многоцелевой самолет-амфибия

Классы МПК:B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой
B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты
B64C39/02 специального назначения 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Кормилицин Юрий Николаевич,
Волосов Леонид Семенович,
Занд Владимир Евграфович,
Носов Николай Андреевич
Приоритеты:
подача заявки:
2000-10-20
публикация патента:

Изобретение относится к морскому авиастроению и касается создания спасательных самолетов с возможностью вертикальных взлетов и посадок. Самолет-амфибия имеет фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства. Самолет снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции. Посадочный модуль выполнен четырехсекционным. Каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками. Балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями. Силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами может быть установлена на среднем крыле. Технический результат реализации изобретения заключается в увеличении остойчивости системы "самолет-посадочный модуль" путем увеличения площади опорной базы посредством увеличения количества поплавков до четырех и размещения их в полете на марше в двухфюзеляжном планере. 1 з. п. ф-лы. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

1. Многоцелевой самолет-амфибия, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства, отличающийся тем, что самолет снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями.

2. Многоцелевой самолет-амфибия по п. 1, отличающийся тем, что силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области морского авиастроения и может быть использовано для спасения людей, терпящих бедствие в Мировом океане в широком диапазоне погодных условий, а также для других целей, требующих от летательного аппарата больших скоростей полета на марше в сочетании с возможностью вертикальных взлетов и посадок.

Известен многоцелевой самолет-амфибия, предназначенный для проведения спасательных операций в Океане в расширенном диапазоне погодных условий (патент N 2127694, дата регистрации 20 марта 1999 г. ).

Недостатком этого самолета является то, что остойчивость системы "самолет-посадочный модуль" обеспечивается балластом, составляющим около 16% взлетной массы, кроме того, необходимый диаметр поплавка 4 м требует увеличения диаметра фюзеляжа и размеров спасательного люка в нем.

Технической сущностью настоящего изобретения является увеличение остойчивости системы "самолет-посадочный модуль" путем увеличения площади опорной базы, за счет увеличения количества поплавков до четырех и увеличения радиуса действия самолета до 30% путем увеличения запаса топлива за счет замены балласта поплавков акваэкранами.

Для достижения этого технического результата многоцелевой самолет-амфибия, содержащий фюзеляж, крыло, хвостовое оперение, силовую установку с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами, посадочный модуль в виде штангового буя и подъемные устройства, снабжен дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секций посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями, а силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле.

Отличительным признаком предлагаемого самолета-амфибии от указанного вышеизвестного, наиболее близкого к нему, является снабжение самолета дополнительным фюзеляжем, соединенным с первым посредством среднего крыла с образованием симметричной конструкции, при этом посадочный модуль выполнен четырехсекционным, а каждый фюзеляж снабжен двумя секциями посадочного модуля, подъемными устройствами и спасательными люками, при этом балласты секции посадочного модуля выполнены в виде акваэкранов и соединены друг с другом жесткими фигурными связями, а силовая установка с двигателями и подъемными вентиляторами с приводами установлена на среднем крыле.

Благодаря наличию этих признаков за счет увеличения расстояний между подъемными вентиляторами повышается устойчивость системы "самолет-посадочный модуль" в воздухе, а за счет увеличения расстояния между поплавками - остойчивость системы на воде, что особенно важно при порывах бокового ветра со скоростью более 17 м/сек (5 баллов). Важным фактором, увеличивающим оперативность подъема спасаемых из воды на борт самолета, является увеличение количества спасательных люков, подъемных средств и постов приема людей из воды. Уменьшение размеров спасательных люков увеличивает прочность фюзеляжей, а замена балласта акваэкранами позволяет увеличить бортовой запас топлива. Кроме того, перенос силовой установки с двигателями и подъемными вентиляторами на среднее крыло большей ширины повышает водозащищенность двигателей, а размещение топлива в разгруженном от топлива крыле повышает пожаробезопасность самолета.

Предлагаемый вариант самолета-амфибии и его посадочного модуля иллюстрируется чертежом, где показан общий вид самолета с секционным посадочным модулем в рабочем положении.

Многоцелевой самолет-амфибия содержит два фюзеляжа 1, промежуточное крыло 2, крыло 3, пилоны 4, гондолы с двигателями 5, подъемные вентиляторы 6, хвостовое оперение: вертикальное 7 и горизонтальное 8, раздвижной штанговый буй с нижними 9 и верхними 10 секциями, поплавками 11 со спасательными площадками 12, акваэкранами 13 и жесткими фигурными связями 14.

В полете секции буя в сложенном состоянии вместе с обеспечивающими их использование системами размещаются в подвешенном положении в специальных выгородках обоих фюзеляжей и удерживаются системами быстроразъемных соединений.

Многоцелевой самолет-амфибия использует посадочный модуль следующим образом. По прибытии в район бедствия снижаются до необходимой высоты, обнаруживают терпящих бедствие, выбирают место приводнения, начинают маневр вертикального снижения. Приближаются к водной поверхности открывают спасательные люки, отключают быстроразъемные соединения, удерживающие секции буя в сложенном положении, раздвигают телескопические штанги 9, 10, контролируют приход поплавков 11 в рабочее положение и постановку опорных стержней 10 на упоры и садятся на воду. Спускают спасателей на верхние надводные площадки 12 поплавков и приводят в рабочее положение подъемные средства. Выбрасывают, используя линеметы, терпящим бедствие воздухонаполненные спасательные пояса на бросательных концах, закрепленных на поплавках. Подтягивают спасаемых к спасателю и поднимают их тросовыми транспортерами в спасательные отсеки.

После окончания спасательной операции на воде увеличивают мощность двигателей, начинают вертикальный взлет, отсоединяют быстроразъемными устройствами секции посадочного модуля от фюзеляжей, оставляют их на воде и закрывают спасательные люки. На высоте около 30 метров плавно переводят работу маршевых двигателей на режим набора высоты и останавливают подъемные вентиляторы.

Создание многоцелевого двухфюзеляжного самолета-амфибии с четырехсекционным посадочным модулем в виде штангового буя позволит повысить остойчивость приводненной системы "самолет-посадочный модуль" и устойчивость самолета при взлете и посадке в условиях порывов сильного бокового ветра; увеличит его радиус действия и оперативность подъема спасаемых людей из воды. Кроме того, повышается пожаробезопасность самолета, прочность его фюзеляжей и улучшается водозащищенность двигателей.

Класс B64C29/00 Летательные аппараты с вертикальным взлетом или посадкой

самолет вертикального взлета и посадки -  патент 2524318 (27.07.2014)
топливная система беспилотного летательного аппарата -  патент 2523729 (20.07.2014)
летательный аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2521862 (10.07.2014)
летательный аппарат с вертикальным взлетом или посадкой -  патент 2521459 (27.06.2014)
аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2520821 (27.06.2014)
летательный аппарат с двумя воздушными винтами противоположного вращения на вертикальной оси -  патент 2520263 (20.06.2014)
летательный аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2518143 (10.06.2014)
аэродинамический движитель -  патент 2515949 (20.05.2014)
беспилотный летательный аппарат вертикального взлета и посадки -  патент 2511735 (10.04.2014)
способ формирования подъемной силы для подъема и перемещения груза в воздушной среде (вариант русской логики - версия 2) -  патент 2509034 (10.03.2014)

Класс B64C35/00 Летающие лодки; гидросамолеты

Класс B64C39/02 специального назначения 

Наверх