ледорезная машина

Классы МПК:E01H4/00 Обработка и поддержание снеговых или ледяных поверхностей, пригодных для дорожного движения или спортивных целей, например устройства для уплотнения снегового покрытия
E01H5/09 вращающимися или движущимися по окружности, например роторы, фрезы 
E02D27/36 возводимые на болотистой почве 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Марийский государственный технический университет
Приоритеты:
подача заявки:
1999-10-05
публикация патента:

Изобретение относится к устройствам, используемым при строительстве различных сооружений на водоемах, покрытых льдом. Сущность изобретения: машина содержит установленные на остове режущую часть с режущим цепным органом (4) и с механизмом (6) ее заглубления и механизм (7) перемещения остова, выполненный с гибкой тягой (8), а также электродвигатель (1) для их привода. Остов состоит из центральной секции-лыжи, шарнирно соединенной с боковыми секциями-лыжами, связанными со стержнями фиксации их положений. Режущая часть дополнительно снабжена съемными режущими дисками (5). Механизм перемещения дополнительно содержит ходовые колеса (11), связанные с гидродомкратами (14) их подъема-опускания, и включает расположенные на концах выходного вала червячной передачи шкивы (9), охваченные гибкой тягой (8), и звездочки цепной передачи для привода ходовых колес (11). Изобретение направлено на обеспечение эффективной работы машины при любых погодных условиях. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Ледорезная машина, содержащая установленные на остове режущую часть с режущим цепным органом, с механизмом ее заглубления и механизм перемещения остова, выполненный с гибкой тягой, а также электродвигатель для их привода, отличающаяся тем, что остов состоит из центральной секции-лыжи, шарнирно соединенной с боковыми секциями-лыжами, связанными со стержнями фиксации их положений, режущая часть дополнительно снабжена съемными режущими дисками, механизм перемещения дополнительно содержит ходовые колеса, связанные с гидродомкратами их подъема-опускания, и включает расположенные на концах выходного вала червячной передачи шкивы, охваченные указанной гибкой тягой, и звездочки цепной передачи для привода ходовых колес.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к строительным машинам для прорезания щелей-траншей на поверхности замерзших водоемов при строительстве различных сооружений, а также для выполнения ремонтно-восстановительных работ на подводных объектах, в том числе на подводных участках нефтегазопроводов для подготовки сбора разлившихся нефтепродуктов с водной поверхности водоема, покрытого льдом.

В частности, это относится к условиям, когда малая толщина льда, его покрытие неровным слоем рыхлого снега, наличие промоин не позволяют применять обычные, имеющие значительные массы, как правило, более 3 т, щелерезные машины на базе тракторов и экскаваторов, т.е. когда эксплуатация в таких условиях приводит к их юзованию, буксованию, аварийным погружениям под лед [1], [2]. [3].

Известна цепная щелерезная машина БТ-150, выполненная на базе пневмоколесного трактора Т-150К [2] со сменным дискофрезерным органом. Эта машина оснащена гидроходоуменьшителем, механизмами привода и заглубления режущих органов. Достоинством этой машины является возможность нарезания щелей-траншей цепным или сменным дискофрезерным органом, состоящим из двух режущих дисков, установленных при выполнении широких щелей-траншей.

Недостатками машины БТ-150 являются малый коэффициент сцепления пневмодвижителя со льдом (менее 0,3); значительная масса (около 10,3 т), исключающая возможность ее эксплуатации на поверхности тонкого слоя льда, покрывающего водоем [1], [4].

Наиболее близкой к предложенной ледорезной машине является щелерезная машина на базе врубовой машины КМП-2, содержащая приводной электродвигатель, механизм режущей части с режущим цепным органом и механизм подачи в виде лебедки с гибкой тягой (канат) [5]. Эта щелерезная машина установлена на салазках. Достоинством этой щелерезной машины является ее высокая степень унификации, простота ходовой части типа салазок с гибкой тягой, когда канат наматывается на барабан подающей части врубмашины, т.е. при этом усилие подачи режущего органа на разрушаемую среду не определяется сцепными свойствами движителя с опорной поверхностью.

Недостатком такой щелерезной машины следует считать ее значительную массу (более 3,7 т) при небольшой опорной поверхности салазок [6]. Это исключает эксплуатацию такой щелерезной машины для резания льда малой толщины на поверхности замерзшего водоема, особенно при наличии промоин по трассе прорезания щелей-траншей. Кроме того, устройство перемещения с гибкой тягой этой машины не обеспечивает при необходимости ее возвратное движение (назад) и не содержит устройства автономного перемещения щелерезной машины за счет сцепления с опорной поверхностью. Последнее снижает эффективность применения щелерезной машины на участках работы малой протяженности с достаточно прочной опорной поверхностью.

Изобретение позволяет прорезать щели-траншеи с поверхности замерзших водоемов даже при малой толщине льда.

