стеклоочиститель транспортного средства

Классы МПК:B60S1/08 с электрическим приводом 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Калужский завод автомобильного электрооборудования"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-01-27
публикация патента:

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться в стеклоочистителях автомобилей, автобусов и других транспортных средств. Задача изобретения направлена на упрощение конструкции и повышение надежности устройства. Указанный технический результат достигается за счет применения U-образного стержня 6 из нитинола, снабженного нагревательным элементом 11, выполненным в виде спирали, подключенной к полюсам источника тока через реостат 12 и ключ 13, управляемый прерывателем стеклоочистителя 14, задающим режим работы. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Стеклоочиститель транспортного средства, содержащий пару щеток, каждая из которых закреплена на конце одного плеча соответствующего ей двухплечего рычага, другое плечо каждого из которых шарнирно соединено с одним концом соответствующего штока, посредством которого оно соединено с электрическим приводом, питаемым от источника тока транспортного средства, привод, выполненный в виде U-образного стержня, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагревании, конец стержня связан соответствующим ему другим концом одного из упомянутых штоков, размещенных в жестко установленных на кузове направляющих, которыми снабжен стеклоочиститель, отличающийся тем, что стержень из нитинола снабжен нагревательным элементом, выполненным в виде спирали, подключенной к полюсам источника тока через реостат и ключ, управляемый прерывателем стеклоочистителя, задающим режим работы.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к стеклоочистителям, и может применяться для очистки передних и задних стекол, фар автомобилей, автобусов и других транспортных средств.

Известна конструкция стеклоочистителя, содержащая моторедуктор, рычажный механизм, приводные детали, соединенные посредством шаровых шарниров [1].

Недостатком известного технического решения является сложность конструкции, наличие большого количества подвижных элементов, увеличивающих стоимость сборки, что в свою очередь повышает стоимость продукции.

Известен также стеклоочиститель ветрового стекла транспортного средства, выбранный в качестве прототипа, содержащий две щетки, каждая из которых закреплена на конце одного плеча соответствующего ей двухплечего рычага, другое плечо каждого из которых шарнирно соединена с одним концом соответствующего штока, посредством которого оно соединено с электрическим приводом, питаемым от источника тока транспортного средства, причем привод выполнен в виде U-образного стержня из нитинола, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагреве, при этом каждый из концов этого стержня связан с соответствующим ему другим концом одного из упомянутых штоков, размещенных в жестко установленных на кузове направляющих, которыми снабжен стеклоочиститель [2].

Недостатком известного технического решения является то, что скользящие контакты искрят и подгорают, особенно при переходе "контакт-диэлектрик", а при сильной вибрации возможно пропадание контакта.

К недостаткам также можно отнести и то, что искрение создает помехи для работы радиоаппаратуры. Все это снижает надежность работы стеклоочистителя.

Задача данного изобретения направлена на повышение надежности работы стеклоочистителя и улучшение конструкции.

Для решения поставленной задачи предлагается стеклоочиститель, содержащий две щетки, каждая из которых закреплена на конце одного плеча соответствующего ей рычага, плечо каждого из которых шарнирно соединено с одним концом соответствующего штока, посредством которого оно соединено с электрическим приводом, питаемым от источника тока транспортного средства, привод выполнен в виде U-образного стержня из нитинола, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагреве, конец стержня связан с соответствующим ему другим концом одного из упомянутых штоков, размещенных в жестко установленных на кузове направляющих, которыми снабжен стеклоочиститель, причем стержень из нитинола снабжен нагревательным элементом, выполненным в виде спирали, подключенной к соответствующим полюсам источника питания через реостат и ключ, управляемый прерывателем стеклоочистителя, задающим режим работы.

Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники по научно-технической и патентной документации в основной и смежной рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна".

Анализ известных технических решений в данной области техники показала, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический эффект, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники.

Предложенное техническое решение промышленно применимо, т.к. может быть изготовлено промышленным способом, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".

На фиг. 1 изображена кинематическая схема предлагаемого стеклоочистителя при отключенном источнике тока, на фиг. 2 - то же при нагретом нитиноловом стержне.

