способ послойной съемки височно-нижнечелюстного сустава

Классы МПК:A61B6/00 Приборы для радиодиагностики, например комбинированные с оборудованием для радиотерапии
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Поляруш Наталья Федоровна,
Слесарев Олег Валентинович,
Поляруш Максим Валерьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1999-11-05
публикация патента:

Способ может быть использован в медицине, а именно в рентгенологии и в стоматологии. Укладывают голову больного в строго боковой проекции. Устанавливают фокусное расстояние, угол качания трубки и технические условия съемки. Оптимальную глубину среза устанавливают в саггитальной плоскости латеральной стенки глазницы пациента индивидуально по пальпируемому латеральному краю глазницы. Способ позволяет уменьшить лучевую нагрузку и повысить точность исследования. 10 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10

Формула изобретения

Способ послойной съемки височно-нижнечелюстного сустава, включающий укладку головы больного в строго боковой проекции, установку фокусного расстояния, угла качания трубки и технических условий съемки, отличающийся тем, что оптимальную глубину среза устанавливают в сагиттальной плоскости латеральной стенки глазницы пациента индивидуально по пальпируемому латеральному краю глазницы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, а именно к рентгенологии, и может быть использовано в стоматологии при диагностике заболеваний, дисфункций и повреждений височно-нижнечелюстного сустава (ВНЧС).

В настоящее время известно несколько способов получения изображения ВНЧС. Используются методы Шюллера (4), Парма (1), продольная томография и зонография (5, 8), ортопантомография, панорамная зонография (8), компьютерная томография (9), артрография (8), магнитно-резонансная томография (10).

Однако каждый из этих методов имеет свои преимущества и недостатки. Так, при съемке по Шюллеру происходит существенное искажение пространственных отношений, формы элементов сустава и внутрисуставных взаимоотношений (3), кроме того, отмечается суперпозиция изображения сосцевидного отростка, что значительно усложняет оценку состояния сочленения (5).

На рентгенограмме по Парма также отмечается проекционное искажение самих элементов сустава и их взаимоотношений на разных этапах движения челюсти (5) и не всегда четко визуализируется суставная щель (10).

На ортопантомограммах определяются увеличение и деформация анатомических структур, изображение ВНЧС получается не в истинной боковой проекции, а точность передачи внутрисуставных взаимоотношений недостаточно велика (8).

Панорамная зонография и КТ применяются для диагностики заболеваний и дисфункций ВНЧС в единичных случаях, что связано, прежде всего, с недостаточным оснащением лечебных учреждений аппаратами "Зонарк" и компьютерными томографами, имеющими программы для исследования зубочелюстно-лицевой системы (10). Широкое использование КТ ВНЧС нецелесообразно и по причине дороговизны метода.

МРТ также в настоящее время недостаточно широко применяется в практическом здравоохранении по вполне понятным причинам: отсутствие аппаратуры и высокая стоимость исследования.

Недостатком артрографии является, прежде всего, болезненность при исследовании, кратковременный тризм после процедуры (10).

Среди известных способов визуализации ВНЧС известна линейная томография ВНЧС, принятая за прототип (5).

Томограммы суставов выполняют в положении для боковой обзорной рентгенографии черепа на глубине 2-4 см от поверхности стола с открытым и закрытым ртом. Наиболее широко используется линейная продольная томография с углами качания 30, 45 и 60o. Толщина исследуемого слоя составляет при этом 5,3, 3,5 и 2,5 мм соответственно. В последнее время томографию часто заменяет зонография - послойное исследование с углом качания трубки 8o. Толщина среза при этом составляет 1,5-2,5 см.

Как известно, линейная томография относится к дополнительному способу рентгенологического исследования и в классическом варианте осуществляется с учетом данных обзорной рентгенографии, по которой устанавливается уровень выделяемого слоя. Однако рентгенологическое исследование ВНЧС целесообразнее начинать сразу с линейной томографии в боковой проекции, так как особенности строения и топографии ВНЧС не позволяют получить рентгенограммы, достаточно объективно отражающие состояние сочленения (6).

