цистерна для транспортировки загустевающих нефтепродуктов

Классы МПК:B61D5/00 Цистерны для перевозки текучих материалов
B65D88/74 с приспособлениями для нагрева, охлаждения, вентиляции или прочего кондиционирования содержимого
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Санкт-Петербургский университет путей сообщения
Приоритеты:
подача заявки:
2000-05-25
публикация патента:

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а именно к средствам для разогрева загустевающих грузов. Цистерна для транспортировки загустевающих и затвердевающих нефтепродуктов содержит нижнее сливное устройство, включающее вороток 1, расположенный в верхнем загрузочном люке, седло клапана 3, установленное над нижним выпускным патрубком, снабженным нагревательным кожухом 5 и штангой, соединяющей седло клапана и вороток. Дополнительная система подогрева выполнена в виде стакана, состоящего из двух коаксиальных обечаек, жестко прикрепленных торцами к верхней и нижней внутренним поверхностям цистерны так, что седло клапана и штанга, соединяющая его с воротком, находятся во внутренней обечайке. Обе обечайки имеют вертикальные окна, в которых установлены стенки 11, образующие каналы для прохода из объема цистерны в объем внутренней обечайки. Пространство между обечайками изолировано от объема цистерны. На стенках обечаек установлены патрубки 13 и 14 для подачи и вывода теплоносителя из объема между обечайками. На штанге установлена пробка для создания над окнами во внутренней обечайке незаполняемого при заполнении цистерны объема. Изобретение повышает эффективность. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Цистерна для транспортировки загустевающих и затвердевающих нефтепродуктов, содержащая нижнее сливное устройство, включающее вороток, расположенный в верхнем загрузочном люке, седло клапана, установленное над нижним выпускным патрубком, снабженным нагревательным кожухом и штангой, соединяющей седло клапана и вороток, отличающаяся тем, что она содержит дополнительную систему подогрева, выполненную в виде стакана, состоящего из двух коаксиальных обечаек, жестко прикрепленных торцами к верхней и нижней внутренним поверхностям цистерны так, что седло клапана и штанга, соединяющая его с воротком, находятся во внутренней обечайке, причем обе обечайки имеют вертикальные окна, в которых установлены стенки, образующие каналы для прохода из объема цистерны в объем внутренней обечайки, а пространство между обечайками изолировано от объема цистерны, при этом на стенках обечаек установлены патрубки для подачи и вывода теплоносителя из объема между обечайками, а на штанге установлена пробка для создания над окнами во внутренней обечайке незаполняемого при заполнении цистерны объема.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, а более конкретно к средствам транспортировки и выгрузки загустевающих жидких продуктов, в частности нефтепродуктов, таких как мазут.

Известны обогреваемые железнодорожные цистерны с наклонными теплообменными элементами [1,2] , изготовленными зацело с резервуаром цистерны или встроенными в него. В них производится прогрев всей массы жидкости перед сливом, что требует большого времени и энергозатрат.

Известны цистерны для транспортировки вязких жидкостей, в том числе и нефтепродуктов. В качестве прототипа выбрана цистерна (модель 15-1566) [3], имеющая нижнее сливное устройство, включающее вороток, расположенный в верхнем загрузочном люке, седло клапана, установленное над нижним выпускным патрубком, который снабжен нагревательным кожухом и штангой, соединяющей седло клапана и вороток.

Недостатком указанной цистерны является продолжительность восстановления текучести вязкой жидкости, высокая стоимость процедуры разогрева. В ней также не предусмотрены мероприятия по повышению устойчивости вагона во время его движения, когда возможны колебания жидкости. Первые два недостатка в значительной мере обусловлены тем, что слив начинается с нижней части цистерны, где жидкость имела продолжительный контакт с холодной стенкой и перешла в твердое состояние. При этом седло клапана, закрывающее сливной патрубок, оказывается внутри затвердевшего толстого слоя и вскрытие цистерны становится невозможным. Такая ситуация предопределяет необходимость разогрева всей массы жидкости, заполняющей цистерну.

Расчет, опыты и анализ штатных ситуаций, имеющих место при транспортировке загустевающих нефтепродуктов, показывают, что область затвердевания не охватывает весь объем цистерны, а представляет собой толстую корку (толщиной 0,1-0,5 м), образующуюся на внутренних поверхностях цистерны. За пределами этой корки жидкость сохраняет достаточно высокую температуру и приемлемую для выгрузки текучесть.

Задачей изобретения является обеспечение эффективности выгрузки загустевающих нефтепродуктов за счет обеспечивания начала слива из центральных областей цистерны.

Данная задача решается тем, что цистерна для транспортировки загустевающих и затвердевающих нефтепродуктов, содержащая нижнее сливное устройство, включающее вороток, расположенный в верхнем загрузочном люке, седло клапана, установленное над нижним выпускным патрубком, снабженным нагревательным кожухом и штангой, соединяющей седло клапана и вороток, дополнительно содержит систему подогрева, выполненную в виде стакана, состоящего из двух коаксиальных обечаек, жестко прикрепленных торцами к верхней и нижней внутренним поверхностям цистерны так, что седло клапана и штанга, соединяющая его с воротком, находятся во внутренней обечайке, причем обе обечайки имеют вертикальные окна, в которых установлены стенки, образующие каналы для прохода из объема цистерны в объем внутренней обечайки, а пространство между обечайками изолировано от объема цистерны, при этом на стенках обечаек установлены патрубки для подачи и вывода теплоносителя из объема между обечайками, а на штанге установлена пробка для создания над окнами во внутренней обечайке незаполняемого при заполнении цистерны объема.

На чертеже показан пример конкретного выполненного варианта заявленной полезной модели.

