способ определения аэродинамических погрешностей приемников воздушных давлений в летных испытаниях самолета

Классы МПК:G01P21/00 Испытания и калибровка приборов и устройств, отнесенных к другим группам данного подкласса
G01P5/14 путем измерения разности давлений в текучей среде 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Летно-исследовательский институт им. М.М. Громова
Приоритеты:
подача заявки:
1999-06-30
публикация патента:

Изобретение предназначено для оценки погрешностей измерения высотно-скоростных параметров. Техническим результатом является повышение точности определения аэродинамических погрешностей приемников воздушных давлений (ПВД). На высотах не более 500 м измеряют текущие значения восприятия статического давления, высоты, температуры воздуха, атмосферного давления при изменении геометрической высоты. Определяют истинное давление из уравнения статики атмосферы, атмосферных условий на уровне аэродрома и относительной высоты полета. Затем производят измерение параметров при выполнении квазистационарных режимов полета на различных высотах более 500 м и вариациях скорости полета и угла атаки. В послеполетной обработке погрешностей их аппроксимируют и определяют функции относительной аэродинамической погрешности ПВД в зависимости от числа М, угла атаки на высотах менее 500 м, более 500 м, на разных высотах с точностью до постоянной величины, а также при условии непрерывности и дифференцируемости во всем диапазоне числа М, угла атаки определяют приведенную функцию относительных погрешностей от различных высот полета к аэродинамической относительной погрешности для всего диапазона скоростей, числа М и угла атаки по формулам, приведенным в описании. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Способ определения аэродинамических погрешностей приемника воздушных давлений в летных испытаниях самолета, включающий выполнение полетов на высотах не более 500 м на заданных скоростях (числах Маха) и углах атаки способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624, измерение текущих значений восприятия статического давления Ризм, геометрической высоты Н, температуры воздуха Т, определение изменения атмосферного давления при изменении геометрической высоты полета из уравнения статики атмосферы, определение истинного давления Рист из уравнения статики атмосферы, атмосферных условий на уровне аэродрома и относительной высоты полета, определение аэродинамических погрешностей ПВД способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Рн на заданных скоростях (числах М) и углах атаки:

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Рн1измист,

отличающийся тем, что выполняют квазистационарные режимы полетов на различных высотах более 500 м с выдерживанием высоты Нi в диапазоне Нiспособ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624500 м при вариациях скорости полета и угла атаки, из условия постоянства атмосферного давления за время выполнения полетов на высоте Hi производят измерения параметров, при этом значения истинного статического давления Рiистi) определяют с погрешностью не более 0,01Рiист, после чего при наземной обработке измерений, аппроксимируют и определяют функции относительной аэродинамической погрешности ПВД в зависимости от числа Маха и угла атаки на высотах менее 500 м - способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Рн1н1(М, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), на высотах более 500 м с точностью до постоянной величины consti - способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Рнiнi (М, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), при условии непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне М, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 (М<1) определяют приведенную функцию аэродинамических относительных погрешностей ПВД от различных высот к истинной относительной аэродинамической погрешности для всего диапазона числа М и углов атаки способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Рнн (М, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) по следующим формулам:

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pн1/Pн1(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) = способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pн/Pн(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) - для высоты менее 500 м,

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pнi/Pнi(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) = способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pн/Pн(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624)+consti - для высот более 500 м,

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 для всего диапазона М, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624(М<1),1(способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), f2(способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) - полиномы от способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 с коэффициентами, определяемыми из условия минимума ср. кв. отклонения от математического ожидания экспериментальных значений погрешностей восприятия статического давления.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к технической физике, измерительной технике и технике воздухоплавания, а именно к измерителям высотно-скоростных параметров (ВСП) полета, и может быть использовано в летных испытаниях летательной техники в части оценки погрешностей измерения ВСП.

Известен скоростной способ [1] определения аэродинамических погрешностей восприятия статического давления, заключающийся в измерении воздушной скорости на режимах горизонтального установившегося полета с выдерживанием высоты и скорости при движении со взаимно-противоположными курсовыми углами, определении истинного числа M, определении погрешности измерения числа М, оценке относительной погрешности измерения статического давления способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) в зависимости от числа M и угла атаки способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624. Однако для реализации данного способа необходимо дополнительно знать значения температуры воздуха на высоте полета. Вторым условием является принятие гипотезы отсутствия потерь полного давления.