Многочисленные данные литературы свидетельствуют о том, что авторы стремились стандартизировать исследование, устанавливая наиболее оптимальный уровень среза. Но показатели глубины томографического среза авторов неоднозначны: 1,5-2,0 см (4), 1,5-2,5 см (2), 2,0-2,5 см (8, 10), 2,0-2,8 см (9), 2-3 см (6), 2-4 см (5) от поверхности диагностического стола.

Разнообразие данных говорит о том, что стандартный уровень среза ВНЧС выбрать сложно. В практической работе это влечет за собой некачественные снимки, повторные исследования, повышение дозы облучения пациентов при обследовании, снижение интереса к исследованию врачей и рентгенолаборантов.

Цель изобретения - оптимизация послойного исследования ВНЧС путем использования индивидуального анатомического ориентира при выборе томографического среза.

Сущность заявляемого способа получения послойного изображения ВНЧС состоит в том, что на основании краниометрических измерений музейного материала 10 черепов человека установлен индивидуальный анатомический ориентир послойной съемки сустава в оптимальном срезе. По данным краниометрии сагиттальная плоскость суставной впадины во всех случаях совпадает с сагиттальной плоскостью лобного отростка скуловой кости, который формирует передний отдел латеральной стенки глазницы. Причем в 2-х из 10 случаев плоскость латерального края глазницы совпадала с плоскостью центра суставной впадины. В 5 случаях - проходила на 1 мм латеральнее или медиальнее плоскости центра суставной впадины. В 2-х случаях - на 2 мм латеральнее или медиальнее. И только в 1 случае наблюдалось значительное отклонение - на 4 мм медиальнее от центра суставной впадины. Учитывая, что размеры суставных головок во фронтальной плоскости составили 1,7-2,4 см, можно заключить, что во всех случаях сагиттальная плоскость латеральной стенки глазницы совпадала с плоскостью головки суставного отростка. Это дало авторам основание использовать пальпируемый латеральный край глазницы пациента в качестве опорного пункта при выборе оптимального томографического среза ВНЧС.

Способ осуществляют следующим образом.

Голову больного укладывают как для проведения томографии ВНЧС в боковой проекции: среднесагиттальная плоскость ее строго параллельна, а плоскость физиологической горизонтали - перпендикулярна плоскости стола. Глубину среза устанавливают по пальпируемому латеральному краю глазницы пациента. Используют угол качания трубки 30o. Толщина среза составляет 5,3 мм. Центральный луч направляют на область расположения ВНЧС: на 1,0 см выше и кпереди от наружного слухового отверстия. Фокусное расстояние трубки 100 см. Применяют кассету 13 х 18 см, расположенную в поперечном направлении. На одну пленку осуществляют последовательно два снимка: сустав в состоянии центральной окклюзии и с открытым ртом. Глубину исследуемого слоя фиксируют по показателю томографической линейки. При симметричном лицевом черепе противоположный сустав исследуют на глубине полученного показателя томографической линейки. В противном случае (при посттравматическом отеке мягких тканей или при костных деформациях лицевого черепа) - по указанному анатомическому ориентиру. В случае затруднений при укладке пациента (короткая шея, развитой плечевой пояс и др. ) используют подставки высотой по 1,0 см. Глубину оптимального среза устанавливают также по латеральной стенке глазницы пациента. В последующем для определения истинной глубины расположения сустава высота подставки вычитается из показателя томографической линейки. Технические условия съемки: 60 кв, 100 ма, 2 сек.

Проанализированы результаты исследований 76 больных: 152 томограммы в состоянии рот закрыт и 152 томограммы с открытым ртом. Глубина исследуемого слоя по показателю томографической линейки колебалась от 2,0 до 5,5 см над уровнем стола (фиг. 1-10). Из них снимки отличного и хорошего качества получены в 94,2% случаев. В 86,7% случаев это были томограммы на глубине 2,0-3,0 см: на глубине 2,5 см - 42,2%, на глубине 2,0-2,4 см - 21,6%, на глубине 2,6-3,0 см - 22,9%. В 7,5% случаев снимки отличного и хорошего качества получены на более глубоких срезах: 3,5-5,5 см над поверхностью стола. В эту группу вошли больные с выраженным посттравматическим отеком мягких тканей лица, с посттравматическими деформациями лицевого черепа и конституциональными особенностями (снимки с использованием подставок).