Это достигается тем, что ледорезная машина, содержащая установленные на остове режущую часть с режущим цепным органом, с механизмом ее заглубления и механизм перемещения остова, выполненный с гибкой тягой, а также электродвигатель для их привода, отличающаяся тем, что остов состоит из центральной секции-лыжи, шарнирно соединенной с боковыми секциями-лыжами, связанными со стержнями фиксации их положений, режущая часть дополнительно снабжена съемными режущими дисками, механизм перемещения дополнительно содержит ходовые колеса, связанные с гидродомкратами их подъема-опускания, и включает расположенные на концах выходного вала червячной передачи шкивы, охваченные указанной гибкой тягой, и звездочки цепной передачи для привода ходовых колес.

Это исключает юзование, буксование, ледорезной машины, обеспечивает ее работоспособность и безопасность эксплуатации.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг. 1 - ледорезная машина, вид сбоку, на фиг. 2 - вид сверху, на фиг. 3 - сечение А-А остова ледорезной машины (центральной и боковых секций лыж); на фиг. 4 - кинематическая схема.

Ледорезная машина состоит из электродвигателя 1, привода режущей части 2 с гидронасосом 3, с режущим цепным органом 4 и режущими дисками 5, с гидродомкратом 6 механизма их заглубления. Механизм перемещения 7 выполнен с устройствами перемещения ледорезной машины гибкой тягой [7. Александров М.П. Подъемно-транспортные машины. - М.: Машиностроение, 1973. - С. 202] в виде каната 8 и приводных шкивов 9, 10, а также с приводными ходовыми колесами 11,12,13 [7, с. 178] (с зацепами для улучшения сцепления с опорной поверхностью), являющимися элементами другого устройства перемещения ледорезной машины, подъем в транспортное положение I и прижатие которых к опорной поверхности (положение II) осуществляется гидродомкратами 14,15. Передача вращения приводным ходовым колесом 11, 12, 13 от электродвигателя 1 осуществляется через червячную передачу 16, 17 с включением кулачковой муфты 18 механизма перемещения 7, через открытую раздвоенную цепную передачу с ведущими 19, 20 и ведомыми 21, 22 звездочками, охватываемыми цепями 23, 24. Приводной звездочке 25 цепного режущего органа 4 и режущим дискам 5, устанавливаемым в транспортном III и рабочем IV положениях, движение от электродвигателя 1 передается через зубчатые колеса 27,28,29, 30 режущей части 2. Включение (отключение) режущего цепного органа 4 с режущими дисками 5 с передачей энергии от электродвигателя 1 осуществляется путем ввода в зацепление зубчатого колеса 28 с зубчатым колесом 27. Гидронасос 3, от которого питаются гидродомкраты 6,14,15, подключается к электродвигателю 1 при введении в зацепление кулачковой полумуфты 31 с кулачками зубчатого колеса 26.

Остов ледорезной машины выполнен в виде центральной секции-лыжи 32, соединенной при помощи шарниров 33, 34, 35, 36 с боковыми опорными секциями-лыжами 37,38, которые в горизонтальном рабочем V и вертикальном транспортном VI положениях фиксируются стержнями 39, 40. Центральная секция-лыжа 32, боковые опорные секции-лыжи 37,38 выполнены с продольными полозьями снизу (от юзования), пустотелыми с наполнителем, обеспечивающим плавучесть ледорезной машине на воде, в случаях пролома льда или ее перемещения через промоину.

Установка и работа ледорезной машины осуществляется следующим образом. С закрепления упорных стоек 41, 42 и 43, 44 с блоками 45, 46 с запасовкой и закреплением каната 8 при установке боковых опорных секций-лыж 37, 38 в горизонтальных положениях V с фиксацией их стержнями 39, 40 включается электродвигатель 1, гидронасос 3 с введением в зацепление кулачковой полумуфты 31 зубчатого колеса 26, зубчатого колеса 28 с зубчатым колесом 27. В результате этого приводятся в движение режущая цепь режущего цепного органа 4 и во вращение режущие диски 5. С подачей жидкости от насоса 3 в запоршневую полость гидродомкрата 6 режущий цепной орган 4 и режущие диски 5 заглубляются на полную толщину льда "h", перемещаясь из положения III в положение IV.

При нагнетании жидкости от гидронасоса 3 в запоршневые полости гидродомкратов 14,15 ходовые колеса 11, 12, 13 прижимаются к опорной поверхности льда. Включается кулачковая муфта 18. С прорезанием щелей-траншей режущим цепным органом 4 и режущими дисками 5 ледорезная машина начинает перемещаться при вращении ходовых колес 11, 12, 13 при передаче энергии от электродвигателя 1, червячную передачу 17, цепную передачу с ведущими звездочками 19, 20 и ведомыми звездочками 21, 22. При одновременном вращении приводных шкивов 9, 10, огибаемых канатом 8, создается дополнительное тяговое усилие ледорезной машины. Тяговое усилие от этой передачи с гибкой тягой 8, 9, 10 суммируется с тяговым усилием ходовых колес 11, 12, 13 и независимо от сцепления последних с опорной поверхностью обеспечивается постоянство скорости подачи режущих органов 5 на разрушаемую среду - лед (и ледорезной машины в целом).

