способ испытания буровых свай

Классы МПК:E02D33/00 Испытания фундаментов и оснований
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Беда Владимир Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-03-15
публикация патента:

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для испытания буровых свай. Способ испытания буровых свай заключается в приложении к сваям нагрузки и определении предельного сопротивления грунта основания свай. Новым является то, что увеличивают жесткость буровых свай путем бетонирования в голове каждой из свай n арматурных решеток, которые располагают по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга, после чего к головам свай прикладывают динамическую нагрузку и замеряют фактические отказы, а предельное сопротивление грунта основания свай определяют по расчетной формуле. Технический результат состоит в обеспечении возможности для буровых свай проведения динамических испытаний при одновременном увеличении точности результатов испытаний свай в 2 раза и снижении стоимости испытаний в 1,5 раза. 1 ил., 1 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ испытания буровых свай, заключающийся в приложении к сваям нагрузки и в определении предельного сопротивления грунта основания свай, отличающийся тем, что увеличивают жесткость буровых свай путем бетонирования в голове каждой из свай n арматурных решеток, которые располагают по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга, после чего к головам свай прикладывают динамическую нагрузку и замеряют фактические отказы, а предельное сопротивление грунта основания свай определяют по формуле

способ испытания буровых свай, патент № 2176007

где Fи - предельное сопротивление грунта основания свай;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент, зависящий от материала сваи;

Еd - энергия удара молота;

s - фактические отказы сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент восстановления удара;

m1, m2, m3 - соответственно масса молота, масса сваи с наголовником с учетом массы арматурных решеток и масса подбабка;

А - площадь, ограниченная наружным контуром сплошного или полого поперечного сечения сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007=(m4/m2+m3)2;

где m4 - масса ударной части молота.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительству и может быть использовано для испытания буровых свай.

Известен способ испытаний буровых свай статической нагрузкой (см "Руководство по методам полевых испытаний несущей способности свай и грунтов", изд. ВНИИ Транспортного строительства, Москва, 1979 г., с. 5).

Известны способы испытаний буровых свай при возведении свайных фундаментов, заключающиеся в воздействии на буровые сваи статическими нагрузками и в проведении статических испытаний свай (см. пат. RU N 1638257, A1, 1988 г. ). Эти способы отличаются повышенной трудоемкостью и значительными расходами из-за сложности перевозок и монтажа- демонтажа установок, необходимых для испытания каждой сваи.

Наиболее близким аналогом является способ испытания буровых свай, заключающийся в приложении к сваям нагрузки и в определении предельного сопротивления грунта основания свай (см. "Свайные фундаменты" СНиП 2.02.03-85, издание официальное, Государственный Комитет СССР по делам строительства, Москва, 1986 г., с. 14-15).

Однако повышенная сложность монтажа-демонтажа установок и необходимость грузоподъемных механизмов повышенной мощности для их перевозки при испытаниях статической нагрузкой приводят к ограниченным возможностям испытаний при неоправданно высоких расходах и при невысокой точности получаемых результатов, а недостаточная жесткость устройства головы буровых свай не позволяет провести динамические испытания.

Задачей предложенного способа является обеспечение возможности проведения динамических испытаний буровых свай при одновременном увеличении точности результатов испытаний и снижении их стоимости.

Для решения поставленной задачи в предложенном способе испытания буровых свай, заключающемся в приложении к сваям нагрузки и в определении предельного сопротивления грунта основания свай, согласно изобретению, увеличивают жесткость буровых свай путем бетонирования в голове каждой из свай n арматурных решеток, где n - количество арматурных решеток, которые располагают по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга, после чего к голове свай прикладывают динамическую нагрузку и замеряют фактические отказы, а предельное сопротивление грунта основания свай определяют по формуле:

способ испытания буровых свай, патент № 2176007

где FИ - предельное сопротивление грунта основания свай;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент, зависящий от материала сваи;

Ed - энергия удара молота;

s - фактические отказы сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент восстановления удара;

m1, m2, m3 - соответственно масса молота, масса сваи с наголовником с учетом массы арматурных решеток и масса подбабка;

A - площадь, ограниченная наружным контуром сплошного или полого поперечного сечения сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 = (m4/m2+m3)2;

где m4 - масса ударной части молота.

Технический результат способа состоит в обеспечении возможности для буровых свай проведения динамических испытаний при одновременном увеличении точности результатов испытаний свай в 2 раза и снижении стоимости испытаний в 1,5 раза.

На чертеже приведен разрез испытуемой буровой сваи.