Предлагаемый авторами способ послойной съемки ВНЧС с использованием легко определяемого анатомического ориентира является индивидуальным и исключает ошибку выбора глубины оптимального томографического среза. Особую значимость наш способ съемки имеет при визуализации ВНЧС у больных с деформациями лицевого черепа, в период его роста и при конституциональных особенностях пациента. Предлагаемый способ послойной съемки ВНЧС является доступным и экономически выгодным для практического здравоохранения, что ставит линейную томографию как метод выбора в ряд других, более дорогостоящих современных методов лучевой диагностики.

Список литературы

1. Воробьев И. Ю. Рентгенография зубов и челюстей. М. Медицина. 1989, 21 с.

2. Воробьев Ю. И. в учебнике Линденбратена Л. Д. , Королюка И. П. Медицинская радиология и рентгенология. 1993, 442 с.

3. Каламкаров X. А. , Рабухина Н. А. , Безруков В. М. Деформации лицевого черепа. М. : Медицина, 1981, 39 с.

4. Кишковский А. Н. , Тютин Л. А. , Есиновская Г. Н. Атлас укладок при рентгенологических исследованиях. Л. : Медицина, 1987. 115 с. , 176 с.

5. Рабухина Н. А. Рентгенодиагностика некоторых заболеваний зубочелюстной системы. М. : Медицина, 1974, с. 27-28.

6. Рабухина Н. А. Рентгенологическое исследование при травматических повреждениях костей лицевого черепа. Вестник рентгенол. 1988. 4. С. 71-77.

7. Рабухина Н. А. , Измайлова Л. С. Некоторые вопросы функции нормального ВНЧС по данным томографии и рентгенокинематографии. - Стоматология. 1966, 1, 76-80.

8. Рабухина Н. А. , Чупрынина Н. М. Рентгенодиагностика заболеваний челюстно-лицевой области. М. : Медицина. 1991. С. 23-29, 24-26, 37-39, 39-40, 41-42.

9. Хватова В. А. Диагностика и лечение нарушений функциональной окклюзии. Нижний Новгород, 1996. С. 68-71, 72-77.

10. Хватова В. А. Диагностика и лечение нарушений функциональной окклюзии. 1996. С. 75, 76.

11. Шехтер И. А. , Воробьев Ю. И. , Котельников М. В. Атлас рентгенограмм зубов и челюстей в норме и патологии. М. : Медицина, 1968. С. 13-14.

Класс A61B6/00 Приборы для радиодиагностики, например комбинированные с оборудованием для радиотерапии

молекулярная визуализация -  патент 2529804 (27.09.2014)
система получения изображений с кардио-и/или дыхательной синхронизацией и способ 2-мерной визуализации в реальном времени с дополнением виртуальными анатомическими структурами во время процедур интервенционной абляции или установки кардиостимулятора -  патент 2529481 (27.09.2014)
способ и устройство для формирования изображений в большом поле зрения, и детектирования и компенсации артефактов движения -  патент 2529478 (27.09.2014)
формирование модели усовершенствованного изображения -  патент 2529381 (27.09.2014)
способ лечения деформаций проксимального отдела бедра -  патент 2528964 (20.09.2014)
способ контроля риска развития осложнений кариеса зубов, пульпита и периодонтита -  патент 2528935 (20.09.2014)
способ неинвазивной диагностики непереносимости лактозы -  патент 2527694 (10.09.2014)
устройство для воздействия инфракрасным излучением на коллагеновый слой кожи человека с визуализацией процесса -  патент 2527318 (27.08.2014)
способ сопроводительного лечения при эндопротезировании крупных суставов -  патент 2527159 (27.08.2014)
способ калибровки на основе алгоритма нахождения центра вращения для коррекции кольцевых артефактов в неидеальных изоцентрических трехмерных вращательных рентгеновских сканирующих системах с использованием калибровочного фантома -  патент 2526877 (27.08.2014)
Наверх