества заряда по монолитности, повышение производительности и безопасности процесса отверждения заряда. Предлагаемый способ изготовления заряда из СРТТ включает формование заряда методом литья топливной массы под давлением на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой, поддержание температуры топливной массы в шнеке при формовании путем подачи теплоносителя в кожух шнека, группирование зарядов для отверждения и отверждение под давлением. Технический результат достигается следующим образом. Формуют заряд в корпус РД при температуре топливной массы на 10-20oС ниже температуры отверждения, отформованный заряд выдерживают при работающем шнеке в течение 120-420 с с одновременным охлаждением топливной массы в шнеке путем подачи теплоносителя в кожух шнека с температурой 5-20oС и производят отсечку топливной массы при давлении в корпусе ракетного двигателя 0,5-2,0 МПа. Затем в процессе группирования заряд термостатируют при температуре теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования, причем время термостатирования ограничивают временем достижения полноты отверждения топливной массы до 20% и отверждают заряд при температуре 65-85oC и давлении в корпусе ракетного двигателя 1,5-6,0 МПа. Взаимосвязь между технологическими параметрами формования и отверждения зарядов определяется эмпирической формулой:
PОТВ= PОТС+T,
где Ротв - давление топливной массы в корпусе РД при отверждении. Для обеспечения безопасности, качества по монолитности и упрощения конструкции пресс-форм предлагается поддерживать в пределах 1,5-6,0 МПа;
Ротс - давление топливной массы в корпусе РД после формования (отсечки), МПа;
T - разница температур топливной массы в корпусе РД при отверждении и формовании, oС;
- коэффициент жесткости корпуса РД определяется гидравлическими испытаниями и колеблется в пределах 0,12-0,3 МПа/oС. На основании данной зависимости для обеспечения безопасности процесса, исключения образования дефектов в заряде предлагается формование заряда в корпусе РД проводить при температуре топливной массы на 10-20oС ниже температуры отверждения, а отсечку топливной массы производить при давлении в корпусе РД 0,5-2,0 МПа. Конкретные режима исполнения предлагаемого способа приведены в табл. 1. При формовании зарядов на установке непрерывного действия со шнековой выгрузкой давление отсечки топливной массы в корпусе РД связано с напорностью шнека, которая для выбранной конструкции аппарата зависит от вязкости топливной массы. Изменение напорности шнека от вязкости топливной массы и вязкости топливной массы от температуры приведены соответственно на фиг. 1 и 2. Из фиг. 1, 2 видно, что чем выше вязкость топливной массы, тем выше напорность шнека, чем ниже температура, тем выше вязкость топливной массы. Следовательно, увеличение вязкости топливной массы и тем самым повышение напорности шнека для заданной рецептуры топлива можно достичь только путем снижения температуры топливной массы. Для увеличения напорности шнека 1 (см. фиг. 3) достаточно охлаждения топливной массы в узком зазоре , на поверхности контакта топливной массы втулка 2 - реборда 3 шнека, что достигается путем подачи теплоносителя в кожух 4 шнека с температурой 5-20oС. При этом важно правильно выбрать время выдержки. При длительном охлаждении температура топливной массы понизится не только на поверхности контакта, но и во всем объеме шнека, что приведет к снижению температуры топливной массы в корпусе РД и увеличению продолжительности отверждения заряда. Зависимость давления отсечки (Ротс) от времени выдержки и температуры теплоносителя, подаваемого во втулку шнека, приведена в табл. 2. Из данных табл. 2 температура теплоносителя выбрана 5-20oС, время выдержки 120-420 с, которые обеспечивают создание требуемого давления отсечки топливной массы в корпусе РД в пределах 0,5-2,0 МПа. Снижение температуры теплоносителя ниже 5oС потребует дополнительных затрат для обеспечения данной температуры теплоносителя, а повышение температуры теплоносителя выше 20oС удлиняет время выдержки, что является нецелесообразным. Для исключения образования дефектов в заряде из-за падения давления в корпусе РД до атмосферного, в процессе группирования заряды предлагается термостатировать при температуре теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования. Конкретные примеры исполнения предлагаемых режимов способа приведены в табл. 3. Примеры приведены для корпусов РД с коэффициентом жесткости = 0,25-0,3 МПа/oС, давления отсечки топливной массы Ротс= 0,5-0,7 МПа и времени группирования 36 ч. Как видно на данных табл. 3, температура теплоносителя на 2-5oС выше температуры формования заряда, предлагаемой в способе, исключает охлаждение топливной массы в процессе группирования зарядов и падение избыточного давления в корпусе, предотвращает попадание воздуха в корпус РД и образование дефектов в заряде. Время термостатирования в процессе группирования не должно превышать времени достижения полноты отверждения топлива 20%, или времени потери "живучести" топливной массой. В противном случае происходит образование микротрещин и нарушение целостности заряда при переходе с режима группирования на режим отверждения из-за деформирования подполимеризованной топливной массы в корпусе РД под воздействием прироста температуры и давления. Опытами, проведенными в НИИПМ г. Перми, показано, что "живучесть" топливной массы определяется временем достижения вязкостью при термостатировании 30 тыс. Пас, выше которой топливная масса теряет способности к течению без разрыва сплошности. На фиг. 4, 5 приведены зависимости вязкости и полноты отверждения топлива от времени термостатирования при разных температурах. Из графиков следует, что, чем выше температура взаимодействия полимерного связующего с вулканизирующими добавками, тем быстрее растет полнота отверждения и вязкость топливной массы. Время потери "живучести" соответствует полноте отверждения топлива 20%. Время достижения 20%-ной полноты отверждения топлива при фактической температуре теплоносителя в процессе группирования заряда определяют исходя из кинетики отверждения образца топлива при стандартной температуре, например при 80oС, и коэффициента трансформации (пересчета) времени отверждения с этой температуры на фактическую согласно следующей формуле
где - время достижения 20%-ной полноты отверждения состава при фактической температуре, ч;
80- время достижения 20%-ной полноты отверждения топлива при температуре 80oС, ч;
- коэффициент пересчета времени отверждения с 80oС на требуемую температуру. При температурах 50, 60, 70oC коэффициенты соответственно равны 0,14; 0,3; 0,5. Например, время достижения 20%-ной полноты отверждения топлива при стандартной температуре 80oС составило 21 ч. Отсюда следует, что время группирования заряда перед отверждением при Т= 60oС (60= 0,3) не должно превышать 70 ч. После операции группировки заряд отверждают при температуре 65-85oС и давлении в корпусе РД 1,5-6,0 МПа. Предлагаемый способ изготовления заряда СРТТ проверен с положительными результатами на заводе им. С. М. Кирова, г. Пермь. В результате использования способа достигнуты повышение качества зарядов по монолитности, повышение производительности фазы отверждения, обеспечение безопасности процесса, снижение трудозатрат при изготовлении зарядов.
Класс C06B21/00 Способы или устройства для обработки взрывчатых веществ, например формование, резка, сушка
Класс C06D5/06 реакцией двух или нескольких твердых веществ