Известен барометрический способ [2] определения аэродинамических погрешностей измерения ВСП (прототип), заключающийся в непосредственном сравнении измеряемого и истинного значений статического давления способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 Pа = Pизм - Pист. При этом истинное атмосферное давление на высотах полета hг-hга < 500 м определяется из уравнения статики атмосферы на основании граничных атмосферных условий на уровне hга аэродрома (значений статического давления Pа и температуры Tа и значений относительной геометрической высоты (hг-hга) полета. На высотах hг-hга > 500 м для определения истинного статического давления из уравнения статики атмосферы необходимо знать фактическое изменение температуры в зависимости от высоты. Для чего проводят зондирование атмосферы с помощью шара-зонда. В некоторых случаях для определения истинного давления используют также самолет-зондировщик или самолет-эталон. Вместе с тем, даже использование шара-зонда часто по техническим или экономическим возможностям является затруднительным. Использование же данных зондирования, проводимых метеослужбами на больших расстояниях от места проведения летных испытаний, может давать большие погрешности в значениях истинного статического давления. К существенным погрешностям могут приводить и изменения состояния атмосферы за время от момента зондирования до выполнения режимов полета в летных испытаниях, что снижает точность измерения ВСП.

Целью изобретения является повышение точности измерения высотно-скоростных параметров полета летательного аппарата за счет повышения точности определения аэродинамических поправок, погрешностей, восприятия статического давления приемника воздушных давлений.

Поставленная цель достигается тем, что в летных испытаниях самолета определяют зависимость погрешностей восприятия статического давления от числа Маха полета на заданных скоростях и углах атаки на высотах менее 500 м барометрическим методом. Производят определение истинного давления Pист из уравнения статики атмосферы и атмосферных условий на уровне аэродрома hга и относительной высоты полета способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624hг = hг - hга. При этом измеряют текущие значения восприятия статического давления Pизм, геометрическую высоту hг, температуру воздуха T, определяют аэродинамическую погрешность

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PH1 = Pизм - Pист.

Согласно изобретению, на высотах более 500 м выполняют квазистационарные режимы полета с выдерживаем высоты Hi в диапазоне Hi способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 500 м при вариациях скорости полета и угла атаки, из условия постоянства атмосферного давления за время выполнения режимов на высоте Hi производят измерение параметров, при этом значения истинного статического давления Piист(Hi) определяют с погрешностью не более 0.01Pi. Затем при наземной обработке измерений аппроксимируют и определяют функции аэродинамической относительной погрешности ПВД в зависимости от числа М и угла атаки на высотах менее 500 м - способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PH1/PH1 (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), на высотах Hi более 500 м с точностью до постоянной величины consti - способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PHi/PHi (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), а при условии непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 (M<1) определяют приведенную функцию аэродинамических относительных погрешностей ПВД в эксплуатационном диапазоне для различных высот к истинной относительной аэродинамической погрешности для всего диапазона числа M и углов атаки способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PH/PH(M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) по следующим формулам:

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PH1/PH1(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) = способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PH/PH(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) - для высоты менее 500 м, (1)

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PHi/PHi(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) = способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624PH/PH(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624)+consti - для высот более 500 м, (2)

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 - для всего диапазона M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 (M < 1), (3)

где f1(способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624),f2(способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) - полиномы от способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 с коэффициентами, определяемыми из условия минимума ср. кв. отклонения от математического ожидания экспериментальных значений погрешностей восприятия статического давления.

При |способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624)|<0,01 для определения куска функции способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pi/Pi(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) с точностью до константы в эксплутационном на высоте hгi диапазоне значений чисел M истинное статическое давление на высоте выполнения режимов hгi определяют с точностью ~ 0,01Pi, где Pi - истинное давление на высоте hгi, тогда искомая функция способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pi/Pi(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) будет иметь вид:

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pi/Pi(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) = способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624)+const+способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624),

где переменная составляющая способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624(M,способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) будет пренебрежимо малой величиной способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 10-4.

В данном случае при определении функции способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 Pi/Pi в качестве истинного может быть, например, взято значение измеряемого статического давления на режимах горизонтального установившегося полета с наименьшими значениями числа M, приведенное к средней геометрической высоте hгi ср. полета по всем режимам, выполненным на данной высоте. При этом измеряемые в каждом режиме значения статического давления должны быть также приведены к средней высоте hгi ср.. Приведение осуществляется на основании уравнения статики атмосферы.

Следует отметить, что для уменьшения погрешности определения функции способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) в эксплутационном диапазоне значений M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 в летных испытаниях необходимо предусмотреть режимы, обеспечивающие полноту вариаций угла атаки при фиксированных значениях числа M. Варьирование значений способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 при фиксированных M может быть осуществлено путем проведения летных испытаний с различными весами самолета (Gmin . .. Gmax), выполнения специальных режимов с перегрузкой: в виде виражей, движения по кругу в горизонтальной плоскости; горок, синусоидального движения в вертикальной плоскости и т.д.