В голове 11 каждой из буровых свай 1 бетонируют n арматурных решеток 2, которые располагают по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга. На голове свай расположен наголовник 3. Молот 4 предназначен для ударов по свае.

Сущность предложенного способа состоит в том, что перед испытанием голову каждой буровой сваи 1 усиливают путем бетонирования в ней n арматурных решеток 2, которые располагают в голове по сечениям, смещенным по оси друг относительно друга. При этом появляется возможность динамических испытаний усиленных буровых свай.

При динамических испытаниях производят забивку и добивку испытуемой сваи 1 ударом молота 4 по голове буровой сваи (обычно через наголовник 3), в результате чего сваю 1 забивают на заданную глубину.

После этого отказомером определяют фактические отказы (остаточные и упругие), а расчет предельного сопротивления грунта основания свай производят по формуле

способ испытания буровых свай, патент № 2176007

где FИ - предельное сопротивление грунта основания свай;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент, зависящий от материала сваи;

Ed - энергия удара молота;

s - фактические отказы сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент восстановления удара;

m1, m2, m3 - соответственно масса молота, масса сваи с наголовником с учетом массы арматурных решеток и масса подбабка;

A - площадь, ограниченная наружным контуром сплошного или полого поперечного сечения сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 =(m4/m2+m3)2;

где m4 - масса ударной части молота.

Этим достигается возможность проведения динамических испытаний для буровых свай и снижение стоимости испытаний.

Введение коэффициента способ испытания буровых свай, патент № 2176007 позволяет повысить точность расчета предельного сопротивления грунта основания буровой сваи.

Пример.

По предложенному способу были проведены экспериментальные испытания и испытания при строительстве путепровода через Ярославское шоссе г. Москвы.

Перед испытаниями голову каждой испытуемой сваи усиливают путем бетонирования в голове свай 2-3 арматурных решеток. Арматурные решетки бетонировали по сечениям, расположенным на осевом расстоянии друг относительно друга, равном 10 см.

Были испытаны сваи длиной 15, 12, 10 и 9 м, масса которых соответственно равна 5,9, 3,58; 3,05 и 2,9 т, а масса наголовников для этих свай соответственно равна 1,2; 1,2, 0,8, 0,4 т.

После этого производили удары по голове сваи через наголовник молотами марки ННК-10, ННК-7А, масса ударной части молота ННК-10 равна 10 т, а полная масса молота - 13,5 т, масса ударной части молота ННК-7А равна 7 т, а полная масса молота - 9,5 т. Сваи забивали на заданную глубину (10-60 м).

Отказомером определяли фактические упругие и остаточные отказы буровых свай, а расчет предельного сопротивления грунта основания свай производили с учетом этих величин по формуле:

способ испытания буровых свай, патент № 2176007

где Fи - предельное сопротивление грунта основания свай;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент, зависящий от материала сваи;

Ed - энергия удара молота;

s - фактические отказы сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 - коэффициент восстановления удара;

m1, m2, m3 - соответственно масса молота, масса сваи с наголовником с учетом массы арматурных решеток и масса подбабка;

A - площадь, ограниченная наружным контуром сплошного или полого поперечного сечения сваи;

способ испытания буровых свай, патент № 2176007 =(m4/m2+m3)2;

где m4 - масса ударной части молота.

При этом получена возможность для буровых свай не только провести динамические испытания, но и увеличить точность полученных результатов в 2 раза при одновременном снижении стоимости испытаний в 1,5 раза.

В таблице приведены результаты испытаний.

Класс E02D33/00 Испытания фундаментов и оснований

способ определения несущей способности сваи -  патент 2502847 (27.12.2013)
способ определения несущей способности забивной сваи -  патент 2459042 (20.08.2012)
свая для измерения касательных сил морозного пучения грунтов -  патент 2458205 (10.08.2012)
способ для испытания несущей способности с использованием кольцевого датчика (варианты) -  патент 2456409 (20.07.2012)
способ повышения сейсмической надежности фундаментов -  патент 2406805 (20.12.2010)
способ оценки несущей способности буронабивной сваи -  патент 2398936 (10.09.2010)
устройство для динамических испытаний одиночной сваи -  патент 2382145 (20.02.2010)
способ мониторинга здания, находящегося под действием возмущений от смещения его фундамента -  патент 2378457 (10.01.2010)
способ определения несущей способности буронабивной сваи -  патент 2349711 (20.03.2009)
способ контроля и диагностики элемента сооружения -  патент 2290474 (27.12.2006)
Наверх