Стеклоочиститель транспортного средства содержит пару щеток 1 и 2, взаимодействующих с ветровым стеклом 3 транспортного средства. Щетки 1 и 2 шарнирно закреплены на конце одного из плечей рычагов 4 и 5 соответственно. Вторые плечи рычагов 4 и 5 связаны с приводом, выполненным в виде U-образного стержня 6 из нитинола, обладающего памятью формы "прямая линия" при нагреве. Концы стержня 6 связаны с одними торцами щеток 7 и 8, помещенных в направляющие 9 и 10. Вторые торцы штоков 7 и 8 шарнирно связаны с вторыми плечами рычагов 4 и 5 соответственно. Стержень из нитинола 6 снабжен нагревательным элементом 11, выполненным в виде спирали, подключенной к полюсам источника тока (не показан) транспортного средства через реостат 12 и ключ 13, управляемый прерывателем стеклоочистителя 14.

Стеклоочиститель работает следующим образом.

Приводом щеток 1 и 2, взаимодействующих с ветровым стеклом 3 транспортного средства, служит стержень из нитинола (сплава никеля с титаном). Стержень из нитинола отформован в U-образную форму при температуре 70oC, концы изогнутого стержня соединяют с торцами штоков 7 и 8.

При отключенном ключе 13 нагревательный элемент обесточен и стержень 6 остается ненагретым и по-прежнему изогнутым, вследствие чего щетки 1 и 2 остаются неподвижными (фиг. 1).

При включении ключа 13 (фиг. 2) на нагревательный элемент 11 от источника тока транспортного средства подается напряжение, он начинает нагреваться и нагревает стержень. При нагреве до температуры 80oC стержень вспоминает форму " прямая линия" и выпрямляется, при этом штоки 7 и 8, соединенные с концами стержня 6, начинают поступательное перемещение в направляющие 9 и 10, воздействуя на вторые плечи рычагов 4 и 5, которые, вращаясь вокруг опоры, перемещают щетки 1 и 2, закрепленные на других плечах этих рычагов, по ветровому стеклу 3. При окончательном выпрямлении стержня 6 размыкается ключ 13, управляемый прерывателем стеклоочистителя 14. Нагревательный элемент обесточивается и начинает охлаждать выпрямленный стержень 6. При охлаждении стержня 6 последний начинает приобретать первоначальную U-образную форму, т.е. начинает движение в противоположном направлении и тянет за собой штоки 7 и 8 по направляющим 9 и 10. Щетки 1 и 2 начинают перемещение в обратном направлении. Замыканием, размыканием ключа 13, управляемого прерывателем стеклоочистителя 14, цикл "выпрямление-изгиб" стержня 6 повторяется аналогичным образом, так же, как и перемещение щеток 1 и 2 по ветровому стеклу 3. Реостатом 12 и периодичностью замыкания-размыкания ключа 13, управляющего прерывателем стеклоочистителя 14, можно регулировать период и скорость перемещения щеток 1 и 2 по ветровому стеклу 3.

Источники информации

1. Заявка Германии DE N 4400286, МКИ B 60 S 1/16.

2. Авторское свидетельство СССР N 1549829, МКИ B 60 S 1/08, БИ N 10, 1990 г.

Класс B60S1/08 с электрическим приводом 

оптический модуль с мультифокальной оптикой для регистрации дальней и ближней зоны в одном изображении -  патент 2516033 (20.05.2014)
стеклоочиститель для автомобиля -  патент 2492077 (10.09.2013)
стеклоочиститель -  патент 2381923 (20.02.2010)
устройство управления стеклоочистителем транспортного средства -  патент 2377148 (27.12.2009)
стеклоочиститель, прежде всего для автомобиля -  патент 2369499 (10.10.2009)
система обнаружения влаги и способ ее применения -  патент 2369498 (10.10.2009)
система электрического привода стеклоочистителя транспортного средства, в частности кабины машиниста тягового подвижного состава, и стеклоочиститель -  патент 2338648 (20.11.2008)
система управления электродвигателем стеклоочистителя -  патент 2297345 (20.04.2007)
способ управления системой очистки ветрового стекла транспортного средства -  патент 2192975 (20.11.2002)
способ управления электродвигателем стеклоочистителя -  патент 2185973 (27.07.2002)
Наверх