Структура функциональной зависимости (3):

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624

где f1(способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), f2(способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) определяют в летном эксперименте, получаются на основании решения аэродинамической задачи оценки малых возмущений, вызываемых движением тонкого тела в установившемся потоке газа, и определяют физический характер зависимости относительной погрешности способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) от числа M и угла атаки. Использование структуры зависимости (3) повышает точность определения искомой относительной погрешности способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), в особенности при ограниченном объеме экспериментальных данных.

На фиг. 1 показана относительная погрешность способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P1/P1 (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), определенная барометрическим методом в виде экспериментальных точек и аппроксимаций при углах атаки способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 = 1, 4, 7 градусов соответственно.

На фиг. 2 показаны куски функций способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pi/Pi (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), определенные с точностью до констант.

На фиг. 3 показана полная функциональная зависимость способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), определенная путем сращивания полученных кусков с функцией способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P1/P1 (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) из условия непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 (M < 1).

Для пояснения рассмотрим пример реализации способа по данным летного эксперимента на летающей лаборатории ИЛ-76.

В летных испытаниях в 5 полетах были выполнены режимы горизонтального установившегося полета на высотах hг = 200 м, hг = 6000 м, hг = 9000 м, hг = 12000 м, с различными фиксированными значениями скорости в эксплутационном диапазоне для каждой высоты.

В эксперименте измерялись воспринимаемые значения давления плитами статического давления, установленными на боковой поверхности фюзеляжа самолета.

На фиг. 1 показана функциональная зависимость способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P1/P1 (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), определенная барометрическим методом по данным выполненных режимов на высоте hг = 200 м в виде экспериментальных точек и аппроксимаций при углах атаки способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 = 1, 4, 7 градусов соответственно.

На фиг. 2 показаны куски функций способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624Pi/Pi (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624), определенные с точностью до констант Ci из условия постоянства статического давления на высотах hгi = 6000 м, 8500 м, 9000 м, 12000 м во время выполнения режимов полета с различными скоростями на данных высотах соответственно.

На фиг. 3 показана полная функциональная зависимость способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P/P (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) во всем эксплуатационном диапазоне чисел M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624, определенная путем сращивания полученных кусков с функцией способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624P1/P1 (M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624) из условия непрерывности и дифференцируемости функции во всем диапазоне M, способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624 (M < 1):

способ определения аэродинамических погрешностей приемников   воздушных давлений в летных испытаниях самолета, патент № 2177624

Литература

1. М.Г. Котик и др. Летные испытания самолетов. Машиностроение. Москва. 1965. 68 стр.

2. М.Г. Котик и др. Летные испытания самолетов. Машиностроение. Москва. 1965. 70 стр.

Класс G01P21/00 Испытания и калибровка приборов и устройств, отнесенных к другим группам данного подкласса

способ оценки динамических характеристик датчиков угловой скорости -  патент 2526508 (20.08.2014)
способ настройки струнного акселерометра -  патент 2526200 (20.08.2014)
центрифуга -  патент 2522625 (20.07.2014)
способ градуировки пъезоэлектрического акселерометра на низких частотах и устройство для его осуществления -  патент 2519833 (20.06.2014)
вращающееся не зависящее от ориентации гравиметрическое устройство и способ коррекции систематических ошибок -  патент 2515194 (10.05.2014)
устройство для крепления и предварительной оценки параметров измерительного прибора -  патент 2513037 (20.04.2014)
способ калибровки инерциального измерительного модуля по каналу акселерометров -  патент 2477864 (20.03.2013)
способ определения масштабного коэффициента маятникового компенсационного акселерометра -  патент 2465608 (27.10.2012)
стенд для воспроизведения угловых скоростей, изменяющихся по гармоническому закону -  патент 2460079 (27.08.2012)
способ передачи данных между измерительным преобразователем и управляющим устройством и линия связи для его осуществления -  патент 2449940 (10.05.2012)

Класс G01P5/14 путем измерения разности давлений в текучей среде 

меточный датчик аэродинамического угла и воздушной скорости -  патент 2445634 (20.03.2012)
система воздушных сигналов вертолета -  патент 2427844 (27.08.2011)
способ определения скорости и направления потока теплоносителя -  патент 2422837 (27.06.2011)
способ определения величины и направления скорости теплоносителя -  патент 2360257 (27.06.2009)
аэромеханический способ измерения воздушно-скоростных параметров траектории полета и устройство для его осуществления -  патент 2336533 (20.10.2008)
способ определения расхода газа или жидкости и устройства для его реализации (варианты) -  патент 2327956 (27.06.2008)
устройство для измерения параметров газового потока -  патент 2305288 (27.08.2007)
система измерения воздушных параметров полета -  патент 2290646 (27.12.2006)
устройство для определения параметров пульсирующего потока -  патент 2285244 (10.10.2006)
приемник воздушных давлений -  патент 2260780 (20.09.2005)
Наверх