Вороток 1 посредством штанги 2 соединен седлом клапана 3, которое находится над выпускным патрубком 4, обеспечивающим слив продукта. Выпускной патрубок 4 снабжен подогревательным кожухом 5, имеющим патрубки для подачи пара 6, а также запорным устройством 7. Внутри цистерны вертикально установлена дополнительная система подогрева и слива, выполненная в виде стакана, состоящего из внутренней 8 и внешней 9 обечаек, имеющих вертикальные окна 10, высота которых равна радиусу цистерны. В окнах установлены стенки 11, изолирующие пространство между обечайками 12 от объема цистерны и обеспечивающие перетекание транспортируемой цистерны в объем внутренней обечайки 8. На обечайках 8,9 установлены патрубки 13 и 14, обеспечивающие подачу и вывод теплоносителя из объема между обечайками 8,9. На штанге 2 установлена пробка 15, с помощью которой объем внутренней обечайки 8 может быть соединен с окружающей средой.

Работа заявляемого устройства осуществляется следующим образом. При заливе нефтепродукта в цистерну через верхний загрузочный люк происходит заполнение всего объема цистерны, в том числе и объема внутренней обечайки 8, куда жидкость попадает через окна 10. При закрытой пробке 15 объем внутренней обечайки над окнами 10 не заполняется, наличие этого объема способствует гашению возможных колебаний жидкости. Незаполненным остается также пространство между обечайками 8 и 9. При движении вагона со временем жидкость частично загустевает и затвердевает, причем седло клапана 3 оказывается в области затвердевания, как и в прототипе.

При выгрузке нефтепродукта в пространство между обечайками 8 и 9 через патрубки 13 подается теплоноситель, например пар. Теплоноситель обеспечивает разогрев жидкости во внутренней обечайке 8, что позволяет с помощью воротка 1 открыть выпускной патрубок 4 уже на начальных стадиях слива. При этом также вывинчивается пробка 15. Незагустевшая часть жидкости, остающаяся в центральных областях цистерны, сливается, проходя к патрубку 4 через окна 10. При этом постоянно обеспечивается подача теплоносителя в пространство между обечайками 8, 9, за счет чего снижается вязкость жидкости на сливе.

После слива основной части жидкости на стенках остается затвердевшая корка, масса которой не превосходит 10-15% от массы транспортируемой жидкости. Она смывается при подаче пара в объем цистерны через загрузочный люк во время штатной процедуры отмыва цистерны, вытекание жидкости происходит через окна 10 и патрубок 4.

Повышение эффективности при выгрузке жидкости осуществляется за счет следующего.

1. Снижения времени слива, который начинается после прогрева только объема внутренней обечайки, а не всего объема цистерны.

2. Снижения энергозатрат, так как разогреву подогревается не вся масса жидкости в цистерне, а преимущественно только затвердевшая на стенках цистерны корка.

3. Снятия необходимости осуществлять отстой и слив конденсата из выгруженного нефтепродукта.

Литература

1. Пат. США N 4530288, МКИ B 61 D 5/00; 27/00, пуб. 23.07.1985.

2. Международная заявка N 75/03914, МКИ В 61 D 5/00, 27/00, пуб. 12.09.1985.

3. Губенко В.К. и др. Цистерны (устройство, эксплуатация, ремонт), М., Транспорт, 1990.

Класс B61D5/00 Цистерны для перевозки текучих материалов

устройство для предотвращения отложений на стенках движущейся цистерны с жидкостью -  патент 2441695 (10.02.2012)
шарнирная сцепка для рельсовых транспортных средств -  патент 2424930 (27.07.2011)
устройство для крепления контейнеров на платформе -  патент 2397080 (20.08.2010)
передвижной автогазозаправщик и сосуд высокого давления для него -  патент 2376165 (20.12.2009)
состав цистерн для транспортировки жидких грузов -  патент 2354571 (10.05.2009)
грузовой железнодорожный вагон -  патент 2336190 (20.10.2008)
способ определения оптимального положения и контроля параметров электронных меток на горловинах цистерн, устройство для его осуществления и макет горловины цистерны -  патент 2297339 (20.04.2007)
запорно-сливное устройство преимущественно для железнодорожной цистерны -  патент 2286269 (27.10.2006)
запорно-сливное устройство преимущественно для железнодорожной цистерны -  патент 2281871 (20.08.2006)
регулируемая опора котла железнодорожной цистерны (варианты) -  патент 2268179 (20.01.2006)

Класс B65D88/74 с приспособлениями для нагрева, охлаждения, вентиляции или прочего кондиционирования содержимого

способ разогрева и слива вязких и застывших продуктов из емкости -  патент 2526419 (20.08.2014)
способ подогрева и перемешивания композиционного суспензионного топлива в резервуаре -  патент 2522938 (20.07.2014)
способ разогрева и слива из емкости продуктов в холодном и вязком состоянии и устройство его реализующее -  патент 2517137 (27.05.2014)
устройство нагрева/разгрузки резервуаров, содержащих высоковязкие продукты -  патент 2516182 (20.05.2014)
способ разогрева и слива вязких и застывших продуктов из емкости -  патент 2500598 (10.12.2013)
устройство для повышения эксплуатационных свойств вертикальных стальных резервуаров -  патент 2500486 (10.12.2013)
способ разогрева и слива вязких и застывших продуктов из емкости -  патент 2486121 (27.06.2013)
способ выгрузки затвердевших материалов из емкости -  патент 2486120 (27.06.2013)
устройство для разогрева смерзшегося груза в вагоне -  патент 2475438 (20.02.2013)
водяной бак -  патент 2462379 (27.09.2012)
Наверх