Для обеспечения нормальной работы механизма перемещения с достижением эффективного режима резания разрушаемой среды, перемещения ледорезной машины при одинаковой угловой скорости шкивов 9, 10 и ведущих звездочек 19, 20, отличающихся диаметром ходовых колес 11, 12, 13 и шкивов 9, 10 (по центрам сечения каната 8, навитого на эти шкивы в один слой), передаточное отношение раздвоенной цепной передачи 19,21 (20, 22) принимается равным значению из условия обеспечения равенства окружных скоростей на поверхности ходовых колес 11, 12, 13 и шкивов 9, 10 (по центрам сечения каната 8), поступательной скорости ледорезной машины. В зависимости от условий применения, технологии резания льда и состояния опорной поверхности работа выполняется в следующих режимах:

- при резании льда режущим цепным органом 4 с режущими дисками 5 (или только режущим цепным органом 4 при снятии режущих дисков 5 с заменой вала их установки на укороченную ось с прорезанием щели-траншеи с большей глубины) с приводом ходовых колес 11, 12, 13 и с дополнительной подачей от устройства с гибкой тягой 8,9,10;

- при резании льда на участках небольшой протяженности при перемещении только от привода ходовых колес 11, 12, 13, когда нецелесообразно устанавливать устройство с гибкой тягой, в частности каната 8, стоек 41, 42, 43, 44;

- при резании льда с участками промоин и возможного погружения ледорезной машины в воду, с участками торосов, когда ее перемещение можно осуществлять только с включением устройства с гибкой тягой 8,9, 10 при установке ходовых колес 11, 12, 13 в транспортное положение I и боковых опорных секций-лыж 37 в горизонтальном положении V, обеспечивая плавучесть ледорезной машине (без погружения на большую глубину), работу электродвигателя 1, механизма подачи 7 и устройства с гибкой тягой 8, 9, 10;

- при транспортном перемещении ледорезной машины по трассе нарезания щелей траншей или при перемещении ее через промоину, торосы режущий цепной орган 4 с режущими дисками 5 устанавливается в транспортное положение III, ходовые колеса 11, 12, 13 в положение I.

В результате такого конструктивного исполнения ледорезной машины обеспечена возможность прорезания щелей-траншей с поверхности замерзших водоемов при малой толщине льда. Перемещение ледорезной машины в собранном виде осуществляется на специальных транспортных средствах.

Источники информации

1. Алимов О.Д., Юдин В.Г. Цепные землерезные машины с унифицированными модульными механизмами. //Строительные и дорожные машины, 1989.- N 7.- С. 4-7.

2. Авторское свидетельство СССР N 1355673. Устройство для нарезания щелей.- Бюл. N 44, 1987. Авторы: Алимов О.Д., Юдин В.Г. и др.

3. Алимов О.Д., Басов И.Г., Юдин В.Г. Баровые землерезные машины.- Фрунзе: Илим, 1969.- 281 с.

4. Чудаков Д.А. Основы теории трактора и автомобиля.- М.: Изд-во сельхозлитературы, журналов и плакатов, 1962.- С. 309.

5. Алимов О.Д. и др. Машины для резания мерзлого грунта с цепным рабочим органом. Известия Томского политехнического института.- Томск: Изд-во Томского университета, 1963.- Том 123.-С. 128.

6. Топчиев А.В. и др. Машины для очистных и подготовительных очисток и подготовительных работ.- М.: Госгортехиздат, 1962.

Класс E01H4/00 Обработка и поддержание снеговых или ледяных поверхностей, пригодных для дорожного движения или спортивных целей, например устройства для уплотнения снегового покрытия

снегоуборочная машина, содержащая узел лебедки для облегчения управления снегоуборочной машиной на крутых склонах, и способ приведения в действие узла лебедки -  патент 2525259 (10.08.2014)
устройство для уплотнения снежного полотна -  патент 2495977 (20.10.2013)
способ создания воздушной завесы над поверхностью льда в конькобежных центрах -  патент 2464376 (20.10.2012)
устройство для уплотнения снега -  патент 2459031 (20.08.2012)
способ формирования снегоуплотненных покрытий горнолыжных склонов и беговых лыжных трасс и устройство для его реализации (варианты) -  патент 2423574 (10.07.2011)
устройство для уплотнения снега -  патент 2373326 (20.11.2009)
магнитное крепление ножа в машине по уходу за льдом -  патент 2340724 (10.12.2008)
устройство для уплотнения снежных насыпей дорожного полотна -  патент 2327005 (20.06.2008)
комбинированный агрегат для уплотнения снежных насыпей -  патент 2321700 (10.04.2008)
установка для строительства снежно-уплотненных дорог и взлетно-посадочных полос -  патент 2296834 (10.04.2007)

Класс E01H5/09 вращающимися или движущимися по окружности, например роторы, фрезы 

Класс E02D27/36 возводимые на болотистой почве 

Наверх